Взаимодействие человека и культуры в период эпохи Возрождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 23.03.2017

Статья просмотрена: 3816 раз

Библиографическое описание:

Серёгин, Д. Е. Взаимодействие человека и культуры в период эпохи Возрождения / Д. Е. Серёгин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 596-600. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40985/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье был рассмотрен огромный пласт культурных достижений, которые в свою очередь повлияли как на мировоззрение человека, так и на его ценности в жизни. Задачей данной статьи было: рассмотреть эпоху Ренессанса через призму достижений в области культуры; выяснить, каким образом человек зависит от культуры. В результате рассмотрения эпохи Ренессанса выяснилось, что человек и культура — это неразделимые вещи. Человек не может существовать без культуры, а культура в свою очередь не может существовать без человека. Именно человек задаёт тенденции в культуре. Таким образом, культура не может существовать без человека.

Ключевые слова: Возрождение, искусство, гуманизм, культура, общество

Эпоха Ренессанса (Возрождения) — отрезок времени (XIV — XVI века) в истории европейских государств, связанный с образованием новой картины мира, которая несла в себе гуманистическую направленность. Родиной эпохи Ренессанса стала страна с Апеннинского полуострова — Италия. Именно в этой стране в XIII веке первоначально стали проявляться его черты, в частности в творчестве Никколо Пизано, Андреа Орканьи и Джотто ди Бондоне. А окончательно эпоха Возрождения установилась только в начале XV века. Основателями гуманизма стали Франческо Петрарка (1304–1374) и Джованни Боккаччо (1313–1375) — учёные и писатели, которые являлись в то время знатоками древности.

Если углубиться в историю Европы, то отчётливо видно стремление к зрелости, свободе и самоуважению берёт истоки в возрождённой концепции гуманизма. Тенденция общества реабилитировать свой организм, чувства, сердце и разум, вызвать заинтересованность к природе стало возможным в эпоху Возрождения, оно «снова открыло союз человека и природы и увидело в природе людей нечто такое, что сам Бог избрал для своих целей» [2, с. 92].

Пико делла Мирандолла (1463–1494) — итальянский мыслитель, представитель раннего гуманизма. Гуманистическая концепция, которая была заявлена Мирандолла в его работе под названием «Речи о достоинстве человека» — блестящем творении этой великой эпохи. В этом произведении утверждалось не больше не меньше, что человек стоит в центре мира, где в Средние века стоял Бог, и что он по собственному желанию может уподобиться, если не самому творцу, то уж во всяком случае ангелам, чтобы стать таким же прекрасным и совершенным, как они. На основе этих тенденций в Новое время складывается, с одной стороны, новоевропейская личность, с другой — рациональное понимание мира и природы. О становлении самостоятельных типов новоевропейской нормативности: религиозном (все более вытесняемом в специальную нишу); мыслительном (философия науки); правовом (регулятивный инструмент); художественном (литература, живопись, театр) — пишет В. М. Розин [3, с. 224]. А значит неслучайно настолько важную роль начинали играть институты государства, экономики и образования. Не удивительно, что новое открытие греческой философии, литературы, драмы и искусства, новое открытие Ветхого Завета и философии монотеизма создало культуру, основанную на принципах свободного творчества, которая впоследствии стала примером для подражания всей Европы. Главное то, что люди перестали бояться своей собственной индивидуальности, освободились от догмата виновности, в созидании видели исполнение воли Бога.

В XVI веке был заложен фундамент современной науки в целом, так, например, ключевые открытия и изобретения были совершены в естествознании. Огромным плюсом явилось появление книгопечатания. Так данное открытие стало одним из важнейших событий в эпохе Возрождения, например, в литературе появились новейшие, ранее не существовавшие возможности распространения, которые сыграли во многом положительную роль для общества в целом. Античные рукописи, которые были возрождены, стали свободно распространяться во многих государствах Европы, а также передаваться следующим поколениям. Стала доступна возможность сделать копию любой информации, нанесенной на бумагу, что серьезно облегчало процесс обучения. Стоит заметить, что без книгопечатания образование было доступно узкому кругу лиц, а о научных открытиях знали бы единицы.

