Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Щербакова, Е. В. Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения / Е. В. Щербакова, С. А. Кармышова, Е. Г. Огольцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 187-190. — URL: https://moluch.ru/archive/239/53998/ (дата обращения: 14.11.2024).



В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Ключевые слова: воспитание, гуманисты, всеобщее обучение, взаимопонимание.

The paper will discuss the basics of pedagogical thought of the Renaissance, the characteristics of this phenomenon, the main representatives and the contribution to the development of pedagogical thought. Influence of the concept of humanism of the Renaissance on modern pedagogy.

Keywords: education, humanists, universal education, mutual understanding.

В наши дни остро встаёт вопрос о необходимости педагогической корректировки личностных идеалов, в связи с этим мы хотим обратиться к истории эпохи что Возрождения — в то время, когда педагогическая мысль была тесно связана с развитием науки, искусства и литературы. Актуальность указанной выше проблемы заключается в том, что эпоха Возрождения — это рубеж средневековья и нового времени, некий переломный момент, характеризующиеся появлением чего-то нового.

История эпохи Возрождения начинается в XIV в. и заканчивается вначале XVII в. Данная эпоха представляет собой этап со многими культурными преобразованиями, к примеру, широкое распространение архитектуры и изобразительного искусства. Но также происходит реализация педагогической идеи гуманизма. Педагоги того времени выступали за то, чтобы в школах активно изучались: математика, механика, география и естествознание.

Гуманисты эпохи Возрождения считали, что человек награжден божественным разумом, способен действовать независимо, без опеки церкви.

Для детей знатного происхождения педагоги требовали полного эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения классических памятников литературы. Они с почтением относились к детям, выступали против строгой дисциплины, пытались пробудить интерес к изучаемому предмету.

В период эпохи Возрождения педагоги выдвигали множество идей и концепций. Они использовали разные методы в образовании, к примеру, беседа или игра, то есть то, что не было характерно для обучения до XIV в., и вследствие этого развились новые основные взгляды людей на обучение детей в школах.

Так, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский предложил всеобщее обучение. Он рассматривал воспитание, как предпосылку справедливых и гуманных отношений между взрослым и ребёнком, выделяя определённые принципы обучения, первым из которых был принцип сознательности и активности. Данный принцип включал в себя глубокое осознанное усвоение знаний, то есть ребёнок сам «впитывал» нужную ему информацию и с помощью интересной творческой деятельности познавал её.

Второй принцип — принцип наглядности: здесь многое завесило от преподавателя. Он на своём примере, своими действиями показывал ученику основу какого-либо предмета, чтобы заинтересовать его в обучении.

Следующим был принцип постепенности и систематичности знаний: для обучения составлялся некий график, в который входило распределение ребёнка по возрасту и уровню его знаний, и любые темы в процессе обучения изучались постепенно.

И последним, четвёртым принципом выступали упражнения и прочное овладение знаниями и навыками. Это заключалось в повторении и закреплении изученного материала с помощью заданий и упражнений.

Выдающийся итальянский педагог Витторино да Фельтре открыл школу, наименованную «Дом радости». Так он пытался сказать о том, что в его школе обучение будет приносить не только пользу, но и удовольствие в учёбе. В данной школе совершались частые чередования деятельности: первоначально дети занимались интеллектуальным развитием, затем практиковали физические упражнения. Обучение основывалось на наглядных пособиях и практических работах. Витторино да Фельтре стремился заинтересовать детей в обучении с учётом их индивидуальных особенностей. Он в первый раз начал использовать в школе игры, как метод обучения, тем самым его школа сыграла большую роль в развитии гуманистических идей и воспитания.

Нидерланды в эпоху Возрождения имели большую значимость в развитии культуры не только благодаря созданию таких жанров живописи, как натюрморт и пейзаж, но и благодаря развитию гуманистических идей, имея тесную связь с Италией. Крупнейшим представителем культуры того времени стал нидерландский гуманист Эразм Роттердамский, произведения которого имели большую популярность, а вклад в развитие педагогики оказался также столь значимым, как и вклад в развитие литературы.

У Эразма Роттердамского имелись свои собственные основные идеи по отношению к взрослым и детям и к их обучению. Для начала он считал, что людьми не рождаются, но делаются путём воспитания. Роттердамский пытался донести до общества, что благодаря воспитанию человек создаёт в себе личность, имеющую гуманные характерные черты.

Также он говорил, что человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность. Речь идёт о том, что у человека всегда есть и должен быть выбор. Он способен нести ответственность за свои поступки, будь то наказание или поощрение.

Роттердамский выступал против всякого насилия и всегда ставил защиту ребёнка превыше всего, указывая на то, что детей надо правильно воспитывать с самого рождения, и лучше, если это делают родители. Но если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя.

Эразм Роттердамский всегда ставил в приоритет здоровый образ жизни и постоянные занятия физическими нагрузками, чтобы люди поддерживали своё здоровье.

