В статье раскрывается опыт внедрения идеи благотворительной акции, предпринятой по инициативе автора коммерческой фирмой в г. Якутске. В теоретическом обосновании идеи проекта благотворительность рассматривается в качестве социального института, а также в качестве социокультурной деятельности. Таким образом, представлен пример новой формы социокультурной деятельности и гражданской активности коммерческих структур общества, что актуально в условиях социально-экономического кризиса современной России.
Ключевые слова: благотворительность, социальный институт, социальный слой материально малообеспеченных семей, проектирование, мероприятия, духовность
Актуальность темы исследованиякоренится в том, что современное возрождение благотворительности не только в Якутии, но в целом в России является ответной реакцией общества на сложившуюся социально-экономическую и социокультурную ситуацию. Сегодня обострилась необходимость поиска новых путей выхода из социально-экономического кризиса, смягчения социальной напряженности и не только государственными структурами, но и коммерческими и некоммерческими организациями, решающими задачу социальной помощи населению. Мероприятия, проводимые в рамках государственной политики, не снимают остроту решения проблемы. Доктор философских наук, профессор Б. Н. Попов в свое время считал, что: «основным фактором человеческого прогресса является чувство взаимопомощи, нравственное мужество, солидарность, свободная индивидуальная личность» [1]. А организация благотворительности всегда расценивается позитивно. Культуру нельзя рассматривать как автономную систему, которая существует и изменяется «сама по себе» безотносительно к тому, что происходит в обществе. Следовательно, процесс развития социального института благотворительности предоставляет возможность изменить жизнь общества. Несмотря на то, что разработка проблем данного исследования привлекает внимание специалистов разных областей знания, необходимо специальное глубокое изучение опыта благотворительности.
Степень разработанности проблемы исследования внауке. В научной литературе имеются работы, посвященные проблемам благотворительности, которые осуществляют специалисты из абсолютно разных областей знания. Можно выделить следующие направления изучения благотворительности: анализ теоретических основ благотворительности (Р. Апресян, Дж. Бредли, В. Герье, М. Дмитриева, Е. Красноперова, A. Линденмайер, П. Лофарг, Д' Оссонвиль, Д. Рэнсел, Э. Мюнстерберг, Э. Фомин, Г. Шмоллер и др.); анализ конфессиональных направлений развития благотворительности (П. Георгиевский, П. Дерябин, А. Забелин, B. Юпочевский, М. Мчедлов, И. Петропавловский и др.); анализ особенностей зарождения и возникновения благотворительности в России (П. Власов, Е. Дегальцев, П. Лыкошин, Е. Максимов, М. Мчедлов, П. Нещеретний, Г. Ульянова, М. Фирсов, Е. Харькова, Л. Хорева, Я. Щапова и др.); изучение различных форм благотворительности, например частной благотворительности (А. Боханов, П. Бурышкин, П. Власов, H. Думова, А. Фролов, В. Скубневский, А. Старцев и др.).
Исследование благотворительности как социального института произведено авторами Ю. Зеликовой, И. Модель, Б. Модель, Л. Темниковой, Е. Чикадзе, Э. Фоминым и др.), а благотворительность как социальную деятельность рассматривают Р. Апресян, Л. Бадя, Н. Беляева, А. Вербицкий, Н.Исакова и др.
До революции 1917 г. в городе Якутске социальная помощь в виде благотворительности (также опеки, попечительства и тому прочее) также как в России была тесно связана со здравоохранением, народным образованием. Стоит отметить, что благотворительность была связана с деятельностью духовенства. Духовность является побудительным мотивом, стержнем, ведущим звеном нравственных порывов, поэтому духовность для народа саха также выступает как необходимость для уверенного взгляда на будущее. На рубеже последних веков родилась идея Егоровых из села Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса. Мария Гаврильевна, Михаил Ильич Егоровы стали самыми уважаемыми, почитаемыми людьми Якутии как инициаторы поднятия на новый уровень меценатского движения в Республике Саха (Якутия). Авторы считают, что единичный факт доброго дела может превратиться в целое, социально востребованное культурное явление. А возрождение меценатства в городе Якутск явилось не только установившимся фактом добродетельной акции ветеранов, но и самым позитивным явлением всего пространства всей Якутии.
