Формирование профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательной деятельности детей с нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.10.2020

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Захарова, С. И. Формирование профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательной деятельности детей с нарушениями речи / С. И. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74405/ (дата обращения: 18.07.2024).



Важнейшее условие модернизации образования — это повышение профессионального уровня педагогов: творческих, инициативных, самодостаточных. Основополагающим фактором, определяющим эффективность процессов профессиональной самореализации и саморазвития педагогов, является непрерывное профессиональное образование.

Непрерывное профессиональное образование — это активное, качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности педагога, приводящая к принципиально новому способу профессиональной деятельности [6, с. 3].

Сегодня появилась настоятельная потребность в изменении системы повышения квалификации, в расширении способов мотивации педагогов, в поиске новых путей и средств повышения квалификации и переподготовки педагогов [6, с. 28].

Такие новые пути повышения профессиональной компетентности представлены через следующие формы: педагогическая аттестация, ресурсные центры, профессиональные конкурсы, дистанционное обучение.

Неоспоримо, что уровень подготовки учителя должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование — есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога [4, с. 88].

Формирование профессиональной компетентности — процесс цикличный, т. к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве [1, с. 85].

Важное значение по повышению компетентности педагогов имеет методическая работа ДОО.

Методическая работа в ДОО — это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений воспитателей, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития.

В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель.

В настоящее время потребность в методической службе усилилась. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка для грамотного и осознанного строения учебно-воспитательного процесса, учитывая многообразие интересов и возможностей детей [3, с. 7].

В методической работе ДОО можно выделить следующую структуру: мотивы — цель — содержание — формы — методы — результаты.

В первую очередь методисту необходимо создать такие условия, в которых педагог самостоятельно будет осознавать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

Повышение мотивации педагога является главной движущей силой для толчка к повышению профессиональной компетентности.

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей [4, с. 63].

Отсутствие у педагога мотивации свидетельствует об отсутствии образовательной деятельности. В этом случае педагог реализует не образовательную деятельность, а деятельность по присмотру и уходу за детьми, которая имеет другие мотивы, цели, содержание и результат. Поэтому главной задачей методической работы ДОО является стимулирование мотивации педагогов.

Цель методической работы в ДОО — создание эффективных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Методическое сопровождение формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО предполагает:

– диагностику уровня профессиональной компетентности педагогов;

– помощь методиста в решении проблем, возникающих в процессе профессионального совершенствования педагогов;

– составление индивидуального маршрута развития профессиональной компетентности педагогов;

– тренинги и занятия по совершенствованию профессионализма педагогов;

– гуманистическая позиция методиста в консультировании педагогов по вопросам профессионального роста;

– педагогические советы по вопросам самосовершенствования профессиональной компетентности воспитателей [2, с. 24].

Педагогический совет — это высший орган руководства всей учебно-воспитательной деятельности.

Важнейшими принципами организации методической работы являются системный и ситуационный подходы к её построению. Планируя содержание методической работы, старший воспитатель должен изучить мотивационно-ценностную составляющую каждого педагога, уровень его профессиональной компетентности.

Диагностика уровня профессиональной компетентности основывается на анализе профессионального уровня педагогов через: анкетирование, собеседование с педагогами, ознакомление с уровнем заполнения диагностических карт детей, обследование отдельных детей по стандартам, задаваемых программой, анализ проведения занятий педагогами, анализа наблюдений за деятельностью и общением детей на занятиях, анализ наблюдений самостоятельной деятельности детей и продуктов их творчества, анализ наблюдений за игрой детей, результатами естественного эксперимента, анализ предметно-развивающей среды в группе.

На основании диагностики методист дифференцирует педагогов по уровню мастерства и подбирает соответствующие формы методической работы с педагогом. Работа с педагогами должна строиться с учетом их запросов. Именно это позволит развить творчество и инициативу каждого педагога путем их включения в исследовательскую деятельность.

Для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогов используются разнообразные формы работы. Формы методической работы отбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования.

Важно отметить, что традиционные формы, в которых место по-прежнему отводится докладам и прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.

Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности [4, с. 234].

К возможным формам методической работы с педагогами ДОО относятся групповые, подгрупповые, индивидуальные формы.

Групповые формы: педагогические советы (традиционные, нетрадиционные), презентации по проблеме и их дальнейшее совместное обсуждение, методы обучения активному мышлению — мозговой штурм, семинары, «круглые столы», консультации, коллективные просмотры педагогической деятельности, портфолио, дискуссии, деловые игры, смотры-конкурсы, тренинги.