Педагог всегда говорил о том, что ребёнок имеет право на правильное воспитание, а также то, что к внутреннему миру ребёнка нельзя относиться жестоко. Указывал, что образование детей должно строиться на взаимном понимании и уважении.

Таким образом, в эпоху Возрождения открываются университеты, появляются новые направления научных исследований и соответствующие новые учебные дисциплины, развивается искусство. Данная эпоха ознаменовалась появлением ярких мыслителей и педагогов-гуманистов, что повлияло на развитие образования в целом. Педагогические идеи эпохи Возрождения непосредственно сыграли большую роль в современном образовании. Практически все нынешние учреждения пользуются идеями и методиками обучения педагогов эпохи Возрождения.

Литература:

  1. Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева «Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV—XVI века)».
  2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://www.kazedu.kz/referat/173871/3
  3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00166248_0.html
Основные термины (генерируются автоматически): эпоха Возрождения, всеобщее обучение, обучение, ребенок, школа.


Похожие статьи

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых

В статье рассматривается проблема гуманного воспитания детей. Описываются основные идеи гуманной педагогики и периоды её становления.

Психологическая мысль в эпоху Возрождения (Италия, Испания, Англия)

В статье авторы рассматривают процесс изменения общепринятых взглядов на душу и психику человека в эпоху Возрождения в Европе

Педагогика и школа в Западной Европе в XVII — XVIII вв.

Статья посвящена видным педагогам и философам 18–19 вв., их новым взглядам и идеям в системе образования и воспитания ребенка, выраженных в фундаментальных трудах, которые мы можем применять и использовать в современном образовании.

Непрерывное обучение: от теории к практике

Статья посвящена концепции непрерывного обучения, которая приобретает особую актуальность в современном динамичном мире. Рассматриваются истоки и развитие концепции, ключевые характеристики непрерывного обучения, проблемы и перспективы его реализации...

Философский взгляд на физическое воспитание в современной России

В статье рассмотрены аспекты физического образования и воспитания в современной России с точки зрения философии.

Проблема образования и личностного роста обучающихся в контексте педагогического опыта Вальдорфской школы

В данной статье будут представлены подходы к обучению и воспитанию детей в соответствии с принципами Штайнеровской школы. Приведена актуализация педагогических целей. Определены наиболее важные задачи современной школы. Также в статье затрагиваются в...

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Социально-культурные факторы актуализации развития теоретических основ самообразования в трудах учёных ХVIII–ХIХ веков

В статье раскрываются социально-культурные подходы развития теоретических основ самообразования. Значение народной педагогики в традиционно-культурной преемственности наследия. Этапы разработки теоретических вопросов самообразования в трудах учёных X...

Теоретические и практические задачи педологии как науки

Статья посвящена анализу вопросов, изучаемых педологией — комплексной наукой о развитии ребенка. Автор анализирует работы Л. С. Выготского, взгляды ученого на методологические и методические аспекты педологии.

Похожие статьи

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых

В статье рассматривается проблема гуманного воспитания детей. Описываются основные идеи гуманной педагогики и периоды её становления.

Психологическая мысль в эпоху Возрождения (Италия, Испания, Англия)

В статье авторы рассматривают процесс изменения общепринятых взглядов на душу и психику человека в эпоху Возрождения в Европе

Педагогика и школа в Западной Европе в XVII — XVIII вв.

Статья посвящена видным педагогам и философам 18–19 вв., их новым взглядам и идеям в системе образования и воспитания ребенка, выраженных в фундаментальных трудах, которые мы можем применять и использовать в современном образовании.

Непрерывное обучение: от теории к практике

Статья посвящена концепции непрерывного обучения, которая приобретает особую актуальность в современном динамичном мире. Рассматриваются истоки и развитие концепции, ключевые характеристики непрерывного обучения, проблемы и перспективы его реализации...

Философский взгляд на физическое воспитание в современной России

В статье рассмотрены аспекты физического образования и воспитания в современной России с точки зрения философии.

Проблема образования и личностного роста обучающихся в контексте педагогического опыта Вальдорфской школы

В данной статье будут представлены подходы к обучению и воспитанию детей в соответствии с принципами Штайнеровской школы. Приведена актуализация педагогических целей. Определены наиболее важные задачи современной школы. Также в статье затрагиваются в...

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Социально-культурные факторы актуализации развития теоретических основ самообразования в трудах учёных ХVIII–ХIХ веков

В статье раскрываются социально-культурные подходы развития теоретических основ самообразования. Значение народной педагогики в традиционно-культурной преемственности наследия. Этапы разработки теоретических вопросов самообразования в трудах учёных X...

Теоретические и практические задачи педологии как науки

Статья посвящена анализу вопросов, изучаемых педологией — комплексной наукой о развитии ребенка. Автор анализирует работы Л. С. Выготского, взгляды ученого на методологические и методические аспекты педологии.

Задать вопрос