Цель — формирование интереса старших дошкольников к разным жанрам литературных произведений.
Задачи:
- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги;
- Помочь детям понять основные различия между литературными жанрами;
- Активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы.
Приоритетная форма работы с произведением — беседа по прочитанному.
Методы и приемы работы с детьми: чтение произведения, беседа, работа в парах, игровые упражнения, интерактивная технология «Хоровод».
Ход образовательной деятельности .
— Ребята, скажите мне, в каких сказках рассказывается о волке? Каким мы видим волка в этих сказках? Какие рассказы вы знаете о волке? Какие стихи?
— В каких сказках встречается белка? Какие рассказы вы знаете о белке? Стихи? Как описывают белку авторы этих произведений?
— Сегодня мы познакомимся с новым произведением, где встречается и белка, и волк.
Чтение сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк».
Беседа по произведению с опорой на технологию «6 шляп мышления».
В беседе используются маркеры белого, красного, желтого, черного, зеленого и синего цветов.
— Перечислите все события, описанные в сказке. (Белый маркер)
Дети рассказывают: белка резвилась на дереве, упала на спящего волка, волк хотел её съесть, волк отпустил белку с условием, сказать, почему веселы белки, белка с дерева ответила, что белки веселы потому, что добры и зла ни на кого не держат.
По мере того, как называются эпизоды рассказа, педагог зачитывает соответствующие моменты.
— Какие эмоции и почему вызывает у вас эта сказка? (Красный маркер).
Для того, чтобы дети увереннее отвечали, используются карточки-схемы с эмоциями (смайлики).
Примеры ответов детей: «меня удивило, что белка упала с дерева», «я испугался, когда волк схватил белку», «я обрадовался тому, что белка спаслась».
— Что в сказке хорошего? (Желтый маркер).
Примеры ответов детей: «хорошо, что белка умеет прыгать с ветки на ветку», «хорошо, что волк был сонный и не сразу съел белку», «хорошо, что белка сумела перехитрить волка», «хорошо, что белка спаслась», «хорошо, что белки веселы и не делают никому зла».
— Что в сказке плохого? (Черный маркер).
Если дети ограничиваются только тем, что «плохо, что белка упала», «плохо, что волк хотел съесть белку», нужно попросить детей посмотреть на эту ситуацию со стороны волка.
«Представьте, что вы волк, чтобы вы почувствовали, когда на вас упала бы белка».
Примеры ответов детей: «плохо, что белка меня разбудила», «она ударила волка, когда упала», «плохо, что волку всегда скучно, мне его жаль».
— Как бы вы закончили эту сказку? (Зеленый маркер).
Здесь не нужно ограничивать фантазию детей. Любой ответ правильный.
— Зачем Л. Н. Толстой рассказал нам сказку «Белка и волк»? (Синий маркер).
Примеры ответов детей: «доброта делает нас веселее», «добрые дела приносят радость».
— Кто хочет рассказать нам сказку «Белка и волк»?
Один ребенок рассказывает у доски.
Педагог напоминает ребенку, что в любом рассказе есть начало, середина и конец, для того чтобы дети дополняли рассказ Л. Н. Толстого своими мыслями.
Интерактивная технология «Работа в парах».
— Кто еще хочет рассказать? Сделаем это в парах.
Дети находят себе того, кому хотят рассказать сказку, договариваются об очередности пересказа.
— Петя, какие интересные слова использовал Вася, рассказывая тебе сказку «Белка и волк»?
— В сказке говорилось, что белки веселые. Они прыгают с ветки на ветку, играют. Как еще они веселятся, что делают?
— Послушайте, как по-разному можно сказать о беличьем веселье: веселые белки, белки веселы, белки веселятся, белкам весело.
Игровое упражнение «Наоборот»
Белки веселые, а волк совсем не веселый, а какой?
Белки веселятся, а волк?
Белкам весело, а волку?
— Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке: грустный, грустит, грустно. Слова разные, но они связаны друг с другом по смыслу и звучат похоже. И слова веселый, весело, веселиться — тоже родственники, потому что они связаны между собой по смыслу и звучат похоже.
Игровое упражнение «Назови слово»
Подберите слова, родственные слову «радостный».
Вспомните слова, родственные слову «весенний».
Интерактивная технология «Хоровод».
— Про что можно сказать «веселый»? Про что можно сказать «весенний»?». Узнаем это в «Хороводе». Дети передают друг другу мяч и отвечают на вопросы.
— Вслушайтесь, как звучат слова «веселый» и «весенний». Звучат похоже, но родственниками не являются, потому что обозначают разные вещи.
— Что сегодня на занятии было делать легко? Что трудно?
— Какое произведение вы сегодня расскажете дома маме?
Литература:
- Боно де Э. Шесть шляп мышления. — Режим доступа: https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/187274-edvard-de-bono-shest-shlyap-myshleniya.html
- Даллакян А. М., Налбандян Т. Э. Применение методики Эдварда де Боно в развитии личности дошкольников // Воспитатель в ДОУ. 2017. № 4. С. 85–89.
- Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: учебно-методическое пособие/ В. А. Филиппова [и др.]; под научн. ред. И. В. Руденко. — Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. — с. 27–36.
- Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб. метод. пособие: Санкт-Петербург; КАРО. 2009.
- Развитие речи детей 5–7 лет. — 3-е изд., дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2019. — с. 193–195.