Исследование механизма проведения антикоррупционной экспертизы важно как с теоретической, так и с практической точки зрения. Данный аспект по-разному отражен в юридической литературе. Во-первых, как же необходимо понимать этот механизм как процедуру или процесс. Можно согласиться с точкой зрения, что это прежде всего экспертный процесс, который включает в себя многообразие последовательности действий: назначение экспертизы, производство экспертизы, исследование заключения, оценка результатов экспертизы и т. д. [4, с. 145].
Механизм проведения антикоррупционной экспертизы состоит из двух последовательных стадий — организационной и содержательной (проведение экспертизы). Антикоррупционная экспертиза будет целостно и комплексно организована тогда, когда нормативно-правовой акт пройдет обсуждение и исследование в трех независимых инстанциях:
− в органах прокуратуры и юстиции;
− в Общественной палате Российской Федерации и др.;
− в среде независимых экспертов.
Реализация антикоррупционной экспертизы проходит три стадии (этапа). На начальной стадии происходит создание нужных, ценных документов, которыми определяется механизм проведения антикоррупционной экспертизы и назначаются ответственные за ее проведение; проводятся междуведомственные собрания с руководителями правотворческих органов для направления деятельности в нужном направлении по успешному проведению антикоррупционной экспертизы всеми субъектами; налаживание взаимодействия с независимыми экспертами [2, с. 187].
В течение основной стадии происходит анализ нормативных документов; готовится заключение, принимается решение о внесении акта прокурорского реагирования (протест, требование) на выявленные в результате экспертизы коррупциогенные факторы и их оформление; далее либо направляется заключение либо вносится акт прокурорского реагирования и осуществляется контроль за его исполнением [3].
На заключительной третьей стадии происходит сбор, накопление и систематизация данных, говорящих о том, насколько эффективной оказалась антикоррупционная экспертиза, данные анализируются и обобщаются; готовятся предложения по совершенствованию дальнейшей работы по воплощению намеченного плана действий; собираются необходимые отчеты и представляются в вышестоящие органы [5, с. 358].Основания и порядок проведения антикоррупционной экспертизы раскрыты в федеральном законе об антикоррупционной экспертизе. В нем предусматривается, что экспертизе подлежат не только проекты нормативных правовых актов, но и сами нормативные правовые акты. Соответственно, основаниями для ее проведения являются адресование обращений в прокуратуру, направление проекта нормативного правового акта на регистрацию, подготовка локальных актов в организациях [1, с. 71].
Следует отметить, что регламентированность проведения экспертизы сводится к зависимости от того, кто ее проводит. Так, например, прокуратура вносит представление об устранении нарушений и предлагает способ устранения или может обратиться в суд в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации».
К примеру, прокуратурой Тамбовской области направлено отрицательное заключение в Тамбовскую областную Думу на проект Закона области «О внесении изменений в Закон области «О статусе депутата Тамбовской областной Думы» ввиду того, что законопроект возлагал на органы местного самоуправления обязанность предоставления депутату областной Думы для осуществления его полномочий находящееся в муниципальной собственности помещение, оборудованное мебелью, необходимой оргтехникой и средствами связи.
Таким образом, механизм проведения антикоррупционной экспертизы — это экспертный процесс, включающий в себя две последовательные стадии: организационную и содержательную (проведение экспертизы). существо организационной стадии состоит в сборе первичной информации, необходимой для проведения антикоррупционной экспертизы, а содержательная стадия (собственно экспертное исследование) предполагает прохождение трех этапов: начального (создание нужных, ценных документов, которыми определяется механизм проведения антикоррупционной экспертизы и назначаются ответственные за ее проведение); основного (анализ нормативных документов и подготовка экспертного заключения), заключительного (накопление и систематизация данных об эффективности проведенной антикоррупционной экспертизы).
Литература:
- Бырдин Е. Н. Теоретико-правовые основы независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в Российской Федерации // Теория и практика мировой науки. — 2016. — № 1. — С. 71.
- Игнатенко В. В. Антикоррупционная экономическая экспертиза как разновидность законотворческих экспертиз // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран. Материалы V Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. И. Суслова, А. П. Ушакова. — М., 2016. — С. 187.
- Постановление Президиума Хабаровского краевого суда РФ от 12.10.2015 № 44га-74/2015 // Судебные и нормативные акты РФ. — 2018. — № 19. — С. 3.
- Щепотин П. В. Экспертиза антикоррупционная, или недоработки в вопросе правовой экспертизы // Право и общество. — 2018. — № 1 (5). — С. 145.
- Юрковский А. В. Роль антикоррупционной экспертизы в правотворческом процессе // Проблемы совершенствования прокурорского надзора сборник статей. — Иркутск, 2018. — 358 с.