Тема, касающаяся задержания подозреваемых, всегда вызывала интерес у представителей уголовно-процессуальной науки и непосредственно правоприменителей. В науке неоднократно отмечалось, что в ходе задержания происходит вторжение в сферу прав человека на свободу и неприкосновенность личности, в связи с чем уполномоченные органы, производящие задержание, должны неукоснительно соблюдать закон и не допускать необоснованного задержания [16, с. 483].
В целом, нормативно-правовая основа такой меры принуждения, как задержание, представлена тремя уровнями. Первый уровень составляют международные правовые акты, второй — Конституция РФ, третий — все остальные законы и подзаконные акты, судебная практика [14, с. 73].
Первый уровень составляют следующие правовые акты международного уровня. Согласно ст. 3 Всеобщей декларации прав человека каждому гарантируется право быть свободным и неприкосновенность личности, а в ст. 9 говорится о том, что человека можно задержать или арестовать только при наличии предусмотренных законом оснований [2]. Из положений ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах следует, что любой задержанный имеет право в незамедлительном порядке быть доставленным в суд, который рассмотрит законность и обоснованность примененного в отношении данного лица задержания [4].
Анализ ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод позволяет сделать вывод о том, что имеются основания, по которым право гражданина на свободу и неприкосновенность личности может быть ограничено. К числу таких оснований относят наличие подозрения в совершении того или иного правонарушения, обоснованная необходимость не допустить совершение правонарушения или не допустить, чтобы правонарушитель скрылся [3].
Особую роль играют позиции Европейского суда по правам человека, которые сводятся к тому, что властвующий субъект, принимая решение о применении в отношении того или иного лица задержания, должен учитывать баланс интересов [5].
16 марта 2022 года Комитет министров Совета Европы решил исключить Россию из организации. В ответ на это в России приняли закон, позволяющий не исполнять решения ЕСПЧ. С 16 сентября Россия перестала быть стороной Европейской Конвенции по правам человека. Ранее решения Европейского суда имели абсолютную юридическую силу на территории РФ и были обязательны для исполнения всеми органами государственной власти. Согласно Федеральному закону от 11.06.2022 № 180-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» Постановления Европейского Суда по правам человека, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в Российской Федерации [12].
В Основном законе государства вопросам задержания посвящено несколько статей. Так, из положений ст. 22 Конституции России следует, что каждому человеку и гражданину гарантируется право быть свободным и неприкосновенность личности. Правовым основанием ограничения данного права (арест, задержание и т. д.) является исключительно решение суда. Предельный срок задержания без решения суда — 48 часов. Согласно ч. 2 ст. 48 Конституции России задержанному (заключенному под стражу) гарантируется квалифицированная помощь защитника (адвоката), услугами которого лицо может воспользоваться с момента задержания либо заключения под стражу, соответственно. Ч. 3 ст. 55 Основного закона государства устанавливается, что ограничение гарантированных Конституцией прав, свобод и законных интересов допускается только на уровне федерального закона и только в объеме, который требуется для охраны конституционных основ, здоровья, нравственности, обороны государства, национальной безопасности и защиты прав и свобод других граждан [1].
Особую роль в процессе применения указанных норм Конституции играют разъяснения Конституционного Суда РФ. В частности, в своем Постановлении от 06.12.2011 № 27-П Конституционный Суд РФ указал, что задержание, выступая мерой принуждения в соответствии с УПК РФ или КоАП РФ, представляет собой существенное ограничение права человека на свободу и неприкосновенность личности, в связи с чем действия должностных лиц, уполномоченных производить задержание, должны находиться под контролем судебных органов и соответствовать принципам законности, обоснованности, соразмерности и справедливости [13].
Третий уровень нормативно-правовой основы задержания как меры уголовно-процессуального принуждения представлен Уголовно-процессуальным кодексом РФ (раздел IV, глава 12, далее — УПК РФ) [6], положениями Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [8]. Также отдельные вопросы, касающиеся полномочий отдельных органов и должностных лиц, имеющих право производить задержание подозреваемых, урегулированы нормами Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [9], Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации.».. [11], Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» [7] и др. Особенности процессуального статуса задержанных, в частности, право на получение квалифицированной помощи медицинского персонала, отражены в ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [10].
Несмотря на тот факт, что уголовно-процессуальный институт задержания является объектом изучения ученых-процессуалистов уже достаточно долгое время, на сегодняшний день имеются отдельные проблемы правового регулирования рассматриваемого института, требующие разрешения. В частности, в УПК РФ имеется пробел в части указания целей задержания подозреваемого, что послужило причиной не совсем удачного формулирования законодателем мотивов и правовых оснований задержания. Также в научных кругах ведутся дискуссии по вопросу правильности исчисления момента фактического задержания подозреваемого, поскольку данный момент имеет большое значение для процессуального статуса задержанного [15, с. 142].
Таким образом, анализ нормативно-правовой основы такой меры уголовно-процессуального принуждения, как задержание, позволяет сделать вывод о том, что трехуровневая система правового регулирования позволяет обеспечить законность применения указанной меры принуждения и реализовывать права задержанного в полном объеме. Между тем, рассматриваемый уголовно-процессуальный институт является несовершенным, имеется ряд проблем правового регулирования, которые должны быть детально изучены представителями уголовно-процессуальной науки, правоприменителями и разрешены законодателем путем внесения изменений в действующее законодательство.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. — URL: http://base.consultant.ru/ (20.12.2022).
- Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. — URL: http://base.consultant.ru/ (20.12.2022).
- Конвенция «О защите прав человека и основных свобод»: заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. — URL: http://base.consultant.ru/ (20.12.2022).
- Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. — URL: http://base.consultant.ru/ (20.12.2022).
- Постановления Европейского суда по правам человека: от 26 июня 1991 г. по делу «Лателлье против Франции» (жалоба № 12369/86); от 6 апреля 2000 г. по делу «Лабита против Италии» (жалоба № 26772/95); от 29 января 2008 г. по делу «Саади против Соединенного Королевства» (жалоба № 13229/03) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. — URL: http://base.consultant.ru/ (20.12.2022).
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. — URL: http://base.consultant.ru/ (20.12.2022).
- Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. — URL: http://base.consultant.ru/ (20.12.2022).
- Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. — URL: http://base.consultant.ru/ (20.12.2022).
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. — URL: http://base.consultant.ru/ (20.12.2022).
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. — URL: http://base.consultant.ru/ (20.12.2022).
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. — URL: http://base.consultant.ru/ (20.12.2022).
- Федеральный закон от 11.06.2022 № 180-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. — URL: http://base.consultant.ru/ (20.12.2022).
- Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. № 27-П «По делу о проверке конституционности статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Эстонской Республики А. Т. Федина» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. — URL: http://base.consultant.ru/ (20.12.2022).
- Артемова, В. В. Задержание лица по подозрению в совершении преступления в условиях реформирования современного законодательства / В. В. Артемова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. — 2019. — № 3. — С. 73–79.
- Зайцев, О. А. Подозреваемый в уголовном процессе / О. А. Зайцев. — М.: Норма, 2015. — 282 с.
- Панокин, А. М. Задержание подозреваемого в уголовном судопроизводстве / А. М. Панокин //Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 4 (29). — С. 483–488.