Возрождение благотворительности в системе образования и её роль в модернизации системы образования в современных условиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 24.12.2014

Статья просмотрена: 1388 раз

Библиографическое описание:

Алексеева, М. Н. Возрождение благотворительности в системе образования и её роль в модернизации системы образования в современных условиях / М. Н. Алексеева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6980/ (дата обращения: 17.12.2024).

В настоящее время всё больший общественный интерес вызывает историко — педагогический опыт благотворительной деятельности в России, на наш взгляд, объяснить данный факт можно, с одной стороны, задачей сохранения своей самобытности в условиях развития современной системы образования, с другой — желанием исследовать малоизученные в исторической и педагогической науке проблемы. К таким относится, в частности, благотворительная деятельность в сфере образования в российском обществе или «образовательная благотворительность», как определяет в своем исследовании Л. Я. Лаврененко [  3, с.129].

Сегодня в процессе реформирования образования находит свое отражение и четко прослеживается противоречивость исторического развития современного общества. Так, наряду с усилиями, прилагаемыми в этой сфере государством и небольшим слоем обеспеченных людей сверху, прослеживается инертность основной массы общества, несостоятельного в плане подключения к усилиям власти. Характеризуя процессы, происходящие в образовании на современном этапе, многие ученые, особенно если их интересы сосредоточены на пореформенном периоде развития просвещения в России, проводят определенные аналогии. Милосердие и благотворительность всегда были и остаются основными ценностями общества и первостепенными факторами в развитии Российского образования. Благотворительность и народное просвещение — это две взаимосвязанные категории. Благотворительность является воплощением и формированием культурной традиции общества, между тем как историческое развитие системы народного образования выступает предпосылкой к развитию благотворительной деятельности.

Следует отметить, что благотворительная деятельность в системе народного образования имела место во все исторические вехи, при всех её формах организации. Однако специфический характер благотворительной деятельности, ее направленность и адресность, виды и формы, кардинально меняются в условиях разных законов и типов организации образования.

Так, например, до конца 18-го столетия общественное призрение было предоставлено частной благотворительности и отчасти сосредотачивалось в руках духовенства. [4, с. 244]. Подобные формы благотворительной деятельности можно встретить фактически у всех правителей российского государства с нарастающим эффектом. Данная форма благотворительной деятельности характеризуется созданием богаделен и приютов на территории России. Основной функцией таких учреждений являлась социальная помощь.

Но уже к концу 90-х годов XIX- началу XX века российском государстве и, в частности, в Симбирской губернии складывается достаточно разветвлённая и обширная сеть учреждений, призванных заниматься вопросами призрения детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей бедных родителей, открытых на средства частных благотворителей, благотворительных организаций и различных обществ.

Доказательством данного исторического факта могут служить извлечения из отчёта о деятельности общества взаимного вспомоществования учащимся и учившим в народных училищах Симбирской губернии: «О-во взаимнаго вспомоществования учащимся и учившим в начальных училищах Симб. губ., начавшее свои действия с 1895 г., в 1897/8 учебн. году открыло в г. Симбирске интернат для детей действенных членов, в котором дети за плату значительно ниже действительной стоимости получают полный пансион, за исключением одежды, белья и обуви. До учреждения интерната число детей сельских учителей, обучавшихся в средних учебных заведениях г. Симбирска, выражалось единицами, потому что сельский учитель из своего в общем 300 руб. оклада не мог выделять на каждого из детей от 150 до 180 руб. в уплату за содержание их на частных квартирах. С учреждением интерната число учительских детей, обучавшихся в средних учебных заведениях г. Симбирска, постепенно возрастало, так в год открытия в интернате было 8 детей, во 2-й 22, в 3-й 38, в 4-й 41, в 5-й 60, в 6-й 65, в 7-й и 8-й по 73…» [5, с.8,9].

Хотелось бы отметить, что именно благотворителям XIX век является веком интенсивного развития народного просвещения. Так, например, Симбирск обязан созданием многих образовательных учреждений. В день коронации Екатерины II в Симбирске было открыто первое народное училище, на которое пожертвовано 20.000 руб.

