С развитием нейробиологии и когнитивной психологии совершаются всё более глубокие открытия о работе мозга и сознания, что ставит под вопрос представления о душе как отдельной сущности (по крайней мере, отдельной от тела). Если говорить про современное общество, на данный момент наблюдается рост интереса к духовным практикам, мистике, эзотерике, что также влияет на переосмысление души. Также и в Древней Греции идеи о душе стимулировали развитие философии, психологии и других наук, что приводило греков к поиску смысла жизни и моральных ориентиров. Это доказывает, что поиск духовности и смысла жизни важны для людей в течении многих веков. Статья посвящена исследованию понятия «душа» в контексте философии Древней Греции и сравнению ее значения в современном обществе.
Ключевые слова: душа, гомеровская психология, бессмертие души, катарсис, очищение души.
Цель исследования: повысить эффективность концепции “души” в различных пониманиях.
Интерес к концепции “души” был актуален со времён Древней Греции. Сама душа по-гречески ψυχή-душевные свойства, характер, нрав, душа (ἵππου Xen., Plat.). Для начала, обратим внимание на то, чем была душа для древних греков. Если мы откроем эпическую поэму “Илиада” Гомера, то уже в первой строфе мы обнаружим интересные детали:
Μῆνιν ἄειδε θεὰ Πηληϊάδεω Ἀχιλῆος
οὐλομένην, ἣ μυρί᾿ Ἀχαιοῖς ἄλγε᾿ ἔθηκε,
πολλὰς δ᾿ ἰφθίμους ψυχὰς Ἄϊδι προΐαψεν
ἡρώων, αὐτοὺς δὲ ἑλώρια τεῦχε κύνεσσιν
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Уже здесь мы можем отметить контраст души и тела (души находятся в аду, а тела-на поле сражения). А. С. Лосев подчеркивает, что при обращении к греческому эпосу, мы обнаружим, как “в поэмах Гомера и Гесиода констатируется полное отсутствие понимания личности человека как тела. Более того, soma, «тело», если и означает «тело», то только тело мертвое, т. е. материю, лишенную всякого личностного смысла, бездушную”, пока души героев были извергнуты в ад, их тела продолжали лежать на поле брани. Тут то мы и можем сделать вывод, что центром психического существа у Гомера считается не душа, а так называемый “fumus”- дым, пар. сущность нашей психической жизни, которая связана с нашей эмоциональной и интеллектуальной деятельностью, вот этот пар, который существует и концентрируется в наших легких. Этот дым предстает как источник сознания, органы дыхания- центр психической и интеллектуальной деятельности. Как мы можем отметить, гомеровская психология не включает в себя загробной ответственности за свои поступки в настоящем, не важно, что ты делал при жизни, все души всё равно попадают в Аид. Самое важное для греков- похоронить тело. Греки считали, что так душа никогда не сможет обрести покой и попасть в царство мертвых, поэтому Приам сам пошел просить тело своего сына у Ахилла, последний же, в свою очередь, позволил оплакать сына и похоронить его с почестями.
Однако уже в культе Диониса мы может отметить значительное отличие понятия души от гомеровской психологии. Здесь впервые для Древней Греции было отмечено бессмертие души, душа получает высокое религиозное значение. Процессии в честь Диониса были яркими и театральными, в них принимали участие и мужчины, и женщины (преимущественно последние). Отличительной чертой праздника Диониса являются экстатичные ритуалы, которые приводили участников в транс. Темной ночью при свете факелов странно одетые женщины под звук глухих барабанов и звук “манящих к безумию” флейт топали и плясали без перерывов. Они доходили до крайнего возбуждения и набрасывались на куски сырого мяса. Это крайнее напряжение психики было очень важно для греков, ведь именно находясь в полном экстазе, участники могли соединиться с высшими силами. Душа их вылетала из тела и соединялась с божеством. Для души открывалась новая область, о которой бы не смогло прознать само тело и сознание. Из культа Диониса косвенно появляется пифагорейское учение.
Их учение повлияло на понятие души в древности. Здесь к религиозному плану присоединилась и моральная сторона. Пифагорейцы считали, что душа во время всей жизни загрязняется грехами и страстями тела. Только философия смогла стать путём к очищению и спасению души. Изучение чисел, музыки и морали помогали очищать душу и приближать ее к божественному началу.
Однако концепция души у Платона была уникальной и отличалась от представлений о душе у других античных философов. Моральный аспект часто задаёт вопрос о том, как спасти душу. Мы уже отметили моральную сторону пифагорейцев, и эта сторона очень схожа с аспектом спасения и у Платона. В ответе на вопрос “σωτηρία τῆς ψυχῆ” (Как спасти душу?) Платон акцентирует свое внимание на морально-интеллектуальном процессе. Забота о душе- обогащение себя новыми знаниями путем упражнений в диалектике. Если мы возьмем тексты Платона, Сократ там заботится о своей душе, не принимает ''псевдознаний’’, в форме диалога уточняет детали и пытается докопаться до истины. Беседуя, Сократ очищает мысли, убирает “сорняки” из души своих собеседников.
Если до этого у греков душа представляла собой физическую субстанцию, будь она воздух, воздух — это тело, вода — тело, кровь — тела, то для Платона душа впервые перестает быть телом в собственном смысле слова. Душа у Платона- связь мира идей и мира вещей, она вечная сама по себе. В диалоге “Федон” Платон приводит аргументы в пользу бессмертия души (изложу несколько из них).