Но несмотря на все усилия, в республике негативные тенденции социальных систем выражаются в еще более деформированных формах. Они обусловлены крайне суровыми и экстремальными условиями Севера. Разломы общества, противоречия времени болезненно отражаются на уровне самосознания носителей традиционных ценностей. На фоне социокультурной ситуации республики сложившиеся понятия добра и благородства приобретают особую значимость. Исходя из сказанного, тему научной статьи мы решили назвать «Благотворительность как компонент социокультурной деятельности».
Объект исследования — социальный институт благотворительности. А объект нашей благотворительности — это социальный слой материально малообеспеченных семей (социально незащищенный слой населения).
Предмет исследования — социокультурная деятельность в форме благотворительности.
Цель исследования. Изучение социального института благотворительности и разработка практических рекомендаций по проведению благотворительных акций коммерческих организаций с использованием возможностей социокультурного проектирования.
Исследовательские задачи:
− Теоретический анализ научной литературы по теме и выработка стратегий исследования;
− Рассмотрение историко-культурологических аспектов социального института благотворительности;
− Поиск способов приобщения коммерческих структур общества к благотворительности и выработка новизны идеи проекта;
− Создание социокультурного проекта «60 (шестьдесят) добрых дел», ориентированного на материальную помощь малообеспеченным семьям города Якутска и разработка практических рекомендаций по распространению опыта его реализации.
Идея решения обозначенной проблемы проектным способом: организация адресной материальной помощь в виде продуктов питания малообеспеченным семьям г. Якутска; благотворительная деятельность что в свою очередь приводит успешной социализации, раскрыть новые социокультурные возможности, объединения обществ, сплочения коллективов, чувство особого значения в обществе, развитие позитивного мышления, как фундамент для создания новой благополучной семьи.
Механизмы реализации идеи проекта (используемые ресурсы): кадровые ресурсы — составления положения, сценария, деловых писем; общественно-признанная цель и миссия — привлечение государственных предприятий (мэрия г.Якутска), лиц, занимащихся благотворительной деятельностью; социальные ресурсы — стратегические программы проекта, коллектив компании, добровольцы, проведения культурно-массовых мероприятий; материальные ресурсы — экономическая поддержка коммерческой организации.
Методология иметодика исследования. Изучение развития благотворительности в России как социального института легли в основу нашего исследования. Понятие Благотворительность определено как деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, для решения социальных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни [2]. В качестве частных ресурсов могут служить финансовые и материальные средства, способности и энергия людей [3]. Меценатство — один из видов благотворительности в сфере культуры и искусства [4].
База исследования. В проект вложилась коммерческая организация — общество с ограниченной ответственностью «Эй Ви Холидей», а материальную помощь от автора идеи получили жители города Якутска (малоимущие и многодетные семьи). Количество семей: 60 (шестьдесят).
Новизна ипрактическая значимость результатов проекта заключается в культурологическом подходе к благотворительности как к социальному институту и возможной форме социокультурной деятельности коммерческих структур местного масштаба. Из истории проведения благотворительных мероприятий на территории города Якутска известно, что ни одна туристическая компания не проводила аналогичный проект, и, благодаря нашей идее, ООО «Эй Ви Холидей» одна из первых раскрыла в себе возможность творить добро во имя Добра. В современное время коммерческими организациями принято проводить мероприятия, связанные с получением финансовой выгоды (пиар-ход, привлечение новых клиентов и получение финансовой независимости). Оказание безвозмездной помощи нуждающимся людям, несомненно, имеет практическую значимость. Данный проект работает абсолютно во благо людей, оказывая искреннюю помощь нуждающимся — выделение материальной помощи в виде продуктов питания малообеспеченным семьям города Якутска (социальная поддержка незащищенного слоя населения). А назначенный 2017-й год мэром города Якутска А. С. Николаевым «Годом добра» придает особое значение проекту.
