Концептуальные основы благотворительности как системы и механизмы ее развития в образовательных учреждениях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 24.02.2015

Статья просмотрена: 701 раз

Библиографическое описание:

Смирнов, А. П. Концептуальные основы благотворительности как системы и механизмы ее развития в образовательных учреждениях / А. П. Смирнов. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/6418/ (дата обращения: 18.12.2024).

Новейшая история российских рыночных реформ свидетельствует о том, что в результате коренной трансформации системы образования автоматически не возникают необходимые институциональные структуры, особенно неформального характера, определяющие социально-экономические и морально-этические нормы поведения в условиях недофинансирования образовательных учреждений государством. Именно благотворительность, как оказание материальной помощи бедным или как механизм перераспределения финансовых ресурсов между его собственниками (индивидами, институциональными субъектами) и их потребителями, может служить действенным инструментом преодоления социальной напряженности, повышения социальной защищенности граждан, что наряду с осуществляемой государством социальной политикой, может стать основой для формирования социально-ориентированной экономики.

Однако, благотворительная деятельность предполагает не только одностороннюю активность со стороны общества и бизнеса, ее развитие и результативность осуществления во многом зависят от того, насколько государство и институты гражданского общества смогут обеспечить развитие системы обратных связей, которая позволит не только координировать усилия в необходимых направлениях, но и будет формировать условия для реализации интересов субъектов благотворительной деятельности, что необходимо для ее развития, выступающего условием формирования социально-ориентированной экономики.

Изучение зарубежного опыта институтов филантропии и отечественного исторического опыта меценатства показало, что это особый эффективный механизм, который позволяет наполнить реальным содержанием экономику образовательных учреждений с целью совершенствования педагогических процессов и социально-культурной работы, укрепления материально-технической базы.

Возрождение и становление института благотворительности в образовании основано на концентрации усилий ученых, заинтересованных лиц, государства, региональных и муниципальных структур. Автором сделана попытка концептуального освещения всех сторон деятельности благотворителей, благотворительных фондов и попечительских советов, раскрыты значения терминов и основных понятий, так как в современной литературе они трактуются разнопланово: переводы слов, используемые в теории и практике филантропии неоднозначны, вследствие чего отождествляются разные понятия, имеют недостаточно четкий набор элементов и элементов их взаимодействия.

По мнению автора, благотворительность следует рассматривать в трех категорийных аспектах: благотворительность, как общественный институт, как систему взаимодействия «благотворитель (донор)» — «потребитель (реципиент)», общество и государство, а также как особый вид общественной деятельности.

Определяя благотворительность, как институт, необходимо отметить, что в системе общественных правил и норм выделяются такие правила и нормы поведения в обществе, которые структурируют экономическое, социальное и морально-этическое взаимодействие жертвователей и организаций, нуждающихся в финансовой, материальной и иной поддержке, а также государства, как инструмента, создающего нужные предписания. Институт благотворительности в системе образования формирует общественно-социальный интерес к проблемам наполнения материальными и нематериальными сверхбюджетными активами общеобразовательные и дошкольные учреждения, центры дополнительного образования (спортивные, музыкальные, художественные и др.)

Как любой институт, институт благотворительности является не только ресурсом развития образования, но и способом разрешения конфликтов, порожденных ограниченностью этих ресурсов, которые должен включать механизм к принуждению исполнения различных благотворительных программ и проектов, с одной стороны, к защите имущественных и личных прав, с другой стороны. Таким механизмом являются попечительские советы, формирующие двухсторонние договора с субъектами (жертвователями) и объектами благотворительности (образовательными учреждениями) на передачу имущественных прав, и контролирующие их исполнение.

Системный подход к изучению проблем благотворительности в образовании объективно позволяет обосновать концепцию благотворительности, как систему, которая имеет свою миссию, цель, мотивационную структуру, функциональные характеристики деятельности, структурированные элементы рыночных механизмов процессов благотворительности.

Миссия — уникальная возможность общества на консолидированной основе обеспечить систему общего образования финансовыми, материальными и нематериальными активами в виде добровольных вложений.

Цель — обеспечить экономическую, социальную эффективность и общественный морально-психологический эффект экономики образования за счёт добровольных вложений в учебно-воспитательный процесс. Определяя объектом благотворительности учебные заведения, школьников, учителей, субъектами — всех участников процесса благотворительности, нами разработана структура участников благотворительности по способам мотивации их деятельности, представленная в табл. 1.

Таблица 1

Структура участников благотворительности

Субъекты благотворительности

Способы мотивации деятельности

Юридические и физические лица

Домохозяйства

Бескорыстное желание помочь своим детям

Частные лица

Спонсоры

Благотворительная деятельность в обмен на рекламу

Предприниматели, частные организации и учреждения

Социальные партнёры

Желание социальной стабильности общества, изживание бедности

Представители крупного бизнеса, органы местного самоуправления, министерства и ведомства, выборные организации, муниципалитеты, региональные советы.

Меценаты, выпускники школ

Желание продолжения традиций, обычаев

Частные лица, религиозные конфессии, национальные общины

Тьюторы (шефские организации)

Помощь учреждению, где учатся их дети

Частные лица, организации, предприятия

Волонтёры (в т. ч. учителя, студенты, родители)

Бескорыстные затраты своего труда

Частные лица

Попечители

Бескорыстная аккумулирующая и распределительная функция

Попечительские советы, родительские комитеты

Авторская разработка

 

Виды деятельности (функции системы благотворительности) определяются задаваемой в табл. 1 структурой участников, целевыми, временными и качественными установками. Автором отнесены к функциональной структуре системы следующие виды деятельности: традиционная и стратегическая благотворительность, социальное инвестирование, спонсорство и социальное партнёрство, тьюторская поддержка, волонтёрство, венчурная филантропия и фандрайзинг.