На средства Симбирского общества Христианского милосердия в 1830г. было открыто первое женское учебное заведение «Дом трудолюбия». На территории Симбирской губернии к началу 1914 года действовали 36 благотворительных учреждений, [7,с. 92]

Становление и развитие различных форм благотворительной деятельности напрямую связано с созданием специальных приказов общественного призрения, открытием сиротских домов, домов трудолюбия и домов для беспризорных детей. Именно в таких учреждениях детям была дана возможность не только получить питание, медицинскую помощь и кров, но и получить основы грамоты и ремесла. Следуют отметить, что изменение форм благотворительности и их интенсификация напрямую влияла на изменение функций тех учреждений, которые были созданы на пожертвования. Благодаря этому, впервые начиная с середины XIX века различные богодельни и приюты для детей стали выполнять не только функции по оказанию социальной помощи, но и нести культурно-образовательное значение в целом для государства. В сиротских домах детей обучали грамоте, ремеслу, наукам, что является актуальным и по настоящее время.

Действительно, сложившиеся в XIX веке традиции благотворительности, её нравственные нормы во многом были утрачены. Жестокая судьба постигла многих жертвователей, доживших до 1917 года, было уничтожено большинство объектов их благих устремлений. И, тем не менее, благотворительность в СССР существовала, в таких формах, как: субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам; благоустроительные субботники и воскресники и различного рода бесплатная работа на фабриках и заводах, с перечислением заводом заработанных денег на содержание детских домов, шефская помощь предприятий конкретным школам. Несмотря на утрату в советский период традиционных культурно — исторических форм и механизмов организации и развития народного просвещения — новый педагогический опыт, в котором сохранялись культурные традиции, всё же формировался. Многие из таких педагогических систем этого времени, реализации такого опыта в системе образования, по сути, очень близки к благотворительной деятельности, так например, школа А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова или M. Л. Щетинина и др.

Следующим этапом возрождения благотворительности можно отметить 90-е годы XX столетия. Именно с начала девяностых годов началось активное развитие негосударственных форм благотворительности, наряду с благотворительностью некоммерческих организаций, частной благотворительностью, развивается корпоративная благотворительность, предполагающая оказание благотворительной поддержки с учетом интересов организации; формируется социально-ответственный бизнес. Получает все большее развитие благотворительность ориентированная не на распределение материальных благ среди нуждающихся (прямая поддержка), а на развитие потенциала самопомощи и собственной инициативы граждан (создание условий для решения социальных проблем).

Так, например, в Ульяновской области с 2000 года действует на спонсорские деньги фонд «Губернаторский». Данный фонд привлекает в область меценатов со всей России, проводит самые крупные благотворительные акции, балы. Первый бал был организован в 2001 году в пользу Барановского детского дома. Продолжая традиции симбирского мещанина — кондитера Александра Слепова, который построил в Симбирске первый деревянный театр на каменном фундаменте, так и благодаря содействиям Благотворительного Фонда «Губернаторский» в 2004 году был проведён бал в пользу Ульяновского драматического театра.

Если обратиться к истории, то не стоит забывать, что в дореволюционной России существовала целая система поощрений для меценатов. Государственная власть высоко оценивала заслуги благотворителей грамотами, орденами, почетными званиями. В Ульяновской области подобные традиции продолжают жить и сегодня.

Перелистывая страницы истории, мы находим массу фактов, свидетельствующих об огромном влиянии благотворительной деятельности в системе народного образования как со стороны частных жертвователей, так и со стороны государства.

Из извлечений приказов г.Попечителя Казанского учебного округа:

«объявить благодарность округа:

«Преподавателю казанской 2-й гимназии Н.Сухотину, за его усердие к пользам учеников этой гимназии и безвозмездные труды»;

«Аптекарю в городе Сызрани Цветову за бесплатный пуск из аптеки лекарств для бедных учеников Сызранского реального училища»;

«Крестьянину с.Тетюш, Ардатовского уезда, Симбирской губернии, Ивану Кечину и бывшему учителю, Апраксинского сельского училища, того же уезда, крестьянину Ивану Обохову, за усердие их к делу народного образования»;

«Почётному смотрителю городского училища при Казанском учительском институте, купцу Кириллу Строгонову, за особые пожертвования его в пользу училища, именно: олеографического портрета в золотой раме Его Императорского Величества Государя Императора Александра III-го, 25 руб. деньгами на рождественскую ёлку и книги для учеников городского училища, всего на сумму сто руб., сверх обязательного взноса в количестве 150 руб. в год» [2, с. 7–52].