Мы считаем, что в нашей жизни нужны люди, за которыми хочется идти, к светлому будущему и на которых хочется равняться и идеи, которые нужны для оказания помощи нуждающимся, и такими людьми решили стать работники названной компании.
Также проект имеет морально-психологическое значение для благополучателей — компания и автор проекта призывают семьи в будущем стать самостоятельными клиентами туристической фирмы и тем самым создают для них моральный стимул. Нравственные порывы — очевидный показатель того, насколько цивилизованно и гуманистично общество. Традиционные истоки благотворительности коренятся в самом народе, в природной доброте человека, но конкретно об этих истоках можно говорить на основании рассмотренных научных трудов (см. Список литературы).
Апробация результатов исследования была проведена в несколько этапов:
- У автора имеется опыт проведения рекламного мероприятия «Выиграй путевку в Таиланд», проведенная в 2015 году, который совсем не оправдал свои расходы и уделенного внимания. Участниками были семейные пары они получали такие призы как стиральная машина, пылесос, проживание на курорте пятизвездочного отеля на курорте Таиланде и главный приз путевка на двоих (с программой полного питания и авиаперелетов). В результате чего обладатели получали призы с «недовольными» лицами. По личному опыту мы увидели, насколько люди могут быть неблагодарны. И данное мероприятие подтолкнуло идею проведения социокультурного исследования.
- С 10 марта до 30 мая 2017 года в городе Якутск, в форме благотворительной акции, самостоятельными выездами автора по адресатам нуждающимся семьям с продуктами питания на сумму 3000 (три тысячи) рублей. Финансовую поддержку оказала туристическая компания ООО «Эй Ви Холидей». Общая сумма оказания материальной помощи составила 100 000 (сто тысяч) рублей. Оказали помощь малообеспеченным семьям общее количестве, которого составляет 60 (шестьдесят).
- 15 мая 2017 года в городе Якутскесостоялось торжественное открытие проекта, в котором приняли участие первые 10 (десять) семей. Ежегодно 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи. Эта памятная дата была провозглашена Генеральной ассамблеей ООН в 1993 году. В этот день самые теплые слова благодарности и поздравлений были сказаны в адрес всех семей города Якутска.
- Также для 60 (шестидесяти) семей 11 июня 2017 года состоится розыгрыш таких призов как: сотовый телефон марки Айфон7, планшет и ноутбук (результаты благотворительной акции).
- По программе «Года Добра» в этот год в поддержку многодетных семей проводится множество проектов, идей и акций. Автор в рамках благотворительного проекта проводит конкурс детских рисунков от 6 до 14 лет на тему «город Добра» и принимала участие на прямом эфире телевидения «НВК САХА».
