Модульная технология как способ повышения творческой активности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 21.01.2019

Статья просмотрена: 393 раза

Библиографическое описание:

Никульникова, В. И. Модульная технология как способ повышения творческой активности младших школьников / В. И. Никульникова, М. А. Резниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 372-375. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55833/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье описывается экспериментальное изучение модульной технологии обучения как способа повышения творческой активности младших школьников. Дается теоретическое обоснование эффективности использования модульной технологии в образовательном процессе школы. Научная новизна исследования заключается в установлении специфики использования модульной технологии в средней общеобразовательной школе как способа повышения творческой активности школьников. Раскрыта роль модульной технологии в системе традиционных школьных педагогических технологий.

Ключевые слова: модульная технология, младшие школьники, образовательный процесс.

Актуальность исследования. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта и национального проекта «Образование» в России требует разработки новой образовательной парадигмы, которая будет ориентирована на становление и развитие творческой личности, способной быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Данный факт определяет необходимость поиска наиболее эффективных средств решения озвученной задачи. И в соответствии с ФГОС на первый план в процессе обучения выходит учет индивидуальных особенностей личности, создание индивидуальной траектории развития, обучения и повышения активности обучающихся.

По мнению многих ученых-исследователей в области педагогики (Л. А. Баянова, С. Н. Гаврилов, Н. С. Махина, А. С. Фетисов и др.) одной из эффективных технологий обучения является модульная технология. Она широко применяется в образовательном процессе вузов, а в школьной практике удельный вес использования модульной технологии мал.

Модульную технологию обучения предложил американский ученый Дж. Рассел. Он же и является основоположником модульного обучения, определяя модуль как «обучающий пакет, содержащий концептуальную единицу дидактического контента и набор действий обучаемого». Ученый при этом обращал внимание на психологические особенности обучающихся, т. к. для модульной технологии для овладения объемом новых знаний образовательные действия выполняются в индивидуальном темпе. Смысл модульного обучения состоит в том, что в качестве объекта получения новых знаний должна быть выбрана структура, сохраняющая свойства единого целого [5].

Ученый G. Owens характеризовал модуль как «замкнутый определенным образом комплекс обучения». В этот комплекс входил учитель, обучаемый и дидактический материал. Обязательное условие при модульном обучении — индивидуальный подход.

Л. А. Баянова указывает «…модульное обучение обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, активизацию познавательной деятельности…» [3].

И. М. Агибова и И. А. Клочко указывают на перспективность модульного обучения, которое «характеризуется алгоритмизацией учебной деятельности, структурированием предметного содержания, индивидуальностью, гибкостью, самостоятельностью и является личностно ориентированной технологией» [1].

Е. В. Батина в научном исследовании разработала и обосновала теоретическую концепцию самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе изучения физики на основе технологии модульного обучения [2].

Проблема исследования. Несмотря на перспективность использования модульного обучения в целях повышения творческой активности школьников, анализ образовательных программ средних общеобразовательных организаций показывает сложности его внедрения на практике. Эти проблемы, скорее всего, связаны с недостаточной разработкой учебной и методической базы, которая может обеспечить модульное образование.

Цель исследования — экспериментальное изучение модульной технологии обучения как способа повышения творческой активности школьников.

Задачи исследования:

  1. Разработать и реализовать способы повышения творческой активности младших школьников с использованием модульной технологии.
  2. Обосновать и экспериментально проверить эффективность использования модульной технологии как способа повышения творческой активности младших школьников.

Методы исследования: изучение литературы и научных подходов по проблеме исследования; метод включенного и научного наблюдения; анкетирование; метод сравнительного системного анализа; интерпретационный метод.

Научная новизна исследования заключается в установлении специфики использования модульной технологии в средней общеобразовательной школекак способа повышения творческой активности младших школьников. Раскрыта роль модульной технологии в системе традиционных школьных педагогических технологий.

Описание результатов исследования. В научной литературе и исследованиях педагогов-новаторов проблема изучения использования модульной технологии в обучении нашла свое отражение в исследованиях И. М. Агибовой, И. А. Клочко, Е. В. Батиной, Л. А. Баяновой, С. Н. Гаврилова, П. И. Третьякова, И. Б. Сенновского, П. А. Юцявичене и др.

