В настоящее время принято считать, что система воспитания в Древней Спарте существенно отличается от современной тем, что была более жестокой. Современная же система воспитания является более доброжелательной, но достаточно продуктивной и действенной. Нельзя не отметить чересчур строгие порядки, жесткие наказания и испытания юношей в Спарте. В нашем современном обществе такие методы обучения категорически неприемлемы. Жестокое отношение к человеку, тем более к подростку или ребенку может нарушить психику и негативно повлиять на его нормальное развитие, а в дальнейшем и на положение в обществе. Сегодня практикуется демократический подход воспитания детей, с самого рождения их гражданские права не могут быть нарушены. Часто ребята сами выбирают чему обучаться, в какие игры играть и как организовывать свое время. Нам важно изучить разнообразный опыт воспитания. Важно узнать, как особенности спартанского воспитания повлияли на современный образовательный процесс. Актуальность данного исследования определяется тем, что, несмотря на то, что данная тема была многократно описана, данный аспект не был подробно рассмотрен.
По общему мнению, спартанские дети были, скромными и послушными, мужчины — смелыми, а женщины — привлекательными. И одеждой, и речью, и своим поведением спартанцы поразительно были похожи друг на друга и, вместе с тем, были совершенно непохожи на остальных греков. Спартанцы никогда не работали и в основном никогда не отдыхали. Всю жизнь они готовились к войне, закаляя тело и душу тяжёлыми испытаниями, лишениями и муками. Весь день они проводили с боевыми друзьями и лишь поздно ночью возвращались домой к своей семье.
И в будни, и в праздничные дни, неприветливые и немногословные, спартанцы носили только тусклую и грубую одежду, ходили косматыми и заросшими, ели за общим столом черную похлебку, которую не стал, есть бы последний бедняк в любом другом греческом городе.
Зато в битву спартанцы шли, как на праздник: веселыми и довольными, под музыку, с песней на устах, расчесав свои кудри и украсив их венками, в своих самых дорогих и красивых нарядах. [1].
Изучая историю Древней Спарты, нам кажется, что их методы воспитания были достаточно жестоки по отношению к современным методам воспитания. Термин «воспитание» необыкновенно многогранен, если рассматривать его в хронологическом аспекте, ибо на каждом историческом этапе, суть его варьируется в зависимости от уровня развития и политики того или иного государства. Нас заинтересовало, чем система воспитания Спарты отличается от современной; какие методы воспитания являются более действенными, эффективными для достижения данной цели. [2]
Рассматривая же сам процесс воспитания, в узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общества с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком социальном смысле воспитание — это передача многолетнего опыта от старших поколений к младшим. Под опытом же понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
Роль самого воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Благодаря воспитанию можно многого добиться, но полностью изменить человека не получиться.
Важнейшей задачей воспитания является выявление способностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными возможностями, его способностями и возможностями. Целью же будет осознанное, выраженное в словах предвидение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе. А вот цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание как к идеальному будущему, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия. Само понятие цели считается главной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного развития. [3]
Результатом воспитания будет являться освоение воспитанниками принципов демократии, осознание и реализация прав и обязанностей гражданина. [4]
Углубляясь же в воспитательный процесс Спарты там изначально, на юго-востоке самого большого греческого полуострова — Пелопоннеса — некогда расположилась могущественная Спарта. Официальное название, которое чаще всего упоминалось в международных договорах, — Лакедемон. Вот поэтому от этого государства пошли такие определения, как «спартанец» и «спартанский». Многие слышали также и о жестком обычае, сложившемся в этом древнем полисе: уничтожать слабых младенцев, чтобы поддерживать силу и статус своей нации. В основе устройства государства Спарты был принцип единства всех полноправных граждан полиса. Все периоды существования данного древнего государства можно разделить на доисторическую, античную, классическую, римскую и эллинистическую эпохи. Каждая из этих эпох оставила свой след не только в формировании этого древнего государства Спарта. Но вот что касается воспитания, в VIII — IV веке до н. э. в Спарте была разработана полностью новая система воспитания, о котором в одном из своих трудов говорит Аристотель. Совершенно ясно, что государство в качестве главной и единственной цели воспитания видело создание абсолютной военной нации и все свои силы направило на развитие нового поколения, физически сильного и способного к выживанию в условиях воинственной политики, проводимой Спартой. В отличие от современной системы воспитания была более ожесточенной, но как нам кажется менее продуктивной, на данный момент современная система является более снисходительной и лояльной, но она является более полезной и систематизированной. В связи с такой политикой в Спарте, в полисе был установлен строгий государственный контроль над процессом образования и воспитания. В программу обучения входили только те предметы, которые повлияли на развитие физических навыков и моральную выдержку, совершенно исключив другие науки, которые были связанны с развитием эстетики души человека. Ведь по мере того, как мальчики подрастали, их начинали воспитывать в более суровых условиях. Чаще всего в целях воспитания ходили босые и даже без одежды как часто это и происходило.