В ходе теоретического обоснования идеи проекта нами составлена новемологическая структура социального института благотворительности (СИБ), где основой явилась разработка Г. С. Поповой, профессора кафедры Культурологии Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова «Структура социального института» (УМКД «Социокультурная деятельность: теория и методология») [5] (см. Таблицу 1):
Таблица 1
Новемологическая структура социального института благотворительности
Материальные элементы структуры СИБ |
Социально-нравственные элементы структуры СИБ |
Духовные элементы структуры СИБ |
Кадровые ресурсы, социальные группы исоциальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности: − государственные стратегии повышения уровня жизни населения и улучшения её качества, − социальные организации, коллективы, предприятия, ведомства, кооперативы, товарищества, фирмы, банки, религиозные объединения, политические партии, финансовые структуры профсоюзные организации, − массовые объединения, популяризующие движения культурно-ценнотсного значения, − информационные ресурсы (все виды СМИ в том числе и социальные сети), − технологические ресурсы, использующие современные методы, − ценностно-обменные ресурсы, − организации социального обмена. |
Социальные ресурсы, используемые вдеятельности института благотворительности: − граждане, осуществляющие благотворительную деятельность, − благотворители, добровольцы, волонтеры, общественные организации, НКО — некоммерческие организации, − объединения социальных групп населения, − сфера предпинимательской деятельности, − страховые организации, − приобщение к зарубежным тенденциям, приклекая собственных сотрудников и клиентов для организации благотворительных проектов (по примеру проекта американской корпорации «Макдональдс» «Добро. Вот что я творю».), − продукты общественной жизни, социально-экономическая активность к духовной культуре. |
Общественно признанная миссия ицель института блготворительности: − оказание материальной помощи нуждающимся, − социальная поддержка и защита граждан, − укрепление мира, дружбы и согласия между народами, − охрана окружающей среды и животного мира, − поддержка молодого поколения (в науке, спорте, образовании, общественной жизни и т. д.), − продвижение и поддержка общественных инициатив, с целью развития социокультурного общества, − влияние на общественный процесс, − улучшение условий труда и жизни людей. Адресность — выделение средств на конкретные цели с последующим контролем их использования. Эффективность –достижение заданных результатов участниками проекта. |
Материальные ресурсы, необходимые для решения социальных задач: − материально-технические, финансовые государственные программы, − поддержка государственных структур (техническое сопровождение, выделение помещений и т. д.) − привлеченные средства, − гранты, − свободные средства коммерческих инициатив, − внебюджетные фонды, − благотворительные фонды и конкурсы (концерты), − отборы-конкурсы общественных организаций городского, республиканского, регионального масштаба для финансирования, − средства, сформированные внутри так и снаружи организаций, − целевые субсидии для достижения взаимных целей. |
Совокупность норм иобразцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей групп иличности: − оптимальные стандарты и модели правильного поведения, − соблюдение традиций, обычаев, повторяющиеся с поколения в поколение — цепная реакция добрых поступков и открытости, − моральные нормы — уважение пожилых людей и стремление оказать помощь и поддержку окружающим людям, которым необходима помощь, − политические нормы, регуляторы общественной и политической жизни (корпоративная норма – проведение тренингов, семинаров, анализов и результатов), − поощрительные меры, − гражданское объединение и сплочение, − четкое представление целей и задач. |
Совокупность социальных ценностей: − людские, интеллектуальные ценности, − символические ценности, − моральные ценности, − идеологические ценности (идеалы, цели и лозунги), − общечеловеческие ценности (исторический период развития общества и традиции), − творчество современного человека, создающее новые духовные и материальные ценности, − ценность общения (социокультурная, индивидуальная и общественная ценность индивида), − практическое и теоретическое значение благотворительности; − личностная институционализация реализуется в практике индивидуальной мотивации, персонального самоопределения в структуре личной иерархии ценностей. |
Практическая деятельность социального института благотворительности: − используются исконные традиционные практики, которые структурируют ценностно-ориентированную деятельность; − привлечение новых венчурных-ангелов, инвесторов к благотворительной деятельности. − публичные выступления, призыв к добрым делам, приобщение с малых лет детей к благотворительным акциям, − дидактические: расширение кругозора, формирование организаторских умений и навыков, − управленческий и менеджериальный, − воспитывающие: воспитание самостоятельности, организация фундамента для создания благополучной семьи, физическая нищета — понимание пагубности самоотчуждения и неизбежности борьбы за бесклассовое общество − популяризация и пропаганда добрых дел. |
Сложившаяся практика отношений между субъектами (элементами) института благотворительности: − мотивы оказания материальной помощи, − развитие сотрудничества социальных институтов, − свободное выражение сотрудничества делового мира, − принятие принципа «человек главная ценность общества», − управленческие отношения, − образцовые показатели добрых дел для других организаций, − функциональные отношения, − социально-экономические и ориентированные отношения, − договорные отношения (дополнительные соглашения), − устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами, − циклически повторяющиеся социальные взаимодействия, − социальные взаимодействия являющиеся фундаментом для складывания новых социальных отношений. − четкое управление мотивацией персонала. |
