К вопросу о возможностях совершенствования актуальных методик проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.10.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Косолапов, Е. А. К вопросу о возможностях совершенствования актуальных методик проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов / Е. А. Косолапов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118560/ (дата обращения: 07.11.2024).



Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов — это одна из главных возможностей предупреждения коррупционных проявлений. Автор рассматривает основные методики антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов в современных условиях и делает вывод о возможностях их совершенствования.

Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, коррупция, методы, методики, нормативные акты, проекты нормативных актов.

Современный этап развития российской государственности характеризуется наличием множества проблем экономического, социального, политического, духовного и правового характера. Эти проблемы обусловлены феноменом социального многообразия, спецификой переходного периода государства и права, одной из особенностей которого можно назвать коррупцию. В вопросе совершенствования организационных и правовых основ борьбы с коррупцией в различных сферах финансовой деятельности важное место должно уделяться проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов — ведь именно «лазейки» в нормативных актах являются одним из основных факторов делающих возможным коррупционные проявления.

Исследование проблематики правового регламентирования конкретных приемов поиска и устранения факторов коррупциогенной направленности в законах и иных нормативных правовых актах и их проектах подразумевает анализ общих сущностных вопросов экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов на коррупциогенность как разновидности правовой экспертизы.

Экспертиза в философском энциклопедическом словаре определяется как исследование экспертом (специалистом) каких-либо вопросов, для разрешения которых необходимы специальные познания в конкретной области техники, искусства, науки и др. [7]

В широком смысле экспертиза представляет собой исследование, которое проводится знающим лицом с целью дать ответы на поставленные вопросы, требующие специальных (научных, профессиональных, опытных) познаний [2, с. 19].

Термин «правовая экспертиза» используется в современном российском законодательстве в многообразных смысловых трактовках. В некоторых иных официальных документах правовая экспертиза рассматривается как проверка документов, которые в той или иной степени регламентируют право. При этом можно вести разговор лишь о проверке по формальным признакам документов, которые обладают юридическим содержанием. Иногда правотворцы употребляют термин «правовая экспертиза» при определении конкретного уяснения и разъяснения текстов законов и подзаконных актов. В частности, Указом Президента России от 13 января 2023 N 10 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» [1] на Министерство юстиции России возлагается определенный перечень компетенций в сфере осуществления экспертизы проектов законов и иных актов, которые поступают от различных федеральных органов на рассмотрение Президента и Правительства России.

Обратимся к методам, используемым при проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов.

Одним из фундаментальных методов антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов необходимо рассматривать такой общенаучный метод, как анализ, позволяющий переходить от целого к частному, к исследованию отдельных частей, этапов антикоррупционной экспертизы.

Другую группу методов образуют методы опережающей информации. Использование методов опережающей информации способствует получению оптимального результата при поиске коррупциогенных факторов на подготовительных этапах проведения оценки нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов. Особенностью данных методов является то, что они базируются на имеющемся материале относительно общественных отношений, которые регулируются нормативно-правовым актом или проектом нормативно-правового акта, подвергаемым антикоррупционной экспертизе, базируются на информации о динамике общественных отношений [4, с. 65].

Изучение динамики общественных отношений предполагает использование и иной информации, кроме знаний эксперта и собственных знаний: законодательство в рассматриваемой области, официальные публикации, печатные и электронные СМИ, неофициальные Интернет-ресурсы.

Метод функционального анализа определяется обстоятельствами применения положений различных нормативных актов и приведения их в соответствие с требованиями публичных органов.

Функциональный анализ предполагает исследование:

— полномочий властного органа;

— внутренней структуры его и ответственности, направлений контроля;

— прозрачность;

— базирование на адекватном уровне ресурсов;

— качество заинтересованности должностных лиц.

Получаемые итоги при реализации функционального анализа способствуют оценке специфики недочетов в функционировании конкретного органа государственной и муниципальной власти, выявление которых требуется для создания механизмов адекватной их работы и принятия нормативно-правовых актов.