Для того чтобы не голодать юные спартиаты должны были воровать, проявляя наибольшую бдительность и хитрость. И если в таком случае они не были пойманы, то и не были наказаны.
По исполнении 15-летнего возраста мальчики должны были выдержать своеобразные экзамены, для того, чтобы перейти в следующий возрастной статус. Одно из них — показательное сражение молодежи, на котором в качестве зрителей обязаны были находиться все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины — вот так серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю. Показательное испытание шло на протяжении двух дней: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением оружия. В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый “испытательный год» своей военной подготовки. Из подростков формировали отряды и отправляли их во все части страны для несения военной службы. Таким образом, в таком раннем возрасте мальчиков уже вводили в ту самую атмосферу военных действий, приучая их бессердечно относиться к смерти и к убийствам, дав им всю радость победы над противником. Жестоко, но только так было, чтобы воспитать настоящих воинов. Есть и влияние спартанской системы воспитания на современный процесс образования. [2]
В связи с вышесказанным хочется отметить, что опыт спартанского воспитания будет трудно применять в нашем современном обществе, в связи с тем, что огромная составляющая спартанского воспитания — это суровый отбор сильных физически и морально людей. Современное общество является гуманистическим, в котором каждый человек важен в любом случае. Т. е. моральные рамки современного общества не позволят применять спартанские жесткие способы воспитания. Спартанская система была ориентирована на воспитание воинов. Родителям не разрешалось решать судьбу собственного ребенка, греки воспитывали его по собственному усмотрению. А в современном обществе воспитание ориентировано на развитие у детей индивидуальности и нужных качеств для жизни в социуме. В наше время родители воспитывают собственных детей сами и помогают им, когда они уже совсем взрослые.
Отличия современных методов воспитания от спартанских:
Уже с семи лет мальчиков отлучали от родителей и объединяли в отряды (агелы), там их приучали к строгой и жесткой военной дисциплине. Главной задачей в спартанской системе выступало воспитание у детей храбрости. Современные методы больше совпадают со словесными методами обучения. Основной функцией является просвещение, развитие знаний в области общественных норм, правил поведения, формирование взглядов.
Они главным образом обращены к сознанию личности, к интеллектуальной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сферам личности. Основной инструмент — слово. [5]
На наш взгляд, современные методы воспитания лучше и действеннее, потому что каждый человек — отдельная личность, и каждый должен сам выбирать, кем он будет и чем он будет заниматься.
Литература:
- Интернет ресурсы: mthistory.narod/misc/sparta.htm
- Волков А. В., Спарта. Со щитом и на щите, М., «Вече», 2005 г., с. 163–169.
- Макаренко А. С. О воспитании — М.; Политиздат, 1990.
- Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика, СПб, «Питер», 2006 г., с. 58.
- Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004