Система символов, регулирующих отношения всоциально-экономической сфере деятельности (герб, эмблема, флаг, логотип, бренд, торговая марка ит.д.): − идеологическое обоснование деятельности, − использование общепринятых символов приносящих добро (успех, богатство, надежду, силу, стойкость, решительность и т. д.), − маркетинговые цели, − укрепление доверия, первичное представление о добре, − создание благоприятного имиджа, − популяризация и развитие благотворительности, − стратегическое планирование и правильное управление, − взаимодействие с внешней средой, − формирование и закрепление определенного имиджа и самооценки, − использование исторических процессов и становления, − использование символа красоты, материнской любви, победы, лучшей жизни и т. д. |
Институт благотворительности обладает общими признаками социального института: имеется определенный круг субъектов (НКО, благотворители, волонтеры, предпринимательство, государство-власть); наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института; выделение определенного круга субъектов; определенную организацию; наличие социально значимых функций института.
Также на основании проведенного исследования мы сможем обосновать благотворительность как социокультурное явление, характерными чертами которого выступают:
− наличие общественно значимых целей;
− отсутствие утилитарных мотивов (как мы указали особо, наш проект также не предпринимался с целью получения прибыли);
− снятие нравственно-экономической напряженности общества;
− образцовые показатели меценатов, попечителей и благотворителей по поддержанию культуры, медицины, искусства и образования;
− разработка государственных стратегий по реализации механизмов обратной связи населения и властных структур;
− воспитательная функция (культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе);
− восполнение перекосов общественных отношении, приводящих к отходу от принятых стандартов жизнедеятельности;
− сохранение, воспроизводство и развитие общества.
Таким образом культура в диалектическом единстве духовных и материальных ценностей становится в свою очередь объектом возрождающейся благотворительности.
Успешно внедрив свою идею в жизнь, мы можем подытожить конечный результат данного проекта как социокультурной деятельности коммерческих структур в форме благотворительности, который может со временем стать культурной индустрией и подлежать тиражированию в современном российском социуме. Для этого автору предстоит обобщить опыт работы и разработать методику реализации подобных благотворительных мероприятий.
Таблица 2
Практические рекомендации для коммерческих организаций по проведению благотворительных акций (проектов)
Содержание |
Идейное вдохновение. Все идеи проведения благотворительного проекта должны быть зафиксированы вдохновителем, основная цель самой идеи не должна иметь корыстных целей, она должна приниматься обществом только позитивно. Полагаясь на основную цель коммерческой оргнизации, тем определить кому и как будет организована та или иная помощь. Например, основной целью ООО «Эй Ви Холидей» является организация семейного отдыха за границей. Затронуть категорию многодетных и малоимущих семей, как компания и социальный интситут призываем семей стать будущими клиентами компании. |
«Мозговой штурм». Вынести на открытое обсуждение организацию идей благотворительного проекта для коллектива компании. На этапе «мозгового штурма» определить и выбрать тот проект, который выдержит обсуждения коллектива (по методу «открытого микрофона» и голосования). − Назначить комиссию по эффективности и необходимости проведения проекта (комиссия проводит анализ ситуации, сбор информации). Определить смету расходов. − Определение проекта может занимать от 3–10 дней (для оценки). − Главное в «мозговом штурме» объективная критика, а также внесения дополнения и корректировка. |
Адресность. Сделать динамику социальных слоев, выбирать семей совместно с теми людьми, которые могут подсказать и подтвердить положение. − Оказываемая материальная помощь должна быть адресована конкретному человеку, не организации и неизвестные счета. − При необходимости при переводе больших средств составить договора о безмозвездном предоставлении финансовой помощи и с условием контроля перевода. − При выдаче продуктов питания, одежды, книг и так далее организовать адресный выезд. |
Эффективность. Использовать инструменты современной технологии. Максимально популяризировать инфорацию о проведении проекта. − Рассылка пресс-релизов по средствам массовой информации (местного канала, радио, газеты и журналы). − Привлекать государственную структуру, а именно приобщаться к общественным движениям, что последующем это окажет позитивный настрой и поддержку движения. − Предложения тесного сотрудничества с лицами («иконами добра»), которые ведут образ жизни добродеятеля. Например в нашем проекте мы сотрудничаем с Антоном Васильевым, что даёт обществу воспринимать как детельность истинного добра. Есть и риски проекта, но положительная сторона преобладает негативные. − Оказываемая помощь в виде продуктов питания, только после тщательного выбора корзины продуктов (неправильный выбор продуктов и т. д. может и повредить настроение семей, и создать негативное мышление). |
«Живой» проект (довести идею до традиционного принятия). Компания должна развиваться не только в своей области, но и давать возможность возобновлять проекты по благотворительности.
