Концептуальные основы благотворительности как системы и механизмы ее развития в образовательных учреждениях
Автор: Смирнов Анатолий Павлович
Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, апрель 2015)
Дата публикации: 24.02.2015
Статья просмотрена: 701 раз
Библиографическое описание:
Смирнов, А. П. Концептуальные основы благотворительности как системы и механизмы ее развития в образовательных учреждениях / А. П. Смирнов. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/6418/ (дата обращения: 18.12.2024).
Новейшая история российских рыночных реформ свидетельствует о том, что в результате коренной трансформации системы образования автоматически не возникают необходимые институциональные структуры, особенно неформального характера, определяющие социально-экономические и морально-этические нормы поведения в условиях недофинансирования образовательных учреждений государством. Именно благотворительность, как оказание материальной помощи бедным или как механизм перераспределения финансовых ресурсов между его собственниками (индивидами, институциональными субъектами) и их потребителями, может служить действенным инструментом преодоления социальной напряженности, повышения социальной защищенности граждан, что наряду с осуществляемой государством социальной политикой, может стать основой для формирования социально-ориентированной экономики.
Однако, благотворительная деятельность предполагает не только одностороннюю активность со стороны общества и бизнеса, ее развитие и результативность осуществления во многом зависят от того, насколько государство и институты гражданского общества смогут обеспечить развитие системы обратных связей, которая позволит не только координировать усилия в необходимых направлениях, но и будет формировать условия для реализации интересов субъектов благотворительной деятельности, что необходимо для ее развития, выступающего условием формирования социально-ориентированной экономики.
Изучение зарубежного опыта институтов филантропии и отечественного исторического опыта меценатства показало, что это особый эффективный механизм, который позволяет наполнить реальным содержанием экономику образовательных учреждений с целью совершенствования педагогических процессов и социально-культурной работы, укрепления материально-технической базы.
Возрождение и становление института благотворительности в образовании основано на концентрации усилий ученых, заинтересованных лиц, государства, региональных и муниципальных структур. Автором сделана попытка концептуального освещения всех сторон деятельности благотворителей, благотворительных фондов и попечительских советов, раскрыты значения терминов и основных понятий, так как в современной литературе они трактуются разнопланово: переводы слов, используемые в теории и практике филантропии неоднозначны, вследствие чего отождествляются разные понятия, имеют недостаточно четкий набор элементов и элементов их взаимодействия.
По мнению автора, благотворительность следует рассматривать в трех категорийных аспектах: благотворительность, как общественный институт, как систему взаимодействия «благотворитель (донор)» — «потребитель (реципиент)», общество и государство, а также как особый вид общественной деятельности.
Определяя благотворительность, как институт, необходимо отметить, что в системе общественных правил и норм выделяются такие правила и нормы поведения в обществе, которые структурируют экономическое, социальное и морально-этическое взаимодействие жертвователей и организаций, нуждающихся в финансовой, материальной и иной поддержке, а также государства, как инструмента, создающего нужные предписания. Институт благотворительности в системе образования формирует общественно-социальный интерес к проблемам наполнения материальными и нематериальными сверхбюджетными активами общеобразовательные и дошкольные учреждения, центры дополнительного образования (спортивные, музыкальные, художественные и др.)
Как любой институт, институт благотворительности является не только ресурсом развития образования, но и способом разрешения конфликтов, порожденных ограниченностью этих ресурсов, которые должен включать механизм к принуждению исполнения различных благотворительных программ и проектов, с одной стороны, к защите имущественных и личных прав, с другой стороны. Таким механизмом являются попечительские советы, формирующие двухсторонние договора с субъектами (жертвователями) и объектами благотворительности (образовательными учреждениями) на передачу имущественных прав, и контролирующие их исполнение.
Системный подход к изучению проблем благотворительности в образовании объективно позволяет обосновать концепцию благотворительности, как систему, которая имеет свою миссию, цель, мотивационную структуру, функциональные характеристики деятельности, структурированные элементы рыночных механизмов процессов благотворительности.
Миссия — уникальная возможность общества на консолидированной основе обеспечить систему общего образования финансовыми, материальными и нематериальными активами в виде добровольных вложений.
Цель — обеспечить экономическую, социальную эффективность и общественный морально-психологический эффект экономики образования за счёт добровольных вложений в учебно-воспитательный процесс. Определяя объектом благотворительности учебные заведения, школьников, учителей, субъектами — всех участников процесса благотворительности, нами разработана структура участников благотворительности по способам мотивации их деятельности, представленная в табл. 1.
