Социально-педагогический проект «Дорогой добрых дел (3Д)» разработан и реализован в МБОУ СОШ№ 11 г. Хабаровска, направлен на решение проблемы организации добровольческой деятельности младших школьников. Педагогическая целесообразность проекта состоит в формировании у школьников ценностных ориентиров и активной жизненной позиции, а также реализация детских добровольческих инициатив. В ходе проекта были реализованы следующие мероприятия дорожной карты: акция «Помоги дендрарию», благотворительный марафон «Достучаться до сердец».
Ключевые слова: добровольчество, добровольческая деятельность, особенности добровольчества младших школьников, социально-педагогический проект.
Актуальность проекта обусловлена возрастающей потребностью в осмыслении современного добровольчества, его организационных аспектов с учетом возрастных особенностей участников. Добровольческая деятельность обеспечивает реализацию потребности ребенка в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, способствует познавательному и эмоциональному развитию, повышает нравственные ценности младших школьников.
Проведенный теоретический анализ позволил сформулировать противоречие между значимостью добровольческой деятельности как средства развития личности и необходимостью выделить особенности её организации для младших школьников.
Цель статьи: выделить особенности организации добровольческой деятельности младших школьников.
Традиционно добровольческая деятельность трактуется как общественно-полезная деятельность на основе добровольного выбора, отражающего личные взгляды и позиции гражданина; мощный инструмент социальных перемен, культурного и экономического роста общества.
Важной для реализуемого проекта является точка зрения Е.С Азаровой, согласно которой добровольческая деятельность — это тип социально одобряемой и социально признаваемой деятельности, разновидность бескорыстного общественного поведения, которое характеризуется нравственным и созидающим уровнем социальной активности, выраженной в любых общественно полезных мероприятиях с целью изменения окружающего мира и является одним из условий интеллектуального, личностного и деятельного развития личности, определяя ее жизненную позицию как гуманистическую [1, с. 18].
Российское общественное сознание воспринимает добровольчество очень широко. Часто «добровольчеством» подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. При подобном подходе теряется уникальная воспитывающая и развивающая функция добровольчества. С другой стороны, добровольчество рассматривают во взаимосвязи с социальной работой, предоставлением социальных услуг, в первую очередь помощь остро нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим, как, например, пожилые, беспризорники, люди с инвалидностью, беженцы в результате стихийных бедствий, социальных катаклизмов и т. д. С третьей стороны, в это понятие вмещают бесплатный труд, который направлен на повышение занятости подростков и молодежи, что не делает добровольческую деятельность привлекательной [2 с. 9]. Федеральный закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ определяет понятие «доброволец» как физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
Социальный аспект добровольчества заключается в самореализации и овладение младшими школьниками социальным опытом посредством участия в добровольческой деятельности. Педагогический потенциал добровольческой деятельности представлен личностными ресурсами (когнитивными, ценностными, коммуникативными, эмоциональными, деятельностными, организационными), что и составляет ее формирующее значение. Потенциал добровольческой деятельности раскрывается через те изменения и внешние проявления свойств и поведения добровольцев, которые происходят в процессе деятельности. Выделенные социальные и педагогические аспекты добровольческой деятельности позволяют при ее организации сохранять гармонию между личностным и общественным в социальных активностях и инициативах детей.
Концептуальная идея проекта базируется на внедрении добровольческой деятельности в школьную жизнь младших школьников через общественно полезные мероприятия. Отметим, что младший школьный возраст является благоприятным возрастным периодом, чтобы ввести детей в сферу добровольчества. Становление ребенка во многом зависит от его положения в системе социальных связей и отношений. В младшем школьном возрасте начинают складываться способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Е. Ю. Курченя отмечает, что добровольческая деятельность младших школьников может иметь следующие направления:
– просветительская деятельность: оказание помощи при формировании жизненной позиции у учащихся; участие в общественно-полезной деятельности; гражданское и патриотическое воспитание; популяризация бережного отношения к историко-культурному наследию и защиты окружающей среды; профилактика здорового и безопасного образа жизни; творческие мероприятия; досуговая деятельность;
– социальная деятельность: организация просветительских, социокультурных и творческих мероприятий для детей-инвалидов, сирот, пожилых людей, инвалидов, ветеранов, малообеспеченных слоев населения; участие в социальных акциях «Помоги собраться в школу”, «Подарок ветерану”, «Книги для детей-инвалидов»; трудовая помощь;
– спортивная деятельность: участие в школьных спортивных соревнованиях;
– информационная деятельность: создание и распространение обучающих, рекламных печатных материалов; проведение презентаций и других рекламных акций добровольческой деятельности [3 с. 36].
