Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися
Автор: Шефер Евгения Анатольевна
Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (21) май 2021 г.
Дата публикации: 12.04.2021
Статья просмотрена: 422 раза
Библиографическое описание:
Шефер, Е. А. Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися / Е. А. Шефер. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 2 (21). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/195/6277/ (дата обращения: 16.12.2024).
Учитель непременно должен развивать свою профессиональную компетентность. Хочу представить вам свой опыт работы на тему «Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися».
Борис Семёнович Гершунский дал универсальное определение понятию «профессиональная компетентность», которая определяется главным образом уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу». Развитие профессиональной компетентности — это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Исходя из современных условий образовательного процесса, можно определить пути развития профессиональной компетентности педагога:
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности педагога:диагностирование и тестирование;определение путей совершенствования профессиональной компетентности. Как определить этот путь? На что нам ориентироваться?
Для этого рассмотрим структуру профессиональной компетентности педагога в сфере организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, как совокупность педагогических умений:
— Умение «переводить» содержание исследовательского обучения в конкретные педагогические задачи (выявление познавательных запросов и исследовательских способностей учащихся и проектирование на этой основе индивидуальных образовательных траекторий, в том числе для одаренных детей; определение задач исследовательского обучения, их конкретизация с учетом требований ФГОС для конкретного уровня образования);
— Умение построить систему исследовательского обучения и привести её в движение (определение образовательных задач, планируемых результатов, способов оценки образовательных достижений учащихся, освоение и реализация программ исследовательского обучения, отбор технологий обучения, форм, методов и средств организации образовательного процесса);
— Умение устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами образовательного процесса, приводить их в действие: создание необходимых условий (наличие у педагога опыта исследовательской работы, наличие материально-технической и информационной базы); мотивация учащихся на научный поиск и открытия; выстраивание субъект-субъектных отношений; организация и развитие совместной деятельности; выстраивание взаимодействия с родителями учащихся; преемственность между урочной и внеурочной деятельностью; обеспечение связи учебно-исследовательской деятельности с социально значимой; регулирование внешних непрограммируемых воздействий;
— Умение осуществлять оценку образовательных результатов исследовательской деятельности учащихся и деятельности педагога (оценка исследовательских работ учащихся с учетом уровня получаемого образования и требований ФГОС, способы оценки субъектных качеств личности ребенка, самоанализ и анализ деятельности педагога, определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач).
Перечисленные выше педагогические умения должны быть связаны с личностными качествами педагога (признание научного познания как ценности, мотивация на решение исследовательских задач, наличие исследовательских способностей).
Данный подход к определению структуры профессиональной компетентности педагога в сфере организации учебно-исследовательской деятельности учащихся может быть принят за основу в выстраивании педагогом траектории собственного профессионального развития, осуществлении профессиональной подготовки педагога в системе повышения квалификации для получения высоких результатов труда.
Перейдем ко второму этапу (2 этап)развития профессиональной компетентности педагога, в который входят:
— Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.
— Работа в РМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы.
— Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
— Участие в различных конкурсах.
— Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
— Обобщение и распространение опыта.
— Аттестация.
— Творческий отчет.
— Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.
— Самообразование.
Используя такой механизм развития профессиональной компетентности педагога, как самообразование, я начала изучать литературу и интернет-ресурсы на тему исследовательской и проектной работы с учащимися. Посетила «Национальную библиотеку им. Н. Г. Доможакова» в городе Абакане РХ, книжных изданий по интересующей меня теме там было очень мало, но читателям библиотеки предоставляется доступ к полнотекстовым и библиографическим сетевым удаленным ресурсам, можно найти статьи, которых нет в широком доступе. Я находила подходящие к моей теме статьи, отправляла их на свою почту, изучая уже дома. Изучала ресурсы удаленного доступа (на некоторые сайты открыт удаленный доступ с личных компьютеров пользователей). Также я познакомилась с подписными ресурсами, такими, как базы данных ООО компании «ИВИС», электронно-библиотечная система издательства «Лань», национальная электронная библиотека, президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, электронная библиотека ЛитРес, научная электронная библиотека eLIBRARY.ru, «Межрегиональная аналитическая роспись статей» (МАРС), Polpred.com, электронная библиотека издательского дома «Гребенников», ресурсы открытого доступа научная электронная библиотека «КиберЛенинка».
Далее был обобщен опыт и подготовлены методические рекомендации для учащихся по работе над исследовательским проектом в школе, предлагаемые методические материалы разработаны для оказания помощи учащимся при написании работы.
При первом написании с учащимся исследовательской работы от ученика поступил запрос на просмотр образца готовой работы, он хотел видеть идеальный вариант, в котором можно было посмотреть структуру и правильное оформление работы. На данный момент у меня такой работы не было, я обратилась за помощью к коллегам, которые любезно поделились удачной работой. В тот момент ко мне пришла идея о создании в школе места, где будут храниться лучшие, интересные работы учеников, чтобы другие учащиеся в любое время могли прийти, ознакомиться с ними. Ведь исследовательские и проектные работы могут быть интересны ученикам не только с целью изучения правильного их написания и оформления, а с точки зрения того, что они содержат материал, который может быть интересен и другим. Так почему бы не делиться этой информацией? Таким образом была поставлена задача организовать в кабинете место для хранения готовых проектных и исследовательских работ с целью демонстрации и свободного доступа к ним других учащихся.
В моей идеальной картинке решения данной проблемы я вижу полку, а может и не одну, в стеллаже школьной библиотеки. Но в нашей школе библиотека маленькая, и места для моей идеи пока не нашлось. Для начала реализации своей идеи я решила выделить скромное местечко в учебном кабинете. Пока в нашем так называемом «хранилище» всего несколько работ, но оно будет постоянно пополняться и служить помощником для юных исследователей. Начало положено!
И переходим к третьему этапу (3 этап) — анализу деятельности педагога. К нему относится обобщение опыта, разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов и самоанализ деятельности (Что удалось? И что можно сделать ещё?).
И так как формирование профессиональной компетентности — процесс цикличный, то можно начинать сначала и вновь пройти данные этапы, но уже на более высоком уровне.