Таблица 1
Структура участников благотворительности
Субъекты благотворительности |
Способы мотивации деятельности |
Юридические и физические лица |
Домохозяйства |
Бескорыстное желание помочь своим детям |
Частные лица |
Спонсоры |
Благотворительная деятельность в обмен на рекламу |
Предприниматели, частные организации и учреждения |
Социальные партнёры |
Желание социальной стабильности общества, изживание бедности |
Представители крупного бизнеса, органы местного самоуправления, министерства и ведомства, выборные организации, муниципалитеты, региональные советы. |
Меценаты, выпускники школ |
Желание продолжения традиций, обычаев |
Частные лица, религиозные конфессии, национальные общины |
Тьюторы (шефские организации) |
Помощь учреждению, где учатся их дети |
Частные лица, организации, предприятия |
Волонтёры (в т. ч. учителя, студенты, родители) |
Бескорыстные затраты своего труда |
Частные лица |
Попечители |
Бескорыстная аккумулирующая и распределительная функция |
Попечительские советы, родительские комитеты |
Авторская разработка
Виды деятельности (функции системы благотворительности) определяются задаваемой в табл. 1 структурой участников, целевыми, временными и качественными установками. Автором отнесены к функциональной структуре системы следующие виды деятельности: традиционная и стратегическая благотворительность, социальное инвестирование, спонсорство и социальное партнёрство, тьюторская поддержка, волонтёрство, венчурная филантропия и фандрайзинг.
Используя исследования зарубежного и исторического опыта России, автором предложены следующие классификационные определения.
Благотворительность стратегическая — передача материальных, интеллектуальных и др. ресурсов жертвователем получателю на безвозмездной или льготной основе с целью решения важных задач. Жертвователь совершает попытку увязать благотворительную деятельность с собственными стратегическими целями.
Благотворительность традиционная — есть передача денежных и любых других ресурсов от жертвователя к получателю на безвозмездной или льготной основе с целью решения общественно значимых задач.
Венчурная (от англ. venture — рискнуть) филантропия — рискованная деятельность предприятия или физического лица, занимающегося благотворительностью. Оно основано на интеграции в филантропическую деятельность принципов и стратегий венчурного предпринимательства. Основными ценностями венчурной филантропии являются творческий, инновационный подход к решению социальных проблем, долгосрочное финансирование, партнёрство и т. д.
Волонтёрское (от фр. volontaire — добровольный) движение — добровольное участие в помощи. Волонтёрское движение в сфере образовательных услуг в настоящее время может стать кардинально новым и эффективным способом решения проблем, связанных с преодолением и предупреждением преступности среди несовершеннолетних. Основная отличительная черта волонтёрства — это добровольная и бескорыстная помощь. Волонтёрство — это один из возможных путей реализовать свой потенциал и стать полезным другим.
Попечительство — правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов юридических и физических лиц.
Социальное инвестирование (от англ. social investing) — это целенаправленная долгосрочная политика жертвователя, направленная на решение общественно значимых задач, предполагающая взаимное вложение ресурсов и приносящая взаимные выгоды всем участникам процесса.
Социальное партнёрство — взаимовыгодная деятельность в социальной сфере общественной жизни; деятельность делового сообщества в реализации социальных проектов и программ. Социальное партнёрство — это идеология, формы и методы согласования партнёров социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия.
Спонсорство — финансовая поддержка, материальная помощь кому-либо в обмен на рекламу своей деятельности. Спонсорство — рекламный дар богатым человеку, не имеющему средств на осуществление его идей. Он выгоден тому, кто его оказывает.
Тьюторская поддержка (от англ. tutorial suppot) — шефство, репетиторство, наставничество в педагогике; опекунство в юриспруденции.
Рассмотрение благотворительности, как вида деятельности, позволило автору аргументировать взаимосвязь понятий «инвестирование» и «благотворительность». В работе дано авторское определение благотворительности, отражающее ее добровольный инвестиционный характер. Благотворительность — это деятельность по вложению капитала в форме имущественных и интеллектуальных ценностей в экономические и социальные объекты на безвозмездной основе, рассматриваемая в качестве экономического инструментария перераспределения материальных и иных благ с целью обеспечения их эффективного использования (для объектов благотворительности) и морально-этического эффекта (для субъектов благотворительности).
На рис. 1 показаны структурированные элементы механизма системы благотворительности в рыночной среде, которые включают:
правовые функции (разработка правовых норм, корректировку налогового законодательства и казначейской системы);
организационно-экономические(организация попечительских советов и благотворительных фондов, планирование и управление благотворительностью);
мотивационные, в которых основную роль играют функции поощрения благотворителей по принципу обратной связи через механизмы общественного воздействия;
ресурсные;
контрольные (мониторинговые и оценочные аналитические).
Совокупность этих механизмов и их взаимодействие обеспечит, по мнению автора, жизнестойкость системы и положительную динамику развития.
Рис. 1. Структурные элементы механизма системы благотворительности (авторская разработка)
В практическом аспекте использование системного подхода позволит получить развивающуюся эффективную систему безвозмездных инвестиций.
Литература:
1. Апресян Р. Г. Дилеммы благотворительности // Общественные науки и современность. — 1997. — № 6. — С. 56–67.
2. Векслер А. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. М: ДИС, 2003. 128 с.
3. Смирнов А. П. Попечительство в образовании: вчера, сегодня, завтра // Межв. сб. научн. трудов. Россия на рубеже тысячелетий: общество, наука, образование. Вып.4. — Пятигорск: Пятигорский гос. лингв. ун-т. — 2005. — 0,4 п.л.