В XIX веке значительное влияние на попечителей образовательных учреждений оказывали земства, так и сегодня именно органы местного самоуправления во многом определяют направления для возрождения исторических традиций попечительства в субъектах Российской Федерации. Так, например, в одном из муниципальных образований Ульяновской области утверждена ежегодная премия имени Веры Васильевны Кашкадамовой.

Утверждение премии имени В. В. Кашкадамовой имеет большое историческое значение как для системы образования региона, так и для возрождения институтов благотворительности в Ульяновской области.

Имя Веры Васильевны прочно вписано в историю народного просвещения Симбирской губернии. Вера Васильевна Кашкадамова была назначена в 5-е симбирское приходское женское училище на должность учительницы. «Настойчивость и упорство помогли ей убедить руководство учебного округа открыть частное учебное заведение первого разряда (при условии ежегодного его обеспечения шестью тысячами рублей). Нужные средства при поддержке населения Симбирска были найдены, и в 1911 году Вера Васильевна Кашкадамова открыла 2-ю женскую гимназию, в которой учились девочки из бедных семей. Заботы о материальном обеспечении гимназии и её воспитанниц взяло на себя «Общество вспомоществования Симбирской 2-й гимназии». Пожертвования в фонд общества, доходы от устройства драматических представлений, литературных чтений, публичных лекций, концертов, лотерей позволили в гимназии Кашкадамовой сократить плату за обучение вдвое по сравнению с другими гимназиями, а многих «недостаточных» учениц вовсе освободить от платы за учёбу»., [6, с.38]. Она заботилась о бесплатной выдаче книг или продаже их по удешевлённой цене «недостаточным» ученицам. Она снабжала неимущих одеждой, пищей и приютом, подыскивала им частные уроки для получения заработка, обеспечивала больных медицинскими пособиями под наблюдением врача на дому, в исключительных случаях ученицам выдавались денежные пособия. Особое внимание уделялось открытию для бедных учениц столовых, подбору дешёвых квартир, склада книг и пособий»., [6, с.40].

Проведённый нами анализ монографий, статей, статистических отчётов Росстата, отчётов исполнительных органов государственной власти, рассмотренный спектр нормативно — правовой документации свидетельствует, что благотворительная деятельность на территории Российской Федерации постепенно становится новой философией, неким модным трендом.

В настоящее время возрождающаяся благотворительность, особенно в системе образования, имеет достаточно количество сильных, но и много слабых сторон, раскрыть которые, с целью трансформации отношения к ним, мы попытались по принципу «собирательства», опираясь как на официальные источники, так и средства массовой информации.

Одним их положительных моментов современной благотворительности в образовании является расширении участников благотворительных акций, направленных на организацию культурно — просветительских мероприятий. Расширяется спектр социальных групп благотворителей. Среди потенциальных жертвователей для системы образования мы можем выделить следующие категории: родители обучающихся, в том числе из числа: членов различных коллегиальных органов самоуправления (родительский совет, попечительский совет, общешкольное родительское комитеты и т. д.), выпускники, частные лица, а также различные организации, фонды, представители частного бизнеса и т. д. Частные лица, в большинстве случаев, из данного списка можно исключить, так как практика показывает, что в образование, назовём их «случайные» лица, вкладывают не охотно, а точнее по опросу руководителей школ Ульяновской области количество жертвователей данной категории приближаются к нулю. Выпускники, а также организации и фонды, в большинстве своём, охотнее оказывают помощь или становятся в число соорганизаторов крупных мероприятий регионального, всероссийского или международного масштаба. А вот оказание «точечной» или разовой помощи для конкретного образовательного учреждения со стороны выпускников, родителей или партийных организаций можно встретить довольно часто. Причём как показывает практика, количество и объёмы участия зависят от категории образовательного учреждения, так например, в лицеях и гимназиях практика «образовательной благотворительности» встречается в несколько раз чаще, чем в обычных школах. В газетных статьях, журналах и другой региональной прессе достаточно часто стали появляться статьи, в которых отмечается положительный опыт благотворительной деятельности в системе образования и культуры. Традиции Симбирского губернии свидетельствуют, что признание государства и положительное общественное мнение является действенным способом на пути стимулирования и мотивации благотворителей. Несколько выдержек со страниц региональной прессы:

