Развитие педагогики и образования в античном мире | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, август 2018)

Дата публикации: 25.07.2018

Статья просмотрена: 16617 раз

Библиографическое описание:

Кошелева, И. В. Развитие педагогики и образования в античном мире / И. В. Кошелева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14447/ (дата обращения: 16.12.2024).



Образование сегодня представляет собой многосложную структуру, ориентированную, прежде всего не только на рынок труда, но и на формирование в человеке как личности таких качеств как целеустремленность, критическое мышление, креативность и т. п. История образования на ранних этапах развития человечества и до наших дней приобретала различные вектора развития, которые детерминировались развитием экономической и технократической мысли. Однако многие методики и формы подачи материала были заложены еще с древних времен. Возникновение принципов воспитания сопряжено с возникновением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории. Сегодня педагогика и образование являются важнейшими механизмами передачи знаний. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время, когда воспитание оформилось как специальная социальная функция. Общие черты принципов передачи знаний последующим поколениям наблюдались уже около 250 тыс. лет назад, в сообществах палеоантропов. Важно понимать, что развитие приемов передачи знаний тесно связано с развитием самого человечества. Во времена античной культуры вместе с развитием земледелия, ремесленничества и особенно философских идей и доктрин, важным встает вопрос о передаче знаний последующим поколениям. Более подробный взгляд на эпоху античности позволяет понять, что развитие общества и системы образования имеют прямую зависимость.

Во времена античности наиболее ярко были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи. В это время получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, начала оформляться система образовательных учреждений. Для данного этапа характерны три периода развития: архаичный (IX в. до н. э. — VIII в. до н. э.), период расцвета Эллады (VII в. до н. э. — IV в. до н. э.), эллинистический период (III в. до н. э. — I в. до н. э.). [5,7]

Во времена архаичного периода обучение и воспитание подрастающего поколения проходило в домашне-семейных условиях под руководством наставников. Школьной формы обучения в Древней Греции еще не существовало, однако, внимание общественности к обучению и воспитанию физически и нравственно развитого грека было велико. Об этом свидетельствуют произведения Гомера и Гесиода.

Период расцвета Эллады характеризуется развитием воспитания и школы по разным направлениям. Наибольшую известность получили города Афины и Спарта. Идеал развития личности в Спарте основывался на воспитании мужественного, физически развитого, духовно сильного человека. До семи лет дети в Спарте воспитывались в семье, где особое внимание уделялось развитию физического здоровья ребенка. До тридцати лет молодой спартанец не обладал всей полнотой гражданских прав и воспитывался под контролем государства. В этом процессе можно выделить три этапа: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет, от 20 до 30 лет. С семи лет всех мальчиков собирали в агелы — военизированные интернаты казарменного типа, где они воспитывались до 14 лет. Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Изучение счета, письма и музыки было утилитарным. Особое внимание уделялось лаконичной речи — способности кратко и точно выразить свою мысль. Этот период воспитания заканчивался в 14 лет большим состязанием — агоном, который включал в себя гимнастические упражнения, а также испытания мужества и выдержки. Спартанцы, выдержавшие этот своеобразный экзамен, принимались на «испытательную» службу на территории всей Спарты. Задача воспитания беспощадного воина решалась в процессе облав на илотов, во время которых юношам разрешалось убивать рабов. По прошествии испытательного года, подростки переходили в разряд эйренов, в обязанности которых входила помощь в воспитании детей от 7 до 14 лет. Таким образом, каждый возрастной этап становления спартанца заканчивался агоном. Девушки в Спарте воспитывались по тем же принципам, с упором на постоянные гимнастические упражнения. [5,11]

В Афинах, напротив, целью воспитания личности было развитие духовных качеств, заключенных в понятии «калокагатия» — в переводе означающее «нравственная красота». В раннем возрасте дети находились с матерью, а с 4–5 лет под присмотром раба-педагога (от др.-греч. «ведущий ребёнка»). В 7 лет дети поступали в школу. Система образовательных учреждений имела двухступенчатый характер. Учебные заведения были частными и платными. Центральное место занимало обучение литературе, а также музыкальное образование. С 12 лет ребенок начинал упражняться в пятиборье. Все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии, целью которого была военная подготовка. Характерной особенностью афинского образования является становление и развитие философских школ. Женское образование в Афинах ограничивалось рамками семейного воспитания. Девочка получала элементарные знания в чтении, письме, музыке, но основное время было занято рукоделием. [8]

