Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»
Авторы: Демушкина Олеся Владимировна, Демушкин Владимир Анатольевич
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.
Дата публикации: 03.08.2023
Статья просмотрена: 34 раза
Библиографическое описание:
Демушкина, О. В. Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла» / О. В. Демушкина, В. А. Демушкин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8532/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направлениями деятельности регионального центра по работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью Орловской области.
Ключевые слова: информационная безопасность, образовательная программа, дополнительное образование, методическое обеспечение.
Многообразие современных угроз постепенно приводит к тому, что основной характеристикой качества жизни становится обеспечение безопасности жизнедеятельности и, прежде всего — информационной безопасности, для обеспечения которой необходимо формировать информационную культуру обучающегося в процессе непрерывного образования, соответствующего основным периодам становления личности. Целью обучения информационной безопасности (далее ИБ) является, прежде всего, приобретение обучающимися основных компетенций в области ИБ, которые позволят им безболезненно пройти процесс социализации в современном информационном обществе. Поэтому необходимо в процессе обучения формировать целостное представление о предметной области, включающей обеспечение информационной безопасности, включающей основные составляющие её обеспечения: ИБ детей, личности, общества, государства, международная информационная безопасность [4]. Цели обучения школьников ИБ в образовательном процессе отражены в федеральных государственных образовательных стандартах среднего (полного) общего образования в требованиях к метапредметным результатам освоения основных образовательных программ, в программах воспитания и социализации обучающихся, а также заложены в требованиях к предметным результатам освоения базового и профильного курсов информатики. Образовательным учреждениям рекомендовано в профильных классах организовывать изучение элективного курса «Информационная безопасность». Особую значимость в современном обучении приобретают программы дополнительного образования, которые углубляют знания, полученные в школе, вносят профориентационную составляющую в интеллектуальное развитие ребёнка, расширяют кругозор. В рамках технической направленности направления, связанные с компьютерной техникой, в том числе информационная безопасность, являются наиболее востребованными.
Учреждения дополнительного образования, реализующие программы технической направленности, такие как точки роста, кванториумы, региональные центы, созданные по модели ОЦ Сириус, IT кубы предлагают большой спектр программ в сфере IT технологий. Однако детальный анализ показал, что программ по информационной безопасности очень мало.
Бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области «Созвездие Орла», структурным подразделением которого является региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создано в соответствии с распоряжением Правительства Орловской области № 226-р от 20 мая 2019 года.
Региональный центр «Созвездие Орла» осуществляет разработку и реализацию образовательных программ для одаренных детей и талантливой молодёжи, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, с учетом федерального и регионального запроса по трем направлениям: «Наука», «Искусство», «Спорт».
Центр осуществляет:
– выявление одаренных детей, проживающих в Орловской области, их сопровождение и мониторинг дальнейшего развития;
– взаимодействие с образовательными организациям и, в которых обучаются одаренные дети, а также организаторами мероприятий, способствующих их выявлению;
– разработку образовательных программ для одаренных детей, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий с целью их дальнейшего сопровождения;
– формирование банка информационно-методических материалов по работе с одаренными детьми и молодежью по направлениям образовательной деятельности Центра;
– проведение мониторинговых исследований, способствующих формированию образовательной политики региона в соответствии с научно-технологическими вызовами и запросами ведущих предприятий [7].
В Региональном центре «Созвездие Орла» реализуются:
– дополнительные образовательные общеразвивающие программы (двухнедельные образовательные смены с проживанием);
– дополнительные образовательные общеразвивающие программы с применением дистанционных технологий;
– дополнительные образовательные общеразвивающие программы на регулярной основе (кружки, студии, секции и т. п.).
За время работы Центра разработаны и реализованы такие программы технической направленности, как:
– «Программирование» (Модули: углубленный уровень, решение олимпиадных задач, разработка мобильных приложений.