«Средневековая академическая наука называлась схоластикой (от греч. школьный, ученый). Она представляла собой религиозную философию, соединявшую богословие и рационалистические формально-логические проблемы». [1, с. 386]. Существенным моментом явился тот факт, что в системе средневекового схоластического образования ключевое место заняли риторика и Цицерон. Таким образом, риторика стала постепенно вытеснять логику и философию Аристотеля. Так, по мнению гуманистов, обучение риторике должно было привести к овладению языком. Латинский язык, прибывавший в прошлом языком литературы и науки, становится чище в Эпоху Возрождения от средневековой порчи и реабилитируется в своём классическом стиле. Стоит обратить внимание, что освоение греческого языка стало предметом усердного изучения, хотя в средневековье знание этого языка было утеряно. Литературные труды древних деятелей ищут, переписывают и переиздают.

Великие умы Возрождения пытались приблизиться в своих работах к мелодичному единству самых завораживающих аспектов реальности. Первые шаги на пути к становлению искусства этого периода сделали ещё во Флоренции в конце XV века. Стоит обратить внимание на Леонардо да Винчи (1452–1519), ставший первым художником, который попробовал свои силы как в скульптуре, так и в литературе. Леонардо да Винчи также был изобретателем, естествоиспытателем, математиком и наконец механиком. Леонардо да Винчи стал не только исследователем во многих областях, но и новатором. Он оставил огромный отпечаток в истории науки и техники. Он во многом опередил своё время. Всё началось с творческой деятельности Леонардо да Винчи. Именно тогда проявились характерные особенности его искусства интерес к психологическим решениям, стремление к лаконичности и обобщению, к пространственному расположению и объемности фигур. Огромное внимание Леонардо фокусировал на идею перспективного построения, а также расположению фигур в пространстве.

Ещё один знаменитый деятель эпохи Возрождения, Рафаэль Санти (1483–1520) — великий итальянский живописец, архитектор. Именно он предпринял попытки обобщить все достижения своих предшественников и создал подобие совершенного человека, которое разумеется было выполнено по всем традициям гуманизма. В произведениях Рафаэля очень многое пересекается с работами его выдающихся современников, таких как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Микеланджело Буонарроти (1475–1564) — известнейший итальянский скульптор, мыслитель, поэт и художник. Микеланджело продемонстрировал в своих работах глубокие противоречия своего времени, олицетворил тревогу и предчувствие грядущих бедствий. Венецианская школа стала занимать особое место в итальянском искусстве XVI века, именно тогда у истоков Возрождения находился Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (1478–1510) — итальянский художник, один из высочайших мастеров своего времени. В своём творчестве он пытался достичь ритма и гармонического единства, одухотворенности и психологической выразительности образов. Ведущим мотивом его работ стал союз человека и природы. В своём творчестве он пытался достичь ритма и гармонического единства, одухотворенности и выразительности образов. Ведущим мотивом его работ стал союз человека и природы.

Важно помнить, что понятие «Возрождение» стали использовать в XVI столетии применительно к изобразительному искусству. Во второй половине XVI века немецкая светская культура достигла такой стадии развития, что никакой компромисс с традиционным схоластическим образованием больше не был возможен. Знакомство североевропейских учёных с итальянской гуманистической мыслью оказало решающее влияние на развитие европейской культуры. Человек нового типа хотел заменить прежние догматы вины, которые церковь наложила на сознание европейцев и которые доминировали веками, набожностью, которая не противоречила бы свободе разума и уважению к личности человека. Так, флорентийский неоплатонизм и иудейская концепция святости человека — как индивидуума, так и всего рода человеческого — стали источником вдохновения распространившейся по всей Европе культуры гуманизма. Здесь нельзя не упомянуть человека, которого можно считать выразителем различных тенденций и идеалов североевропейского гуманизма — Эразма Роттердамского (1469–1536), голландского философа и писателя, проведшего жизнь в скитаниях. Его сочинения были внесены в «Индекс запрещённых книг», а сам он осуждён Трентским собором как нечестивый еретик.

