Модульная программа дистанционной школы будущих исследователей и проектировщиков: от идеи — к реализации
Автор: Демушкина Олеся Владимировна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.01.2021
Статья просмотрена: 60 раз
Библиографическое описание:
Демушкина, О. В. Модульная программа дистанционной школы будущих исследователей и проектировщиков: от идеи — к реализации / О. В. Демушкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16368/ (дата обращения: 16.12.2024).
Автор представляет опыт разработки и реализации модульной дистанционной образовательной программы по проектной и исследовательской деятельности школьников.
Ключевые слова: модульная образовательная программа, технологии дистанционного обучения, проектная деятельность, исследовательская деятельность, реализация.
Федеральные проекты «Успех каждого ребёнка» и «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» до 2024 года предусматривают соответственно:
– формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся,
– создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [4].
В связи с чем, особую актуальность приобретают образовательные проекты, направленные на развитие новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационном пространстве. Таким проектом является, разработанная и реализуемая мною на базе Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской области «Созвездие Орла», модульная дистанционная образовательная программа «Школа будущих исследователей и проектировщиков». Данная дистанционная школа предлагает новые организационные решения в области сопровождения проектной и исследовательской деятельности обучающихся, имеет междисциплинарный характер и широкие возрастные рамки.
Целью программы, которая реализуется в «Школе будущих исследователей и проектировщиков», является формирование проектной и исследовательской культуры обучающихся, через изучение современного научного инструментария в виде отдельных тематических модулей.
Задачи программы:
– познакомить с основными понятиями и рекомендациями в сфере проектной и исследовательской деятельности;
– обучить навыкам самостоятельного планирования проектной и исследовательской деятельности;
– познакомить с онлайн сервисами-помощниками в проектной и исследовательской деятельности;
– научить применять полученные знания, умения и навыки на практике;
– научить соблюдению норм морали и права в проектной и исследовательской деятельности;
– способствовать развитию научно-исследовательского и практико-ориентированного потенциала личности.
Модульная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школы будущих исследователей и проектировщиков» с применением дистанционных образовательных технологий адресована учащимся образовательных организаций общего образования, получающим основное и среднее общее образование в 5–11 классах в образовательных учреждениях Орловской области, проявляющих интерес в области проектной или исследовательской деятельности. Уровень программы углубленный. Объём программы — 9 модулей по 10 часов. Учебный план программы представлен в таблице 1.
Таблица 1
Учебный план модульной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа будущих исследователей и проектировщиков»
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Прак- тика |
|||
1. |
Модуль 1. Инструментарий облачных технологий |
10 |
5 |
5 |
Рейтинг выполнения индивидуальных работ, фиксируемый в облаке. |
2. |
Модуль 2. Теоретические основы научно-исследовательского и прикладного проектирования |
10 |
5 |
5 |
|
3. |
Модуль 3. Методология научно-исследовательской и практико-ориентированной проектной деятельности |
10 |
5 |
5 |
|
4. |
Модуль 4. Современные методы работы с информацией |
10 |
5 |
5 |
|
5. |
Модуль 5. Особенности прикладного проектирования для социальной сферы |
10 |
5 |
5 |
|
6. |
Модуль 6. Эксперимент: особенности проведения и анализа результатов |
10 |
5 |
5 |
|
7. |
Модуль 7. Интеллектуальная собственность. Патентование |
10 |
5 |
5 |
|
8. |
Модуль 8. Инфографика |
10 |
5 |
5 |
|
9. |
Модуль 9. Презентационная грамотность |
10 |
5 |
5 |
|
Итого |
90 |
45 |
45 |
||
Образовательный процесс организован с применением дистанционных образовательных технологий и базируется на использовании облачных технологий Google в организации процесса обучения и контроля. Способы коммуникации и хранения данных педагог выбирает в зависимости от специфики темы, а также от количества и возможностей обучающихся.
Такая форма обучения дает возможность создания системы массового непрерывного самообразования и всеобщего обмена информацией, независимо от наличия временных и пространственных рамок и создаёт равные возможности для различных категорий потребителей образовательных услуг.
Кадровое обеспечение реализации программы: методист курирующий направление программы, педагоги для преподавания отдельных модулей (3–5человек), технический специалист по организации дистанционного обучения.
Контроль осуществляется педагогом, ведущим модуль программы, методистом курирующим направление программы.