Используя исследования зарубежного и исторического опыта России, автором предложены следующие классификационные определения.

Благотворительность стратегическая — передача материальных, интеллектуальных и др. ресурсов жертвователем получателю на безвозмездной или льготной основе с целью решения важных задач. Жертвователь совершает попытку увязать благотворительную деятельность с собственными стратегическими целями.

Благотворительность традиционная — есть передача денежных и любых других ресурсов от жертвователя к получателю на безвозмездной или льготной основе с целью решения общественно значимых задач.

Венчурная (от англ. venture — рискнуть) филантропия — рискованная деятельность предприятия или физического лица, занимающегося благотворительностью. Оно основано на интеграции в филантропическую деятельность принципов и стратегий венчурного предпринимательства. Основными ценностями венчурной филантропии являются творческий, инновационный подход к решению социальных проблем, долгосрочное финансирование, партнёрство и т. д.

Волонтёрское (от фр. volontaire — добровольный) движение — добровольное участие в помощи. Волонтёрское движение в сфере образовательных услуг в настоящее время может стать кардинально новым и эффективным способом решения проблем, связанных с преодолением и предупреждением преступности среди несовершеннолетних. Основная отличительная черта волонтёрства — это добровольная и бескорыстная помощь. Волонтёрство — это один из возможных путей реализовать свой потенциал и стать полезным другим.

Попечительство — правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов юридических и физических лиц.

Социальное инвестирование (от англ. social investing) — это целенаправленная долгосрочная политика жертвователя, направленная на решение общественно значимых задач, предполагающая взаимное вложение ресурсов и приносящая взаимные выгоды всем участникам процесса.

Социальное партнёрство — взаимовыгодная деятельность в социальной сфере общественной жизни; деятельность делового сообщества в реализации социальных проектов и программ. Социальное партнёрство — это идеология, формы и методы согласования партнёров социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия.

Спонсорство — финансовая поддержка, материальная помощь кому-либо в обмен на рекламу своей деятельности. Спонсорство — рекламный дар богатым человеку, не имеющему средств на осуществление его идей. Он выгоден тому, кто его оказывает.

Тьюторская поддержка (от англ. tutorial suppot) — шефство, репетиторство, наставничество в педагогике; опекунство в юриспруденции.

Рассмотрение благотворительности, как вида деятельности, позволило автору аргументировать взаимосвязь понятий «инвестирование» и «благотворительность». В работе дано авторское определение благотворительности, отражающее ее добровольный инвестиционный характер. Благотворительность — это деятельность по вложению капитала в форме имущественных и интеллектуальных ценностей в экономические и социальные объекты на безвозмездной основе, рассматриваемая в качестве экономического инструментария перераспределения материальных и иных благ с целью обеспечения их эффективного использования (для объектов благотворительности) и морально-этического эффекта (для субъектов благотворительности).

На рис. 1 показаны структурированные элементы механизма системы благотворительности в рыночной среде, которые включают:

правовые функции (разработка правовых норм, корректировку налогового законодательства и казначейской системы);

организационно-экономические(организация попечительских советов и благотворительных фондов, планирование и управление благотворительностью);

мотивационные, в которых основную роль играют функции поощрения благотворителей по принципу обратной связи через механизмы общественного воздействия;

ресурсные;

контрольные (мониторинговые и оценочные аналитические).

Совокупность этих механизмов и их взаимодействие обеспечит, по мнению автора, жизнестойкость системы и положительную динамику развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Структурные элементы механизма системы благотворительности (авторская разработка)

 

В практическом аспекте использование системного подхода позволит получить развивающуюся эффективную систему безвозмездных инвестиций.

 

Литература:

 

1.                                  Апресян Р. Г. Дилеммы благотворительности // Общественные науки и современность. — 1997. — № 6. — С. 56–67.

2.                                  Векслер А. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. М: ДИС, 2003. 128 с.

3.                                  Смирнов А. П. Попечительство в образовании: вчера, сегодня, завтра // Межв. сб. научн. трудов. Россия на рубеже тысячелетий: общество, наука, образование. Вып.4. — Пятигорск: Пятигорский гос. лингв. ун-т. — 2005. — 0,4 п.л.

Основные термины (генерируются автоматически): благотворительная деятельность, благотворительность, вид деятельности, авторская разработка, венчурная филантропия, льготная основа, материальная помощь, системный подход, социальное инвестирование, Структура участников благотворительности.

Похожие статьи

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном процессе

Концептуальные основы педагогического тестирования и его использование на уроках РКИ

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей в отечественной теории и практике

Направления и механизмы воздействия межнациональных семей на этническую толерантность в современном обществе

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

Теоретические предпосылки поэтапного проведения задач и мероприятий по воспитанию экологической культуры

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Похожие статьи

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном процессе

Концептуальные основы педагогического тестирования и его использование на уроках РКИ

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей в отечественной теории и практике

Направления и механизмы воздействия межнациональных семей на этническую толерантность в современном обществе

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

Теоретические предпосылки поэтапного проведения задач и мероприятий по воспитанию экологической культуры

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве