К принципам проведения антикоррупционной экспертизы, установленным федеральным законодательством, относятся следующие: неукоснительность проведения антикоррупционной экспертизы проектов всех нормативно-правовых актов, что предполагает рассмотрение необходимости проведения антикоррупционной экспертизы как дополнительной обязанности органов государственной власти; принцип оценки нормативно-правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, что предполагает выявление системы правовых актов, регулирующих смежную область общественных отношений; принцип аргументированности, бесстрастности и верифицированности результатов антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, предполагающий раскрытие мотивов, целей и выводов в экспертном заключении. В числе всех принципов проведения антикоррупционной экспертизы, по нашему мнению, ключевую роль играют принцип компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу, и принцип коллаборации (взаимодействия всех участников антикоррупционной деятельности), важность которых состоит в том, что данные принципы обеспечивают повышенное качество антикоррупционных экспертиз. Только человек-профессионал в своем конкретном деле, обладающий всеми нужными познаниями и имеющий достаточно большой практический опыт сможет безупречно, достойно дать оценку нормативному правовому акта, а также предложить варианты устранения коррупционных рисков. Неопытный, не имеющий достаточных знаний эксперт может ввести в заблуждение, написать ошибочное заключение. Поэтому данный принцип обращен на предупреждение таких ошибок. Для того, чтобы поддерживать соответствующую квалификацию эксперт обязан периодически проходить профессиональные тренинги, посещать тематические семинары, проходить дополнительные курсы в специализированных учебных заведениях. В свою очередь, принцип взаимодействия участников антикоррупционной деятельности с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов свидетельствует о сотрудничестве государства с институтами гражданского общества. Данный принцип реализуется через создание условий для проведения экспертизы — обнародование его в средствах массовой информации, в сети Интернет; направление обращений граждан в соответствующий правотворческий орган.
Антикоррупционная экспертиза является средством ликвидации коррупционных норм.
В своем последующем развитии, полагаем, именно институтам гражданского общества должна быть, в том числе, делегирована контрольная функция, сущность которой состоит в отсеивании коррупциогенных факторов. Они наряду с органами государственной власти всецело способны изменить не только тактику поведения законотворческого органа относительно конкретного правового акта, но и целого подхода к своей правотворческой деятельности в целом.Механизм проведения антикоррупционной экспертизы состоит из двух последовательных стадий — организационной и содержательной (проведение экспертизы). Антикоррупционная экспертиза будет целостно и комплексно организована тогда, когда нормативно-правовой акт пройдет обсуждение и исследование в трех независимых инстанциях:
− в органах прокуратуры и юстиции;
− в Общественной палате Российской Федерации и др.;
− в среде независимых экспертов.
В заключение отметим, что в современной России предпринимаются последовательные шаги по формированию действенного механизма противодействия коррупции. Очевидно, что не все задуманное реализуется и что не все введенные в действие меры эффективны. В этой связи полагаем, что заслуживают внимания предлагаемые нами законодательные инициативы по совершенствованию института проведения антикоррупционной экспертизы, в том числе предложения по повышению эффективности работы обеспечения единства российского правового пространства, следует рассмотреть возможность расширенного взаимодействия органов прокуратуры и органов юстиции с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления посредством их участия в различного рода формах правотворческой деятельности.
Литература:
- Болдыш А. Ю. Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов как мера профилактики коррупционных правонарушений в органах местного самоуправления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 2. — С. 156.
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень международных договоров. — 2006 — № 10. — С. 7.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Мелешко А. О. Административно-правовое регулирование антикоррупционной экспертизы правовых актов: дисс. на соискание к. ю.н. — Омск, 2015. — С. 55.
- Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»): постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 10. — Ст. 1084.