Мониторинг реализации проекта осуществлялся посредством таких методик, как тест «Размышляем о жизненном опыте» (автор Н. Е. Щуркова), «Изучение мотивов участия школьников в деятельности коллектива» (автор Л. В. Байбородова), методики «Я и ценности моей жизни», «Ситуации», «Если я был волшебником». Представим некоторые результаты исследования.
По результатам методики «Размышляем о жизненном опыте» у 24 чел. (83 %) второклассников достаточный уровень нравственной воспитанности и сформированность ориентации на другого человека. У 5 чел. (17 %) наблюдалась несформированность нравственных отношений, неустойчивое, импульсивное поведение. В классе не выявлены учащиеся с показателями безнравственной ориентации. При этом у 5 учащихся (17 %) баллы имели крайние показатели нормы (7–10 баллов). Поэтому важно, чтобы все второклассники с интересом участвовали в добровольческой деятельности. Для этого данный вид деятельности должен характеризоваться систематичностью, общественно полезной, морально-ценностной направленностью.
По результатам методики «Я и ценности моей жизни» видно, что 21 чел. (72 %) нацелены на реализацию духовных потребностей: добро, помощь окружающим. 11 чел. (38 %) проявили семейные ценности. 8 чел. (27 %) больше нацелены на материальные ценности. Мы можем говорить о доминировании нравственных ценностей, ориентированных на других, положительного отношения к сверстникам и классу в целом.
Результаты методики «Если бы я был волшебником» показали, что 13 чел. (45 %) продемонстрировали равномерное распределение личной и общественной ориентации ценностей. При выполнении задания второклассники выбрали все положительные ответы. 16 чел. (55 %) продемонстрировали направленность на личную ориентацию ценностей.
Итак, результаты мониторинга характеризуют позитивное отношение второклассников к добровольческой деятельности. У ребят идет активный процесс формирования нравственных ценностей, направленных на помощь окружающим. Больше половины учащихся чувствуют себя комфортно, работая в коллективе. Включаясь в совместную деятельность, ребята ориентированы на коллективистические мотивы, для них важно уважение со стороны коллектива и значима сама деятельность.
В ходе проекта реализована серия добровольческих инициатив: акция «Помоги дендрарию», благотворительный марафон «Достучаться до сердец».
Идея акции «Помоги дендрарию»: привлечь школьников к уборке территории от мусора, очистить от сухих ветвей, которые мешали растениям. Акция — это и возможность сделать детский коллектив более сплоченным.
Тиодаровцы выступили инициаторами проведения благотворительного марафона «Достучаться до сердец». Во время благотворительного марафона добрые детские сердца не остались равнодушными. Все ребята активно участвовали в викторинах, в рассуждениях о том, откуда берутся бездомные животные, и что мы можем сделать для них. Ребята искренне переживали за бездомных собак и призывали не давать в обиду тех, кто не может защитить себя сам.
Самым незабываемым для ребят была встреча с главными участниками марафона: собаками. Учащиеся с восторгом и радостью следили за тем, как четвероногие гости выполняли разнообразные трюки. Представитель хабаровского краевого общественного движения зоозащиты и помощи бездомным животным «Милосердие» для собак-инвалидов и тяжелобольных животных передала мягкое и большое сердце, которое заряжено добротой, участникам марафона, чтобы каждый мог прикоснуться к нему и рассказать, что он почувствовал, делая добрые дела.
Итак, реализованный проект позволил выделить особенности организации добровольческой деятельности младших школьников: ориентация на формирование ценностей в активной деятельности; усложнение форм организации; авторитет педагога и его интерес, готовность к данному виду деятельности.
Литература:
- Азарова, Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф.дис…канд.психол.наук: специальность 19.00.01 / Е. С. Азарова — Хабаровск, 2008. — 20 с.
- Зборовский, Г. Е. Проблема волонтерства в структуре социологического знания / Г. Е. Зборовский // Социологические науки. — 2017. — № 3. — С. 8–23.
- Курченя, Е. Ю. Концептуальные основы института волонтерства в системе начального образования / Е. Ю. Курченя // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». — 2017. — № 5. — С. 34–37.