Под системным методом понимается совокупность приемов и средств, которые применяются при исследовании сложных объектов. Системный метод может быть использован при выявлении таких коррупциогенных факторов, как отсутствие или неполнота административных процедур, нормативные коллизии, и позволяет найти ложные цели и приоритеты, нарушение баланса интересов.

Применительно к выявлению названных коррупциогенных факторов ценность системного метода заключается в следующем:

1) вычленение из массива нормативных правовых актов и статей нормативных правовых актов коррупциогенных факторов;

2) выявление связей, взаимозависимостей между коррупциогенными факторами. Очевидно, их природа не допускает игнорирования эффекта взаимовлияния друг на друга;

3) обнаружение на этой основе целей и причин появления в нормативно-правовом акте или проекте нормативно-правового акта коррупциогенных факторов;

4) определение путей устранения коррупциогенных факторов.

В настоящее время антикоррупционная экспертиза проводится при использовании методики, которая определена Правительством РФ [5], в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [6].

Упомянутой методикой проведения экспертизы, установленной Правительством Российской Федерации, выделены такие группы коррупциногенных факторов, как:

а) факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;

б) факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям [8, с. 120].

В то же время, данная методика не препятствует использованию и иных методик проведения антикоррупционных экспертиз (в частности, в большинстве субъектов Российской Федерации используются собственные методики проведения антикоррупционных экспертиз), что, в свою очередь, по мнению ряда специалистов «является препятствием адекватной оценки их антикоррупционной деятельности в сфере правотворчества» [3, с. 48].

Считаем, что наличие собственных методик антикоррупционных экспертиз в субъектах Российской Федерации, в условиях существования методики, утвержденной Правительством РФ нецелесообразно, в связи с чем предлагаем «Методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. оставить единственной, для чего внести изменения в советующее федеральное и региональное законодательство.

Литература:

  1. Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации (вместе с «Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации»). Указ Президента РФ от 13.01.2023 N 10 (ред. от 09.10.2023). — Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. — 16.01.2023 г. — № 3. — Ст. 553.
  2. Грандонян, К. А. Методы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: общая характеристика / К. А. Грандонян, В. Р. Нечаев. — Текст: непосредственный // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сборник научных трудов / Под ред. В. В. Бехер, Н. Н. Лайченковой. — Москва, 2018. — С. 18–22.
  3. Долотов, Р. О. Правовое регулирование порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ / Р. О. Долотов. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-poryadka-provedeniya-antikorruptsionnoy-ekspertizy-normativnyh-pravovyh-aktov-subektov-rf (дата обращения: 21.10.2024).
  4. Кочура, В. Н. Антикоррупционная экспертиза: методика проведения / В. Н. Кочура. — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2012. — № 9 (189). — С. 65–70.
  5. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Постановление Правительства РФ от 26 февр. 2010 г. № 96 (ред. от 27.04.2024). — Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. — 08.03.2010. — № 10. — Ст. 1084.
  6. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ (ред. от 30.09.2024). — Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. — 20.07.2009 г. — № 29. — Ст. 3609.
  7. Философский энциклопедический словарь. — Текст: электронный // philosophy.niv.ru: [сайт]. — URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophical/index.htm (дата обращения: 21.10.2024).
  8. Шеслер, А. В. Виды антикоррупционной экспертизы / А. В. Шеслер, Р. Н. Боровских. — Текст: непосредственный // Вестник Томского государственного университета. — 2013. — № 375. — С. 119–121.
Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционная экспертиза, акт, нормативно-правовой акт, проект, Российская Федерация, системный метод, функциональный анализ, Методика проведения, Правительство РФ, правовая экспертиза.


Ключевые слова

методы, коррупция, методики, нормативные акты, антикоррупционная экспертиза, проекты нормативных актов

Похожие статьи

Задать вопрос