«В. Н. Губин — генеральный директор торгово — производственного объединения «Меркурий», при котором создан культурно — развлекательный комплекс и работает бильярдный клуб. <…> На базе клуба регулярно проводятся соревнования с вручением призов, бесплатно работает детская секция <…> Частное предприятие Валерия Викторовича Ивахненко существует с 1995 года. <…> В. В. Ивахненко с пониманием относится к нуждам школы и, несмотря на ограниченные возможности, всегда отзывается на просьбу учебных заведений в приобретении литературы. <…> Большую поддержку оказывает бюджетным организациям издательский центр «Пресса» и её директор Александр Иванович Обмелюхин, который, по мере возможности, спонсирует различные культурные акции», [1, с.58].

При исследовании вопросов, связанных с влиянием благотворительности на систему образования именно институту попечительства в России, который эволюционно складывался еще с XVIII века следует уделить особое внимание. В общеобразовательных организациях попечительство, как социальная категория также существует. Это важный инструмент регулирования отношений между администрацией школы, педагогической, родительской и ученической общественностью. Начиная с советской эпохи такие коллегиальные органы существовали и продолжают действовать — это родительский совет и родительский комитет.

В период внедрения новых образовательных стандартов, становления новой практики построения образовательной системы в субъектах Российской Федерации обращение к традициям и истории страны является важным для дальнейшего развития. Ретроспектива благотворительности, милосердия, меценатства на Руси велика по времени, богата ярчайшими примерами и позволяет выявить очевидную преемственность добрых деяний, истоки и традиции отечественного меценатства. И ещё раз стоит проанализировать опыт деятельности института попечительства в царское время с его сильными и слабыми сторонами. Так как возрождение традиций меценатства и благотворительности как формы социальных инвестиций обладающими мощными ресурсными возможностями и служащими основой для полноценного социального партнёрства бизнеса с обществом и государством являются первостепенными.

 

Литература:

 

1.         Галибина Э. Мир не без добрых людей/Э.Галибина//Мономах-2004-№ 4.

2.         Государственный архив Ульяновской области. Фонд 99. Опись 1 единица хранения 1. Приказы (печатные экземпляры) Министра народного просвещения и попечителя Казанского учебного округа за 1882г. — 107л

3.         Лаврененко Л. Я. Становление благотворительной деятельности в образовании. — диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук, Великий Новгород, 2003.

4.         Мартынов П. Л. Симбирск: Сборник исторических сведений — Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет, Центр «Генезис», 2008. — 480 с.

5.         Отчёт о деятельности общества взаимного вспомоществования учащимся и учившим в народных училищах Симбирской губернии с 1 июля 1907 года по 1 июля 1909 года, Симбирск 1909.

6.         Стоцкий Г. Бабушка просвещения// — 2010, Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах», № 3(62)

7.         Юстус И. В. Система и деятельность учреждений по призрению детей в конце 19-нач 20 веков: отечественный и зарубежный опыт-Ульяновск: УлГТУ,2006.

Основные термины (генерируются автоматически): благотворительная деятельность, Симбирск, система образования, Ульяновская область, народное просвещение, Россия, Симбирская губерния, народное образование, Российская Федерация, государственная власть.

Похожие статьи

Развитие технической грамотности как основа самореализации личности в социальной среде

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы

Профессиональный стандарт «Педагог» и роль классической дидактики в модернизации образования

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Самообразование как основа развития успешной профессиональной личности педагога в современном обществе

Роль института семьи в социально-культурном развитии молодого поколения

Компетентностный подход как ключевое направление реформирования высшего профессионального образования

Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе

Формирование культуры толерантности в педагогическом и воспитательном процессе

Роль современной детской экологической журналистики в системе непрерывного экологического образования

Похожие статьи

Развитие технической грамотности как основа самореализации личности в социальной среде

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы

Профессиональный стандарт «Педагог» и роль классической дидактики в модернизации образования

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Самообразование как основа развития успешной профессиональной личности педагога в современном обществе

Роль института семьи в социально-культурном развитии молодого поколения

Компетентностный подход как ключевое направление реформирования высшего профессионального образования

Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе

Формирование культуры толерантности в педагогическом и воспитательном процессе

Роль современной детской экологической журналистики в системе непрерывного экологического образования