Ещё один деятель эпохи Ренессанса, Джорджоне Тициан (1488–1576) являлся итальянским живописцем, и характерным признаком его работ стало чувство жизнерадостности и приземлённости. Он считал, что именно цвета играть заключительную роль в его работах. Тициан основной акцент в своём творчестве ставил на портреты, в которых он пытался сотворить облик, подобающий гуманистическим идеалам, а также отразить духовную составляющую человека. Он стал использовать новые приёмы в живописи, которые оказали значительное влияние на дальнейшее формирования искусства «старого света».

Но немного позднее стали проявляться первые признаки кризиса идей гуманизма и приземлённое сознание формирующегося буржуазного общества. Гуманисты постепенно стали разочаровываться от проявлявшихся противоречий реальности ренессансным суждениям о человеке. В конце XVI столетия такое противоречие уже стало вездесущим. Направленность гуманизма отразилась в результатах, которые стали непредсказуемыми для гуманистов. Таким образом в первой половине XVI века издаётся работа Николая Коперника (1473–1543) о гелиоцентрической системе. Теперь, ядром мироздания прекратила считаться земля, а человек в этой бесконечной Вселенной стал крохотным и исчезать из поля зрения.

Первые признаки упадка гуманизма стали появляться и в написании утопий. Так первые утописты, которые в тоже время являлись и гуманистами были Томас Мор (1478–1535) — английский писатель, философ и юрист, а также Томмазо Кампанелла (1568–1639) — итальянский писатель и философ. Необходимо подчеркнуть, что утопические идеи возникли как ответ на расхождение и несуразность гуманизма и его неспособность дать внятный ответ на будоражащие вопросы гуманистов. Утопия — это вымышленные страны, где автор показывает, как, по его мнению, выглядит идеальное устройство общества, которые возможно не имеют ничего общего с реальностью. Упоминая, но не ограничиваясь выше сказанным, следует подчеркнуть, что возникновение утопических идей констатирует нам об утрате доверия как к истории, так и к природе человека.

Итальянское Возрождение оставило свой след и в культуре Германии. Немецкая культура старалась впитать достижения Возрождения и освоить научный фундамент искусства. Характерным признаком искусства Германии в XVI столетии стало расширение темы, освоить очертание человеческого тела и пространства. Необходимо подчеркнуть, что одним из художников, которому удалось привлечь к себе внимание стал Альбрехт Дюрер (1471–1528) — живописец, гравёр и график, оставивший после себя тракты по теории искусства. Кроме всего прочего Дюрер занимался и естественными науками, и старался воплотить ренессансный тип художника-учёного. Не стоит забывать и о других знаменитых немецких художников того периода таких как Лукас Кранах (1472–1553) — живописец и график, а также Ганс Гольбейн (1497–1543) — великий немецкий художник. К примеру, Кранах смог синтезировать в своём творчестве готические традиции с художественными принципами эпохи Возрождения.

В Нидерландах поступательное движение в развитии искусства шло медленно, но новые особенности удачно гармонировали со старыми. «Романизм» — есть направление Нидерландской живописи, которое поддалось некоторым изменениям в результате воздействия со стороны как маньеризма, так и Ренессанса. Групповой портрет — это один из жанров портрета, который сформировался в Нидерландах во второй половине XVI столетия. Бытовая картина тоже становится самостоятельным жанром. Питер Брейгель (1525–1569) — известный нидерландский живописец, график, а также мастер пейзажа, красочно показывал современную жизнь, а его искусство имело национальный характер по содержанию и очертанию.

Яркий всплеск в литературе Возрождения пришёлся на драмы Шекспира и романы Сервантеса. Уильям Шекспир (1564–1616) — английский поэт и драматург. В его активе такие работы как пьеса «Гамлет» написанная в жанре «Трагедия», над которой Шекспир работал 2 года, и «Ромео и Джульетта», написанная в 1595 году и выполненная в аналогичном жанре. А также ряд других не менее известных работ: «Укрощение строптивой», «Отелло», «Перикл» и другие. Творчество Уильяма Шекспира демонстрирует изобилие мыслей и страстей, которые стали появляться в эту непростую эпоху. В работах Шекспира проявились элементы противоречия сознания, неуверенность и недоумение переломного периода. Другой не менее известный деятель эпохи Возрождения, Мигель де Сервантес (1547–1616) — испанский писатель. Сервантес стал чрезвычайно популярным благодаря роману под названием «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Первая часть этого известнейшего романа была опубликована в 1605 году, а второй части читателям пришлось ждать целых десять лет. В этом произведении писатель имитирует рыцарские романы, внедряя персонажа в чужую среду, а также даёт полную, отражающую реальную действительность, изображение Испании. Не стоит забывать и об иных работах Сервантеса, например, «Назидательные новеллы», вышедшая в свет в 1613 году. Это сборник, который объединил в себе двенадцать рассказов.