В эпоху эллинизма греческая культура получила широкое распространение на большей территории. Этот период характеризуется сменой греческой личности на независимого в суждениях человека. На первое место выходит мусическое образование (от греч. musike — общее образование — духовная культура, букв. — искусство муз). Получают развитие государственные учебные заведения, они существуют на платной основе, однако облегчается доступ детям свободнорожденного населения. В программу обучения включаются риторика, математика, география. В преподавании впервые используются дидактические пособия (географические карты, небесные глобусы), однако упражнения в гимнастике и военном искусстве все еще являются актуальны. Школы не подразделяются по гендерному признаку. [4] Именно в этот период начинают выделяться ступени образования: начальная, средняя, высшая. Содержание образования представляется «семью свободными искусствами», которые стали основой для формирования содержания образования в европейской образовательной традиции. Они включали в себя тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). В школах практиковались диспуты, изучалась астрономия, философия, математика. [6] Данные школы готовили в основном политических деятелей. Военная подготовка осуществлялась в легионах. Деятельность всех образовательных учреждений курировалась государством, что способствовало распространению образования и увеличению числа школ. Также в этот период учителям начинают выплачивать жалованье. [8]

Педагогические идеи времен античности ярко иллюстрируются философией того времени. Так древнегреческий философ Демокрит предлагает развернутую теорию познания. Он выделяет две разновидности знания: чувственное и рассудочное, причем первое лежит в основе второго. Также впервые в истории педагогики Демокрит говорит о необходимости сочетания воспитания и развития внутренней природы ребенка (принцип природосообразности). Этот философ обосновал важность воспитания внутри семьи как значимый этап в развитии ребенка, при котором пример родителей играет решающую роль. [3] Несколько позже другой древнегреческий философ Сократ определяет цель воспитания не как овладение комплексом моральных норм и установленных в обществе правил, а как формирование мыслительных и познавательных способностей человека. По мнению философа, каждый человек должен интериоризировать такие качества как верность, честность, честь, дружба. По мнению Сократа, цель воспитания можно достичь через диалог. Сократ как никто другой в свое время довел до совершенства технологию диалога с учеником, или сократической беседы. Он первый использовал в процессе обучения индуктивные доказательства и абстрактные понятия. Главной задачей диалога являлось постановка проблемы там, где ранее обучающийся ее не замечал, на следующем этапе педагог с помощью наводящих вопросов подводил ученика к истине (в споре рождается истина). Финал сократической беседы характеризовался формулировкой общего понятия или определения. Ученик Сократа Платон основал Афинскую философскую школу. Философские идеи Платона тесно связаны с развитием знания, постигающего гармонию между реальным миром и творческим началом, заложенным в человеке. Другими словами сущность познания заключается в «припоминании» высших идей, которые влияют на формирование человека как личности. Таким образом, была поставлена проблема факторов, влияющих на развитие личности. Еще один из значимых мыслителей того времени Аристотель, продолжил исследование данной проблемы и выделил три основные группы: внешние факторы (окружающий мир), внутренние факторы (силы, развивающие задатки), а также фактор целенаправленного воспитания. По мнению Аристотеля, воспитание требует всестороннего развития: физического, нравственного, эстетического и умственного. Аристотель стал основоположником периодизации воспитания. Его идеи оказали влияние на развитие педагогических взглядов и эволюцию образования в целом. [1] Позже идеи Аристотеля получили развитие в трудах Марка Фабия Квинтилиана, практикующего педагога и юриста того времени, сформулировавшего последовательную концепцию обучения ораторскому искусству. Данным педагогом также была высказана идея о том, что образование должно быть государственным, а школы и учителя должны находиться на содержании казны. В соответствии со взглядами Квинтилиана в обязанности учителя входит умение вызвать интерес к обучению, стремление быть примером нравственного поведения. Эти взгляды оказали большое влияние на теоритические и практические методики обучения последующих эпох. [10]

Школа, как и общество в целом, стоит на распутье исторических дорог, претерпевая изменения, связанные с особенностями конкретного исторического периода, основанных на своих прошлых ошибках и достижениях. Способность повернуть взгляд педагогики, как науки, на саму себя, в разрезе различных исторических эпох, позволяет преодолевать проблемы, связанные с эффективностью обучения новых поколений.. [2,9] Во все времена, равно как и сейчас, актуальными являются знания современности, наше время содержит в себе опыт прошлого, множественность технических средств, большая обусловленность взаимодействия индивидов через высокотехнологичные средства обмена информацией. Однако во времена античности и до настоящего времени, процесс воспитания и образования включает в себя привитие не только «семи свободных искусств», но и формирование в следующих поколениях таких качеств личности как честность, мужественность, благородство, доброта и т. п. Осознание учителем сегодня важности не просто передачи знаний, но и целенаправленному воспитанию вечных ценностей будет являться залогом становления полноценного и порядочного общества.

Литература:

  1. Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1984.
  2. Беляев В. И. Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.
  3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.
  4. Джуринский А. Н. История педагогики. М., 2000.
  5. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
  6. Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2001.
  7. История педагогики / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.
  8. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.
  9. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995.
  10. Моздалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших и до наших времен: В 2 кн. СПб., 2000.
  11. Педагогика народов мира: история и современность / Под ред. К. И. Соловьевой. М., 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): Спарта, время, Афины, воспитание, развитие, школа, военная подготовка, древнегреческий философ, особое внимание, сократическая беседа.