Подведение итогов реализации каждого модуля программы, происходит через оценку выполнения обучающимися тестовых, практических и проектных работ. Критерии приведены в таблицах 2–3.
Таблица 2
Критерии оценивания тестовых работ
Балл |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
% выпол- нения |
91–100 |
81- 90 |
71- 80 |
61- 70 |
51- 60 |
41- 50 |
31- 40 |
21- 30 |
11- 20 |
1- 10 |
Таблица 3
Критерии оценивания практических работ
№ |
Критерии оценивания |
Максимальный балл |
1 |
Понимание задания |
3 |
2 |
Выполнение всех заданий инструкции |
4 |
3 |
Творческий подход |
3 |
Оценка эффективности реализации программы производится в соответствии с таблицей 4. Показатели по критериям фиксируются и анализируются ежемесячно.
Таблица 4
Оценка эффективности реализации образовательной программы
Критерий |
Показатель |
Количество участников программы |
Не менее 50 человек |
Изменение количества участников программы |
Уменьшение числа участников программы не более, чем на 5 % |
Выполнение участниками тестовых, практических и проектных работ. |
Не менее 90 % от запланированного объёма |
Участие воспитанников в конкурсах различного уровня по проектной деятельности |
Не мене 80 % от числа обученных по программе |
Количество победителей и призёров конкурсов различного уровня по проектной деятельности среди участников программы |
Не менее 10 % |
Первые пять модулей программы проведены на базе образовательного центра «Созвездие Орла» с положительной динамикой показателей эффективности. Ожидаемым результатом реализации программы предполагается сформированная проектная и исследовательская культура воспитанников, у которых должен возникнуть стойкий интерес к ведению проектной и исследовательской деятельности в различных областях науки, техники, культуры, искусства, в социальной сфере и т. д.
В перспективе «Школа будущих исследователей и проектировщиков» должна стать постояннодействующей образовательной программой, реализуемой с применением дистанционных технологий, в Региональном центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской области «Созвездие Орла». Ежегодно будет разрабатываться набор модулей для обучающихся второго, третьего и последующих годов обучения. При этом должны учитываться актуальные направления проектной и исследовательской деятельности. Данная программа может также успешно тиражироваться и в других регионах, при условии наличия подходящей материально — технической базы и кадрового обеспечения.
Образовательный проект «Модульная программа школы будущих исследователей и проектировщиков» стал победителем всероссийского конкурса «Школьная проектная олимпиада», проводимого Министерством просвещения в 2020 г., в номинации методическая копилка.
Литература:
- Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. — М.: Просвещение, 2013. — 175 с. — (Работаем по новым стандартам).
- Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2014. — № 1. — С. 17–24
- Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. — 2013. — № 7. — С. 80–84
- https://vestnik.edu.ru/national-project#
Ключевые слова
исследовательская деятельность, проектная деятельность, реализация, модульная образовательная программа, технологии дистанционного обученияПохожие статьи
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров
В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.
Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при проектировании модульных образовательных программ в системе высшего образования
В рамках данной статьи будет представлен обобщенный алгоритм формулировки компетенций модульной образовательной программы (МОП) в системе высшего образования (уровень бакалавриата) на основе использования технологии «Бэквард-дизайн».
Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы
Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...
Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы
Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...
Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе
В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.
Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии
В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов
Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...
Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся
В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...
Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе
В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...
Похожие статьи
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров
В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.
Возможности применения технологии «Бэквард-дизайн» при проектировании модульных образовательных программ в системе высшего образования
В рамках данной статьи будет представлен обобщенный алгоритм формулировки компетенций модульной образовательной программы (МОП) в системе высшего образования (уровень бакалавриата) на основе использования технологии «Бэквард-дизайн».
Инновационная деятельность учителя начальных классов при реализации Федеральной образовательной программы
Статья посвящена описанию практического опыта при реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования. Авторами разработана Модель инновационной деятельности учителя начальной школы. Описаны инновационные процессы в начальн...
Реализация образовательных моделей школы: управленческие подходы и механизмы
Авторы представляют опыт разработки и реализации в школе образовательных моделей с целью решения актуальных проблем школы и достижения целей современного образования. На примере инженерных классов описаны подходы к построению учебного плана и плана в...
Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе
В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.
Методы и приёмы развития информационных умений учащихся на уроках технологии
В статье автор определяет методы на уроках технологии, с использованием которых обучение становится наиболее целесообразным и эффективным.
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов
Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...
Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся
В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...
Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе
В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...