– «Робототехника». (Модули: «Робототехника: мехатроника», «Робототехника исследовательский уровень», «Конструирование робототехнических систем и механизмов в промышленной инженерии»).
– «Прикладная информатика» («Пионеры медиа арта: световые и визуальные эффекты», «Математическое моделирование», «Компьютерные системы математических вычислений».
А также программы, направленные на раннюю профессиональную ориентацию: «Компьютерная графика: ЗD моделирование», «Междисциплинарная проектная смена по курсу Информационная безопасность».
С полным перечнем программ и аннотациями к ним можно познакомиться на сайте Регионального центра https://xn--e1aqjhr.xn----8sbeiebkck6ayi0ad.xn--p1ai/obrazovatelnye-programmy_site.html?cid=1.
Цифровые образовательные ресурсы для всех программ, реализуемых в Региональном центре «Созвездие Орла», разрабатываются педагогами, ведущими занятия и методистами — кураторами направлений. Разработанные методические материалы и ЦОР по всем программам Регионального центра загружаются в единую систему Сириус.онлайн.
Все программы, реализуемые в Региональном центре «Созвездие Орла», нацелены на формирование исследовательских навыков, углубление и расширение общеобразовательных знаний обучающихся. Для каждого участника образовательных смен разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты в рамках программы постсопровождения.
Проанализируем реализуемую в Региональном центре программу курса междисциплинарная проектная смена по направлению «Информационная безопасность». Курс имеет техническую направленность и ориентирован на:
– создание необходимых условий для личностного развития учащихся, их позитивной социализации и профессионального самоопределения;
– удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях научно-техническим творчеством;
– выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
– обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
– формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
– Актуальность программы:
– программа предусматривает создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности и на поддержку детей с особыми образовательными потребностями (одаренных детей);
– актуальность программы так же обусловлена тем, что она базируется на материалах новейших научных исследований в сфере информационной безопасности.
– Новизна программы:
– программа предполагает обучение детей навыкам безопасного использования сети «Интернет» через исследовательскую и проектную деятельность, направленную на поиск эффективных способов информирования окружающих (в том числе сверстников) о возможных сетевых рисках;
– использование инновационной технологии модерации и альтернативной технологии мастерских при проведении теоретических и практических занятий;
– использование облачных технологий для фиксирования результатов деятельности учащихся.
Отличительная особенность программы.
Программа располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе обучения ребёнок осваивает целый ряд составляющих ИКТ — компетенции, навыки исследовательской и проектной деятельности в междисциплинарных областях по направлению «Информационная безопасность».
Важной отличительной особенностью программы является использование информационно-образовательной среды в виде облачных технологий, в которой учащиеся смогут фиксировать свою деятельность и результаты.
Адресат программы.
Программа разработана для учащихся 6–8 классов с повышенной мотивацией к изучению информационно коммуникационных технологий.
Возраст учащихся: 12–14 лет. Форма обучения — очная.
Методы обучения (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский проблемный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивирование и др.).
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая.
Формы организации учебного занятия: изучение материалов, предоставленных преподавателем курса, выполнение тестовых и практических заданий.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология дистанционного обучения, здоровье сберегающие технологии.
Для реализации курса разработана рабочая программа и календарно-тематическое планирование.
Методические материалы для реализации программы включают цифровые образовательные ресурсы, представленные в таблице 1.
Кроме того, в реализации программы запланировано использование и готового обучающего контента, размещённого на таких образовательных платформах как Российская электронная школа, Сириус курсы, Фоксфорд, Яндекс учебник, Билет в будущее.
Таблица 1
Типы цифровых образовательных ресурсов курса
Типы цифровых образовательных ресурсов для реализации курса |
|||
Теоретические занятия |
Видеоуроки |
Практические занятия |
Анкеты |
Визуализированная информация (таблицы, инфографика, схемы) |
Тесты |
||
Презентации |
Квесты |
||
Тексты |
Индивидуальные мини-проекты |
||
Цифровые плакаты |
Творческие работы |
||
Информационное сопровождение реализации программы.