|
Расходы— финансовая политика компании. Выделенные средства не должны нарушать финансовой политики компании. − Отправление средств только в доверительные фонды. − Показательно-информационная сторона расходов и предоставления материальной помощи со стороны организаторов акций. Не можем не выделить тот момент, который является действительной реальностью и проблемой НКО. Выделение средств в «непонятные» и не контролируемые фонды (не зная информаци о владении фонда физическим лицом и правом пользования финансовых средств фонда) не рекомендуется. |
Литература:
- Апресян Р. Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия // ОНС. 1998. № 5. С. 51–60.
- Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования: сб. матер. конференции «Социальные исследования благотворительности в современной России». Июнь 2001 г., Санкт-Петербург. / Под общ ред. O. Л. Лейкинда. СПб: Лики России, 2001–2002; СПб. – Изд-во им. И И Новикова, 2004; СПб Изд-ко журнала «Звезда», 2005.
- Иванов И. Нужны ли меценаты современной Якутии? // Илин. 1998. — № 1. — С. 14.
- К. Е. Гагарина. Меценатство — феномен нового духовного подъема. Отв. ред. и авт. Предисл. проф. К. Д. Уткин. Якутск, 2000. — 128 с.
- Кармин А. С. Культурология. Общество и культура. СПб., 2006. — 730 с.
- Попов Б. Н. Новая идея в диалекте якутской семейной традиции / Благородный почин. Материалы научно-практической конференции «Почин семьи Егоровых как факт духовной инвестиции». 22 октября 1997 г., г.Якутск. — Якутск, 1998. — С. 10.
- Попова Г. С. УМКД «Социокультурная деятельность: теория и методология». Якутск, 2012. // Сайт СВФУ. Раздел «Дистанционное образование».
- Республика Саха (Якутия): в новый век — с добрыми делами / Адм. Президента Респ. Саха (Якутия); Правительство Республика Саха (Якутия). — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2001. — 136 с.
- Свердлова А. Л. Меценатство в России как социальное явление // Социс. 1999. № 7. С. 134–137.
- Стивен Левитт, Стивен Дабнер. Фрикомыслие: Нестандартные подходы к решению проблем. ThinkLike a Freak. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 199 с.
- Ульянова Г. Н. Благотворительность в Российской империи: ХIХ- начало XX века / [отв. ред Я. Н. Щацов]; Ин-т рос. истории РАН. — М: Наука, 2005 — С. 114.
- Уткин К. Д. Дающему да воздастся! // Республика Саха. — 10 сентября. — 1996. — С. 3.
- Уткин К. Д. Заветное слово. — Якутск, 1996. — С. 31.
- Хорькова Е. П. История предпринимательства и меценатства в России. — М., 1998. — 448 с.