Вопросы противодействия коррупции — прежде всего вопросы совершенствования законодательства. От степени его проработанности поставлена в зависимость эффективность проведения работы по пресечению проявления коррупционной составляющей в жизни общества, нетерпимость к которой является уже «притчей во языцех» каждого послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, повестки дня заседаний Государственного Совета Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и расширенных коллегий правоохранительных органов. Политика противодействия распространению коррупции объяснима отстаиванием незыблемости внутреннего суверенитета государства в части недопущения появления правового хаоса, способного развиться из ситуации обхода закона самими государственными (муниципальными) служащими. Однако, анализируя частоту обращения первых лиц государства к теме противодействия коррупции, можно прийти к справедливому выводу о том, что данная работа проводится планомерно, есть определенные результаты, но конечная цель не достигнута, и вряд ли можно полностью искоренить коррупцию в государстве. В этой связи речь следует вести не об абсолютном идеале — государстве всеобщего благоденствия, а о сокращении масштабов коррупции и создании условий для максимально невозможного ее дальнейшего распространения, в чем первоочередная роль должна отводиться законодательству. В последнее десятилетие российская правовая система приросла множеством нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, принятых в развитие положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года [2], распространившей свою юридическую силу в отношении Российской Федерации с 8 июня 2006 года [5].
Так, были приняты Федеральный закон «О противодействии коррупции», внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, ужесточающие меры ответственности за преступления коррупционной направленности, криминализованы деяния в виде посредничества во взяточничестве и совершения мелкого взяточничества, изданы указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающие меры по реализации Федерального закона «О противодействии коррупции». Только за 2015 и 2016 годы в Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие антикоррупционные федеральные законы десятки раз вносились изменения и дополнения, было принято более десяти указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации и сотни нормативных правовых актов федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации в сфере профилактики коррупции и борьбы с ней.
Одним из последних в этой череде нормативных преобразований стал Федеральный закон от 03 апреля 2017 года № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции». Данный федеральный закон уточнил ряд положений Федеральных законов от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другие.
Однако, несмотря на то, что в названии Федерального закона от 03 апреля 2017 года № 64-ФЗ указана цель его принятия — совершенствование борьбы с коррупцией, в законодательстве федерального уровня до сих пор остались вопросы, вызывающие проблемы правоприменительного порядка в данной области общественных отношений и одним из таковых является вопрос проведения антикоррупционной экспертизы.
Характеризуя современное положение России в XXI веке, можно суверенностью говорить о существующих сегодня глобальных проблемах, несущих угрозу всему миру, среди которых можно выделить такое зло, как коррупция. Она затрагивает всех граждан и прямо влияет на жизнеспособность России как государства [1, с. 156]. Демократическое развитие страны во многом зависит от успешной, результативной борьбы с коррупцией. Основная цель государства — создание действенную систему по предотвращению, выявлению и преодолению предпосылок коррупционных деяний. Поэтому можно говорить, что в нашей стране сегодня важную роль играет именно институт антикоррупционной экспертизы. Антикоррупционная экспертиза появилась сравнительно недавно и ее называют новым правовым институтом, с чем связан интерес ученых-теоретиков. Антикоррупционная экспертиза прежде всего предрасполагает к устанавливанию дефектов правовых норм. Отсеивание их происходит в связи с добровольной деятельностью органа, принявшего акт, либо с принудительной деятельностью уполномоченных государственных органов (например, органов прокуратуры).
Антикоррупционная экспертиза имеет своей целью раннее обнаружение коррупциогенных факторов [4, с. 55], способствующих росту коррупционно активному поведению должностных лиц, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций.
Следует сказать, что в правовой науке пристальное внимание обращено к содержанию и соотношению понятий правовой и антикоррупционной экспертизы правовых актов на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации [3] и законодательству, а также на предмет присутствия либо неимения условий для появления коррупции [2].
Правовые основы проведения антикоррупционной экспертизы достаточно подробно описаны в Конвенции против распространения коррупции. Пункт 3статьи 5 Конвенции говорит о том, что каждая страна, принимающая участие в ее реализации, имеет перед собой цель постоянно мониторить соответствующие правовые документы и административные меры для своевременного обнаружения и предварения коррупции. Для достижения этой цели разработан и принят Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Анализируемый термин раскрыт в данном законе как мера по предупреждению коррупции (пункт 2 статьи 6).
Назовем основные правовые акты, которые регулируют порядок проведения антикоррупционной экспертизы:
− Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
− Федеральный закон от 17 июля 2009 года№ 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым Закон о прокуратуре дополнен статьей 9.1 «Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»;
− Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».
Из анализа приведенных нормативных правовых актов можно выявить понятие антикоррупционной экспертизы, которая представляет собой административно-процессуальную деятельность уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и негосударственных образований в целях противодействия коррупционным проявлениям.
Институт антикоррупционной экспертизы является смежным институтом правовой экспертизы. Отличием первого института от второго является: расхождение в правовом регулировании функций по их реализации; сроки оформления результатов правовой и антикоррупционной экспертиз; различие в задачах, решаемых экспертами; конечный результат исследования; выводы и предложения эксперта по окончанию исследования. Антикоррупционная экспертиза является правовым исследованием, предмет которого состоит из нормативных правовых актов и их проектов и осуществляется в соответствии с законодательством. Институционализация совокупности правовых норм российской правовой системы, регламентирующих процедуры правовой экспертизы и ее производной — антикоррупционной экспертизы, формировалась на основе специальных, и межотраслевых материально-процессуальных юридических норм, которые устанавливают возможность органов внутренних дел Российской Федерации, Следственного Комитета Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации, негосударственных образований: адвокатских палат, юридических клиник участвовать в выявлении коррупциогенных факторов, несущих в себе риски проявления коррупции, в целях защиты прав, свобод и интересов человека, гражданина, публичных интересов.
Литература:
- Болдыш А. Ю. Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов как мера профилактики коррупционных правонарушений в органах местного самоуправления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 2. — С. 156.
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень международных договоров. — 2006 — № 10. — С. 7.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Мелешко А. О. Административно-правовое регулирование антикоррупционной экспертизы правовых актов: дисс. на соискание к. ю.н. — Омск, 2015. — С. 55.
- https://cyberleninka.ru/article/n/o-zaprete-prohozhdeniya-gosudarstvennoy-munitsipalnoy-sluzhby-litsami-sostoyaschimi-v-blizkom-rodstve-ili-svoystve-problemy/viewer