Подгрупповые формы включают в себя: творческие группы, методические секции.

Индивидуальные формы: наблюдения, беседы, наблюдение за образовательно-воспитательным процессом, консультации, тесты и тестовые задания.

Результатом методической работы в ДОО должна явиться высокоэффективная, высокоорганизованная система педагогической деятельности, где каждый педагог будет владеть умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты [3, с. 7].

Таким образом, формирование педагогической компетентности главным образом должно осуществляться через методическую службу ДОО. Для формирования профессиональной компетенции методисту необходимо учитывать уровень мотивации, уровень сформированных знаний, умений и опыта работы педагога. На основании этих данных выстраивается индивидуальный образовательный маршрут педагога с учетом его когнитивных потребностей.

Следует отметить, что, не смотря на многогранность различных подходов к повышению педагогической компетентности педагогов, практика показывает, что педагоги испытывают сложности в работе с отдельными категориями детей. Мы предполагаем, что данное противоречие разрешить возможно, если в условиях дошкольной образовательной системы создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности воспитателя.

Литература:

  1. Бездухов В. П., Мишина С. Е., Правдина О. В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. — Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. — 132 с.
  2. Белкин А. С., Жаворонков В. Д., Силина С. Н. Педагогический мониторинг образовательного процесса. — Шадринск: Изд-во Шадринского пед. ин-та, 1998. Вып. 3. — 47 с.
  3. Климентьева З. А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: Краткий конспект лекций / З. А. Климентьева; Каз.федер.ун-т. — Казань, 2013–87 с.
  4. Мадеева И. Э., Кузнецова И. Ю., Волкова И. М. Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф., ноябрь 2015 г. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 88–91 URL: http: //moluch.ru/conf/ped/archive/184/8984/ (дата обращения 26.04.2018 г.).
  5. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. — 1980. — № 8. — С. 82–89
  6. Соляник Е. Н. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в системе непрерывного профессионального образования // Вестник. — 2015. — № 2. — С. 5–13.
Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, педагог, профессиональная компетентность, педагогическая деятельность, профессиональная компетентность педагогов, методическая служба, непрерывное профессиональное образование, образовательная деятельность, старший воспитатель.


Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессиональная педагогическая компетентность учителя. Автор: Шарипова Шахло Садуллаевна.

– персональная компетентность — способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионально-педагогическая компетентность учителя, высшее профессиональное образование. Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового...

Роль методической службы дошкольного образовательного...

 В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования, качество дошкольного образования. Современная система образования выдвигает необходимость повышения квалификации и профессионального уровня педагога, т. е. его...

Управление формированием методической компетентности...

Методическая компетентность — это интегративное свойство личности педагога, которое определяет его готовность и способность эффективно решать методические задачи в процессе реализации целей обучения, связанных с формированием коммуникативной компетентности...

Модель организации деятельности методической службы как...

Методическая служба — подразделение дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающее комплекс условий, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогов на уровне современных требований...

Походы к профессионально-личностным качествам педагога...

Профессионально-педагогическая. Представляет собой систему эмоционально-ценностных ориентиров, характеризующих иерархию доминирующих мотивов личности педагога и побуждающих его к педагогической деятельности и профессиональному общению.

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность

...методическая поддержка, образовательный процесс, педагогический коллектив, педагогическое мастерство, старший воспитатель, педагог...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

 В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию...

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессиональная педагогическая компетентность учителя. Автор: Шарипова Шахло Садуллаевна.

– персональная компетентность — способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионально-педагогическая компетентность учителя, высшее профессиональное образование. Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового...

Роль методической службы дошкольного образовательного...

 В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования, качество дошкольного образования. Современная система образования выдвигает необходимость повышения квалификации и профессионального уровня педагога, т. е. его...

Управление формированием методической компетентности...

Методическая компетентность — это интегративное свойство личности педагога, которое определяет его готовность и способность эффективно решать методические задачи в процессе реализации целей обучения, связанных с формированием коммуникативной компетентности...

Модель организации деятельности методической службы как...

Методическая служба — подразделение дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающее комплекс условий, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогов на уровне современных требований...

Походы к профессионально-личностным качествам педагога...

Профессионально-педагогическая. Представляет собой систему эмоционально-ценностных ориентиров, характеризующих иерархию доминирующих мотивов личности педагога и побуждающих его к педагогической деятельности и профессиональному общению.

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная деятельность

...методическая поддержка, образовательный процесс, педагогический коллектив, педагогическое мастерство, старший воспитатель, педагог...

Формирование профессиональной компетентности молодых...

 В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию...

Задать вопрос