Формирование профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательной деятельности детей с нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.10.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Захарова, С. И. Формирование профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательной деятельности детей с нарушениями речи / С. И. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74405/ (дата обращения: 06.03.2021).



Важнейшее условие модернизации образования — это повышение профессионального уровня педагогов: творческих, инициативных, самодостаточных. Основополагающим фактором, определяющим эффективность процессов профессиональной самореализации и саморазвития педагогов, является непрерывное профессиональное образование.

Непрерывное профессиональное образование — это активное, качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности педагога, приводящая к принципиально новому способу профессиональной деятельности [6, с. 3].

Сегодня появилась настоятельная потребность в изменении системы повышения квалификации, в расширении способов мотивации педагогов, в поиске новых путей и средств повышения квалификации и переподготовки педагогов [6, с. 28].

Такие новые пути повышения профессиональной компетентности представлены через следующие формы: педагогическая аттестация, ресурсные центры, профессиональные конкурсы, дистанционное обучение.

Неоспоримо, что уровень подготовки учителя должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование — есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога [4, с. 88].

Формирование профессиональной компетентности — процесс цикличный, т. к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве [1, с. 85].

Важное значение по повышению компетентности педагогов имеет методическая работа ДОО.

Методическая работа в ДОО — это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений воспитателей, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития.

В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель.

В настоящее время потребность в методической службе усилилась. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка для грамотного и осознанного строения учебно-воспитательного процесса, учитывая многообразие интересов и возможностей детей [3, с. 7].

В методической работе ДОО можно выделить следующую структуру: мотивы — цель — содержание — формы — методы — результаты.

В первую очередь методисту необходимо создать такие условия, в которых педагог самостоятельно будет осознавать необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

Повышение мотивации педагога является главной движущей силой для толчка к повышению профессиональной компетентности.

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей [4, с. 63].

Отсутствие у педагога мотивации свидетельствует об отсутствии образовательной деятельности. В этом случае педагог реализует не образовательную деятельность, а деятельность по присмотру и уходу за детьми, которая имеет другие мотивы, цели, содержание и результат. Поэтому главной задачей методической работы ДОО является стимулирование мотивации педагогов.

Цель методической работы в ДОО — создание эффективных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Методическое сопровождение формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО предполагает:

– диагностику уровня профессиональной компетентности педагогов;

– помощь методиста в решении проблем, возникающих в процессе профессионального совершенствования педагогов;

– составление индивидуального маршрута развития профессиональной компетентности педагогов;

– тренинги и занятия по совершенствованию профессионализма педагогов;

– гуманистическая позиция методиста в консультировании педагогов по вопросам профессионального роста;

– педагогические советы по вопросам самосовершенствования профессиональной компетентности воспитателей [2, с. 24].

Педагогический совет — это высший орган руководства всей учебно-воспитательной деятельности.

Важнейшими принципами организации методической работы являются системный и ситуационный подходы к её построению. Планируя содержание методической работы, старший воспитатель должен изучить мотивационно-ценностную составляющую каждого педагога, уровень его профессиональной компетентности.

Диагностика уровня профессиональной компетентности основывается на анализе профессионального уровня педагогов через: анкетирование, собеседование с педагогами, ознакомление с уровнем заполнения диагностических карт детей, обследование отдельных детей по стандартам, задаваемых программой, анализ проведения занятий педагогами, анализа наблюдений за деятельностью и общением детей на занятиях, анализ наблюдений самостоятельной деятельности детей и продуктов их творчества, анализ наблюдений за игрой детей, результатами естественного эксперимента, анализ предметно-развивающей среды в группе.

На основании диагностики методист дифференцирует педагогов по уровню мастерства и подбирает соответствующие формы методической работы с педагогом. Работа с педагогами должна строиться с учетом их запросов. Именно это позволит развить творчество и инициативу каждого педагога путем их включения в исследовательскую деятельность.

Для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогов используются разнообразные формы работы. Формы методической работы отбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования.

Важно отметить, что традиционные формы, в которых место по-прежнему отводится докладам и прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.

Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности [4, с. 234].

К возможным формам методической работы с педагогами ДОО относятся групповые, подгрупповые, индивидуальные формы.

Групповые формы: педагогические советы (традиционные, нетрадиционные), презентации по проблеме и их дальнейшее совместное обсуждение, методы обучения активному мышлению — мозговой штурм, семинары, «круглые столы», консультации, коллективные просмотры педагогической деятельности, портфолио, дискуссии, деловые игры, смотры-конкурсы, тренинги.

Подгрупповые формы включают в себя: творческие группы, методические секции.

Индивидуальные формы: наблюдения, беседы, наблюдение за образовательно-воспитательным процессом, консультации, тесты и тестовые задания.

Результатом методической работы в ДОО должна явиться высокоэффективная, высокоорганизованная система педагогической деятельности, где каждый педагог будет владеть умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты [3, с. 7].

Таким образом, формирование педагогической компетентности главным образом должно осуществляться через методическую службу ДОО. Для формирования профессиональной компетенции методисту необходимо учитывать уровень мотивации, уровень сформированных знаний, умений и опыта работы педагога. На основании этих данных выстраивается индивидуальный образовательный маршрут педагога с учетом его когнитивных потребностей.

Следует отметить, что, не смотря на многогранность различных подходов к повышению педагогической компетентности педагогов, практика показывает, что педагоги испытывают сложности в работе с отдельными категориями детей. Мы предполагаем, что данное противоречие разрешить возможно, если в условиях дошкольной образовательной системы создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности воспитателя.

Литература:

  1. Бездухов В. П., Мишина С. Е., Правдина О. В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. — Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. — 132 с.
  2. Белкин А. С., Жаворонков В. Д., Силина С. Н. Педагогический мониторинг образовательного процесса. — Шадринск: Изд-во Шадринского пед. ин-та, 1998. Вып. 3. — 47 с.
  3. Климентьева З. А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: Краткий конспект лекций / З. А. Климентьева; Каз.федер.ун-т. — Казань, 2013–87 с.
  4. Мадеева И. Э., Кузнецова И. Ю., Волкова И. М. Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф., ноябрь 2015 г. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 88–91 URL: http: //moluch.ru/conf/ped/archive/184/8984/ (дата обращения 26.04.2018 г.).
  5. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. — 1980. — № 8. — С. 82–89
  6. Соляник Е. Н. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в системе непрерывного профессионального образования // Вестник. — 2015. — № 2. — С. 5–13.
Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, педагог, профессиональная компетентность, педагогическая деятельность, профессиональная компетентность педагогов, методическая служба, непрерывное профессиональное образование, образовательная деятельность, старший воспитатель.


Задать вопрос