Говоря о предмете антикоррупционной экспертизы, следует понимать его отличие от объекта экспертизы. Некоторые теоретики сгруппировывают эти понятия и говорят об отсутствии различий. Другие к предмету антикоррупционной экспертизы относят административные процедуры, получившие юридическое закрепление. Предмет антикоррупционной экспертизы — это нормативные правовые акты и их проекты, изданные органами государственной власти и местного самоуправления, а также нормы, содержащиеся в них, которые регулируют общественные отношения, являющиеся объектом экспертизы.
Легального определения нормативного правового акта нет. Однако пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года№ 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» гласит, что отличающими признаками нормативного правового акта являются: издание его в четко назначенном порядке управомоченным на то органом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на многократное их использование, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений [4, с. 17].
В юридической литературе можно встретить такое определение: нормативный правовой акт — это достаточно широкое понятие, имеющее своим содержанием и нормативные, и индивидуальные нормы, которые и составляют основные источники права [5, с. 159].
Нормативный правовой акт — официальный документ, изданный определенным органом власти, в котором содержатся юридические нормы (предписания), в которых могут содержаться коррупциогенные факторы. Значит, то, на что направлено антикоррупционное исследование, и являются сами нормативные правовые акты или их проекты [7, с. 3].
В проведении антикоррупционной экспертизы важную роль играют ее субъекты, которые представляют собой органы государственной власти и местного самоуправления, иные органы и организации, так же институты гражданского общества и граждане, имеющие полномочия ее проводить в инициативном порядке [8, с. 201].
Статья 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» называет следующих субъектов проведения антикоррупционной экспертизы:
− прокуратура Российской Федерации;
− федеральные органы исполнительной власти;
− иные государственные органы и организации, полномочные разрабатывать и принимать нормативные правовые акты;
− органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
− органы местного самоуправления.
В самостоятельном порядке антикоррупционную экспертизу проводят независимые эксперты, институты гражданского общества (общественные организации) и граждане, которые не имеют статус независимых экспертов [2, с. 17]. При этом в Законе об антикоррупционной экспертизе не названы специалисты как отдельные независимые субъекты антикоррупционной экспертизы, которые могли бы привлекаться на договорной основе к ее проведению. В качестве специалистов могли бы быть привлечены экономисты, лингвисты, финансисты и специалисты иного профиля, по результатам проведенной работы они способны были бы подготовить свои предложения.
В то же время отметим, что одним из важнейших субъектов антикоррупционной экспертизы являются органы прокуратуры. Имея целью совершенствование качества правового регулирования, гарантирование режима законности, они осуществляют это при помощи устранения коррупционных норм и руководствуются при этом: приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28 декабря 2009 года№ 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» [11]; Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26февраля 2010 г. № 96 [10].
Так, в 2019 году сотрудниками органов прокуратуры было исследовано 11 512 нормативных правовых актов и 10856 их проектов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов, в 2018 году– 9922 и 9713 соответственно.
Проведение антикоррупционной экспертизы способствовало обнаружению 4 нормативных правовых акта органов государственной власти и 12 их проектов, в которых присутствовали 414 коррупциогенных факторов.
На муниципальном уровне горрайпрокурорами выявлено 806нормативных правовых актов и 334 их проектов, содержащих соответственно827 и 345 коррупциогенных факторов.
По итогам проверок за 12 месяцев 2019 года органами прокуратуры принесено 712 протестов (2018 год — 794), направлено по нормативным правовым актам 7 информаций (2018 год — 2) и по их проектам330 информаций (2018 год — 410), внесено 77 требований об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора (2018 год — 61), направлено 0 заявления в суд (2018 год — 2), внесено 6 представлений (2018 год — 28) [9, с. 105].
Акты прокурорского реагирования по результатам их рассмотрения удовлетворены, выявленные нарушения устранены, коррупциогенные факторы из нормативных правовых актов исключены.
В основном коррупциогенность нормативных правовых актов (их проектов) выражалась в достаточно обширном объеме распорядительных прав и обязанностей, в наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выборочном изменении объема прав и других [6, с. 115].
Помимо прокуратуры обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы возложена на Министерство юстиции Российской Федерации. К федеральным органам, в чью обязанность входит проведение экспертизы, относятся также Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации и Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации, а также внебюджетные фонды Российской Федерации. Следует отметить немаловажную роль органов местного самоуправления в проведении антикоррупционной экспертизы [3, с. 21].
Таким образом, предметом антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты и их проекты, изданные органами государственной власти и местного самоуправления, а также нормы, содержащиеся в них, которые регулируют общественные отношения, являющиеся объектом экспертизы. В проведении антикоррупционной экспертизы важную роль играют ее субъекты, которые представляют собой органы государственной власти и местного самоуправления, иные органы и организации, а также институты гражданского общества и граждан, имеющих полномочия ее проводить в инициативном порядке.
Литература:
- Балдин А. К. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как инструмент познания правовой материи в системе юридических экспертиз // Современное право. — 2018. — № 2. — С. 48.
- Барциц И. Н. Антикоррупционная экспертиза в системе эффективного правотворчества (к разработке методики проведения антикоррупционной экспертизы) // Государство и право. — 2018. — № 9. — С. 17.
- Братановский С. Н., Зеленов М. Ф. Сущность антикоррупционной экспертизы как вида правовой экспертизы // Вестник Сибирской академии права, экономики и управления. — 2019. — № 1 (5). — С. 21.
- Гаджиев В. Э. О. К вопросу о противодействии расследованию по уголовному делу // Уголовное производство: процессуальная теория и криминалистическая практика: материалы VI Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 17.
- Гутник О. В. Коррупционные способы противодействия расследованию преступлений // Актуальные проблемы современных наук: сборник материалов Международной научно-практической конференции. — 2019. — Выпуск 4. — Том 3. — С. 159.
- Дзугкоев А. К. Антикоррупционная экспертиза как вид правовой экспертизы нормативных правовых актов во внутренних войсках МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2018. — № 1 (49). — С. 115.
- Зинин А. М. К вопросу о соотношении криминалистической физиогномики и криминалистической габитоскопии // Эксперт-криминалист. — 2011. — № 3. — С. 3.
- Зорин Г. А. Криминалистическая методология. — М.: Амалфея, 2018. — С. 201.
- Марцев И. А. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, проводимая подразделениями правового обеспечения МВД России в рамках правовой экспертизы // Закон и право. — 2019. — № 12. — С. 105.
- Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»): постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 10. — Ст. 1084.
- Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 № 400 (ред. от 13.03.2019) // Законность. — 2010. — № 4. — С. 5.