Первый аргумент- противоположность. Если существует понятие смерти, разложения, конца существования, соответственно должно быть и противоположное понятие- вечной души. Второй аргумент- припоминание. Идея припоминания наследуется у Сократа. Она заключается в том, что в процессе беседы человек вспоминает все возможные факты, которые знала его душат до этого. В диалоге «Менон» Сократ с помощью такого рода вопросов получает от невежественного раба правильное доказательство теоремы Пифагора, несмотря на то что это раб, который никак не мог получить это знание сам, так как нигде не учился и у него явно не было образованной семьи, но с помощью сократического метода это знание удаётся получить. Это и есть суть аргумента припоминания.
В наше время дискурсы о понятии души стали как никогда актуальными из-за развития искусственного интеллекта. Сегодня именно он занимает доминирующую позицию в обществе, ученые утверждают, что уже скоро машины превзойдут человека в технической сфере, в точности рассуждения. К примеру, компьютер AlphaGo, разработанный подразделением Google, во второй раз одержал победу в финальной пятой партии древнекитайской настольной игры го над корейцем Ли Седолем. А в январе этот же компьютер смог вчистую победить европейского чемпиона в го Фань Хуэя. Все эти факты заставляют человека задуматься в наши дни, что именно вот тут-то миф о человеческой душе, познающей истинные идеи, не прибегающая к “псевдознаниям” и заходит в тупик. Именно поэтому сейчас человек осознает важность своей души, так как понимает, что в наши дни виртуальная реальность ставит новые вопросы и природе сознания и души. Однако, учитывая сложность человеческой души и ограничения современных технологий, однозначно трудно утверждать о возможности создании ИИ, который сможет заменить человеческую душу и сознание.
Стоит также упомянуть об еще одном примере важности понятия “души” в современности. Из-за ежедневной суеты и стресса человек остаётся эмоционально истощенным. Как и у древних греков, так и у людей нынешнего поколения существовала концепция очищения души, являющаяся действительно универсальной концепцией и в древнегреческой культуре, и в современных религиях. Самое первое сходство- очищение души и сознания от негативных эмоций. Катарсис в трагедиях достигался через сопереживание (волнение за человека как “представителя” человеческого бытия, зритель как бы выплескивает наружу свою собственную “тень”, боль со страхами, проживая их через судьбу героя). Катарсис в современных религиях часто основывается на вере в Бога. Что касается христианства, исповедь предоставляет возможность признать грехи и получить прощение от Бога, что помогает человеку освободиться от чувства вины, принося душевное успокоение. В исламе тауба или молитва- способ искренне раскаяться перед Аллахом, признать свои ошибки и исправиться. Это не просто просьба к Аллаху, но также и способ очистить душу от негатива. Что касаемо буддизма, практика медитации помогает очистить ум от отрицательных эмоций. Повторение мантр также помогает очистить душу и сознание, принося покой и удовлетворение. Такая техника как “шауча” известна еще как и “очищение желудка”. Как желудок очищается от отходов, так и ум может освобождаться от негатива. С помощью этой практики улучшается связь с собственным телом и усиливается осознанность внутренних процессов, что приводит к глубокому духовному опыту.
Итак, Сократ считал, что очищение души начинается с самопознания. Эта идея прослеживается и в современных религиях, которые обращают внимание на важность самоанализа, изучения мыслей и действий с целью исправить негативные моменты. К примеру, в христианстве чтение Библии и её помогает понять Божьи заповеди, моральные принципы и истины о человеческой природе, что способствует самоанализу и собственному совершенству. В исламе существует понятие “мухасаба”- ежедневный самоанализ, в котором верующий изучает свои мысли и слова с целью определить, что соответствует учениям ислама, а что нет. В исламе чтение священной книги, а если быть точнее изучение Корана, помогает мусульманам понять божьи заповеди, истины о человеческой сущности способствует совершенствованию.
Древнегреческие философы верили, что очищение души происходит через постижение истины, доброты, красоты. В современных религиях также существует понятие “духовного прогресса”. Он является центральной концепцией, представляя собой связь с Богом или Высшей силой. Например, христианство учит о стремлении к святости, более глубокой связи с Богом и к последовательному жизненному пути, основанный на евангельских учениях. Это включает в себя развитие любви, сострадания, смирения и других добродетелей.
В конце хочу отметить, что, несомненно, концепция души у древних греков и в современном обществе значительно отличается. Однако самое важное, что их связывает- понятие души как центр личности. Иными словами, изучение души как в прошлом, так и сейчас имеет значение личного поиска смысла в мире.
Литература:
- А. Д. Вейсман Греческо-русский словарь. Репринт изд.: СПБ., 1889. М.,1991.
- Гомер, Илиада /перевод с древнегреч. Н. И. Гнедича — Москва; Государственное издательство художественной литературы, 1960. — 19 с.
- Тахо-Годи А., Лосев А. Греческая культура в мифах, символах и терминах. — СПб: Алетейя, 1999- статья “О древнегреческом понимании личности на материале термина soma”
- Представление о бессмертии души в культе Диониса: взаимодействие рационального и иррационального/ Обидина Ю. С./ Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2006. — С. 41–46.
- Платон, Федон / перевод с древнегреч. С. А. Жебелева, 1923.
- Искусственный интеллект превзошел человека в игре го/ URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/03/15/633675-intellekt-prevzoshel/ Режим доступа: для всех пользователей.