Таким образом, необходимо отметить, что освоение Античности оказало значительное влияние на нравы и религиозные воззрения. Поводом для беспокойства были бытующие сомнения, что познание трудов древних писателей может привести к противоречию со службой Христу, а более углубленное изучение античной философии поспособствовало бы разрушению веры в Христа.

Основным компонентом культуры Ренессанса была идея о принципах гуманизма. Эта идея утверждала важность и красоту существовавшего человека, его воли и умственных способностей, а также творческого потенциала. Необходимо подчеркнуть, что в сравнении со средневековьем, культура периода Возрождения имела светский характер. Развитию науки в том числе, а может быть и в первую очередь, способствовало раскрепощение от догматики и церковной схоластики. Огромное желание изучения реального мира и очарование им послужили толчком к отражению в искусстве различных аспектов реальности и предали тот неповторимый пафос наиболее знаменитых произведений художников.

Основатели современной культуры именовали себя «гуманистами», что в переводе с латинского «humanus» означает «человеческий, человечный». С другой стороны, признавать новый стиль как возрождение античности невозможно. Искусство периода Возрождения сделало античные образцы служебными по отношению к своим, абсолютно независимым задачам. В то время гуманисты предполагали, что христианские формулировки и учения можно отразить обществу в безукоризненном стиле античности. Если в искусстве античности, человек даже с прекрасной физической подготовкой, представлялся лишь игрушкой богов, то в период Ренессанса всё меняется, и уже человека возвышают и ставят его на пьедестал.

Необходимо подчеркнуть, что приходит осмысление зависимости людей от среды обитания, появляются мысли о том, что жизнь может быть изменчива, теряются идеи целостности мироздания и чувства гармоничности. Мировосприятие постепенно усложняется. В этом трудном мироздании трудились на благо искусства деятели эпохи Ренессанса, которые создавали тот образец, о котором воображали и священно считали истиной, заканчивая в искусстве то, что в реальном мире считалось недосягаемым.

Литература:

  1. Полищук В. И. Культурология [Текст] / В. И. Полищук. — М.: Гардарики, 1999. — 446 с.
  2. Эстетика Ренессанса: Антологии: в 2-х т. Т. 1 / сост. и науч. ред. В. П. Шестаков. — М.: Искусство, 1981. — 495 с.
  3. Розин В. М. Развитие права в России как условие становления гражданского общества и эффективной власти [Текст] / В. М. Розин. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. — 352 с.
  4. Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского возрождения. [Текст] / А. Х. Горфункель. — М., 1977. — 359 с.
  5. Гуревич П. С. Культурология [Текст] / П. С. Гуревич. — М.: Знание, 1998. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): работа, Эпоха Возрождения, искусство, культура, союз человека, гармоническое единство, деятель эпохи Ренессанса, значительное влияние, Нидерланды, реальный мир.


Похожие статьи

Гуманизм как идейное течение в культуре человечества

В статье описывается развитие гуманистических идей в соответствии с культурными и историческими особенностями развития общества на различных этапах. Также автором рассматривается, как менялось от эпохи к эпохе понимание соотношения индивидуализма и к...

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Медиакультура как современный социальный феномен

Растущая роль медиакультуры и информационно-коммуникационных технологий, воспринимаемая как фактор, влияющий на общество и личную психологию, политику, экономику и систему государственного управления. Это создает новые проблемы для медиа исследований...

Мозг и психика. Проблема идеального

В статье рассматриваются ключевые моменты для раскрытия проблемы идеального: как воспринимается категория идеального для общества и личности; как наше сознание связано с ней; возможно ли ее отнести не только к идеализму, но и к материализму.