Информационное сопровождение реализации программы проходит на сайте БОУ ОО «Созвездие Орла» (Рис. 1) https://xn--e1aqjhr.xn----8sbeiebkck6ayi0ad.xn--p1ai/obrazovatelnye-programmy_site.html?itemid=307 и в официальных группах регионального центра в социальных сетях.
Рис. 1. Информационное сопровождение реализации программы на официальном сайте БОУ ОО «Созвездие Орла»
Анализ дополнительной общеобразовательной программы «Междисциплинарная проектная смена «Информационная безопасность» и методических материалов к программе показал, что программа составлена в соответствии с действующими нормативно — правовыми актами, регламентирующими разработку и реализацию программ дополнительного образования школьников. Программа актуальна, направлена на углубление школьного материала. Методические материалы, в том числе цифровые образовательные ресурсы, разработаны для всех тем курса.
Литература:
- Письмо Департамента образования Орловской области от 15 июня 2016 года № 6–1424 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разно уровневые программы).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Белов Е. Б., Лось В. П. Основы информационной безопасности. — М.: Горячая линия-Телеком, 2006.
- Косичкина, А. С. Особенности проектирования и разработки электронных образовательных ресурсов для образовательной организации / А. С. Косичкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 23–27. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36593/ (дата обращения: 13.06.2023).
- Семененко В. А. Информационная безопасность: Учебное пособие. 2-е изд., стереот. — М.: МГИУ, 2005.
- Ярочкин В. И. Информационная безопасность,— М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2-е изд.— 2004.
- Официальный сайт БОУ ОО «Созвездие Орла». — URL: https://xn--e1aqjhr.xn----8sbeiebkck6ayi0ad.xn--p1ai/o-centre.html
Ключевые слова
методическое обеспечение, Информационная безопасность, дополнительное образование, образовательная программаПохожие статьи
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...
Модель комплексного применения мер при подготовке высокомотивированных детей к качественному участию в интеллектуальных мероприятиях (на примере российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» в Сургуте)
В статье обоснована значимость комплексного применения мер при подготовке высокомотивированных детей к участию в интеллектуальных конкурсах. Также рассмотрен вопрос моделирования системы подготовки высокомотивированных учащихся к мероприятиям Российс...
Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов
В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...
К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в сфере общего образования в Новосибирской области в 2019–2020 учебном году
В статье раскрывается нормативная правовая и организационная основа внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу общего образования в Новосибирской области. Рассматриваются проблемы, вызванные внеплановым переходом всех общеобразовател...
Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС
В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практ...
Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как средство развития информационной компетентности старшеклассников
В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности старшеклассников посредством использования профориентационного фестиваля. Разведены понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность». Дана характеристик...
Формирование цифровой грамотности на уроках технологии
Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике
Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...
Похожие статьи
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...
Модель комплексного применения мер при подготовке высокомотивированных детей к качественному участию в интеллектуальных мероприятиях (на примере российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» в Сургуте)
В статье обоснована значимость комплексного применения мер при подготовке высокомотивированных детей к участию в интеллектуальных конкурсах. Также рассмотрен вопрос моделирования системы подготовки высокомотивированных учащихся к мероприятиям Российс...
Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов
В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...
К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в сфере общего образования в Новосибирской области в 2019–2020 учебном году
В статье раскрывается нормативная правовая и организационная основа внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу общего образования в Новосибирской области. Рассматриваются проблемы, вызванные внеплановым переходом всех общеобразовател...
Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС
В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практ...
Профориентационный фестиваль «Цифровое кураторство» как средство развития информационной компетентности старшеклассников
В статье рассматриваются особенности развития информационной компетентности старшеклассников посредством использования профориентационного фестиваля. Разведены понятия «информационная компетентность» и «информационная грамотность». Дана характеристик...
Формирование цифровой грамотности на уроках технологии
Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике
Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...