Влияние религиозных личностей на ход истории

В данной статье сделана попытка раскрыть сущность влияния человека на общество и историю на конкретных примерах. Авторы считают, что каждый человек влияет на исторический процесс, не отменяя при этом закономерностей развития.

Вопрос идеала в обществе

В статье рассматривается ключевые моменты для раскрытия вопроса идеала: что является идеалом, какие могут быть его форма и содержание, как он формируется в человеческом обществе.

Понятие коммуникации и ее место в антропологии Карла Ясперса

Роль общения в жизни человека очень велика, оно нужно и для определения его сущности. Согласно Ясперсу, философские размышления есть возможность для развития представлений об общении. Мир существует реально, однако человеческий мир превращается в так...

Влияние, оказанное С. Н. Булгаковым на российскую экономику

В статье рассматривается место С. Н. Булгакова в мировой экономической истории как мыслителя, обозначившего путь примирения социализма и либерализма через философское осмысление экономического процесса. Авторы наглядно показывают, как Булгаков пришел...

Жизненный мир как предмет социально-философского исследования

Определения жизненного мира, как правило, описательны. В целом жизненный мир человека условно может быть интерпретирован как представления человека о мире. Жизненный мир ассоциируется с прочно пережитым контекстом воплощенных человеческих действий и ...

Концепция души в Древней Греции и в наши дни

С развитием нейробиологии и когнитивной психологии совершаются всё более глубокие открытия о работе мозга и сознания, что ставит под вопрос представления о душе как отдельной сущности (по крайней мере, отдельной от тела). Если говорить про современно...

Похожие статьи

Гуманизм как идейное течение в культуре человечества

В статье описывается развитие гуманистических идей в соответствии с культурными и историческими особенностями развития общества на различных этапах. Также автором рассматривается, как менялось от эпохи к эпохе понимание соотношения индивидуализма и к...

Специфика культуры для человека и общества в историко-философской мысли Мишеля Фуко

В статье автором предпринята попытка проведения анализа культуры в отношении человека и общества через обращение к историко-философской мысли Мишеля Фуко. Проведённое исследование позволило установить особые критерии в понимании социокультурных аспек...

Медиакультура как современный социальный феномен

Растущая роль медиакультуры и информационно-коммуникационных технологий, воспринимаемая как фактор, влияющий на общество и личную психологию, политику, экономику и систему государственного управления. Это создает новые проблемы для медиа исследований...

Мозг и психика. Проблема идеального

В статье рассматриваются ключевые моменты для раскрытия проблемы идеального: как воспринимается категория идеального для общества и личности; как наше сознание связано с ней; возможно ли ее отнести не только к идеализму, но и к материализму.

Влияние религиозных личностей на ход истории

В данной статье сделана попытка раскрыть сущность влияния человека на общество и историю на конкретных примерах. Авторы считают, что каждый человек влияет на исторический процесс, не отменяя при этом закономерностей развития.

Вопрос идеала в обществе

В статье рассматривается ключевые моменты для раскрытия вопроса идеала: что является идеалом, какие могут быть его форма и содержание, как он формируется в человеческом обществе.

Понятие коммуникации и ее место в антропологии Карла Ясперса

Роль общения в жизни человека очень велика, оно нужно и для определения его сущности. Согласно Ясперсу, философские размышления есть возможность для развития представлений об общении. Мир существует реально, однако человеческий мир превращается в так...

Влияние, оказанное С. Н. Булгаковым на российскую экономику

В статье рассматривается место С. Н. Булгакова в мировой экономической истории как мыслителя, обозначившего путь примирения социализма и либерализма через философское осмысление экономического процесса. Авторы наглядно показывают, как Булгаков пришел...

Жизненный мир как предмет социально-философского исследования

Определения жизненного мира, как правило, описательны. В целом жизненный мир человека условно может быть интерпретирован как представления человека о мире. Жизненный мир ассоциируется с прочно пережитым контекстом воплощенных человеческих действий и ...

Концепция души в Древней Греции и в наши дни

С развитием нейробиологии и когнитивной психологии совершаются всё более глубокие открытия о работе мозга и сознания, что ставит под вопрос представления о душе как отдельной сущности (по крайней мере, отдельной от тела). Если говорить про современно...

Задать вопрос