Сущность модульной технологии обучения заключается в последовательном усвоении младшими школьниками законченных блоков информации, т. е. модулей. Разделенная на отдельные взаимосвязанные модули учебная информация призвана активизировать активность обучающихся начальной школы в поисках ответов, решения образовательных задач, оптимизировать процесс усвоения обучающимися новых знаний, исключить из учебного материала ненужные блоки информации.

Модульное обучение, по мнению И. М. Агибовой, И. А. Клочко, способствует развитию когнитивных процессов, дивергентного, конвергентного мышления, развивает творческое и критическое мышление [1].

Творческое, дивергентное, конвергентное и критическое мышление тесно связано с понятием «творчество», которое также связано с понятием «активность».

Активность школьника, по мнению Г. И. Щукиной выражается в творческой деятельности и развивается, проходя различные уровни: творческая активность; репродуктивно-подражательная активность; поисково-исполнительская активность.

Творческая активность младших школьников при модульном обучении предполагает самостоятельный поиск решения при изучении темы модуля, теоретическое приобретение знаний, развитие самостоятельности, умение находить наиболее рациональный путь решения нестандартных, проблемных задач, проблемных ситуаций и проблемных вопросов.

Реализация эмпирической части исследования включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Констатирующий эксперимент включал в себя определение творческой активности школьников на традиционных уроках. Использовался метод наблюдения. Включенное наблюдение предполагало присутствие на уроке. Научное наблюдение сопровождалось фиксацией уровня творческой активности школьников на уроке.

Формирующий эксперимент предполагал реализацию модульной технологии с целью повышения творческой активности младших школьников.

Контрольный эксперимент проводился с целью выявления разницы между экспериментальными и контрольными группами исследуемых школьников.

Основными формами образовательной деятельности являлась классная и самостоятельная.

При проведении контрольного эксперимента изучались и анализировались результаты данных констатирующего и формирующего экспериментов.

В эксперименте приняли участие младшие школьники МКОУ Воронцовская СОШ, Воронежской области. Учебно-методический комплекс разрабатывался по предмету «Окружающий мир».

В результате проведения эксперимента, были выявлены следующие особенности.

Включенное и научное наблюдение на этапе констатирующего эксперимента показало отсутствие значимых отличий в творческой активности младших школьников. Также было определено, что структура творческой активности младших школьников на уроках «Окружающий мир» включает следующие основополагающие компоненты: ценностно-потребностный; содержательно-смысловой и созидательно-творческий.

Ценностно-потребностный компонент обозначен потребностью к общению с одноклассниками во время обучения, стремлением к творческой деятельности (многие ученики увлечены краеведением).

Содержательно-смысловой компонент характеризуется интеграцией разных видов деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной).

Созидательно-творческий компонент включает в себя поиск путей реализации своих внутренних потенциалов, проявление инициативы, мобилизацию воли на достижение цели.

После внедрения в образовательный процесс модульной технологии, получены высокие показатели активности при изучении модульных программ. Наибольший интерес вызвало методическое сопровождение учебного материала, видеоматериалы и творческие задания. Степень усвоения можно было определить самопроверкой сразу же, либо после того, как тема полностью изучена. После этого выполнялось творческое задание.

Было замечено, что в начале эксперимента младшие школьники не проявляли особой активности и творчества, но спустя три месяца практически все испытуемые применяли систему суждений для анализа событий с формулированием обоснованных выводов, выносили обоснованные оценки фактам, интерпретировали задачи, корректно применяли полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Проведенное анкетирование показало, что при модульном обучении занятия более интересные и насыщенные. Есть возможность проявить творческую активность. Интегрирующая дидактическая цель отражает общую цель. Модульная технология дает возможность самовыражения и самореализации, что естественно, повышает творческую активность.

Выводы. Результаты эмпирического исследования подтвердили гипотезу о том, что использование модульной технологии обучения в образовательном процессе школы будет способствовать повышению творческой активности младших школьников.

Заключение. Полученные результаты исследования показывают, что гибкая организация процесса повышения творческой активности школьников в виде учебных модулей более адекватно отвечает требованиям организации школьного обучения, в которые входит возможность выбора, реализация школьниками индивидуальной образовательной программы, что способствует реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Литература:

  1. Агибова И. М., Клочко И. А. Модульная технология обучения как основа формирования информационной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст]/ И. М. Агибова, И. А. Клочко.// Российский научный журнал. — 2013. — № 6(37). — С.84–89.
  2. Батина Е. В. Формирование умений самостоятельной учебной деятельности учащихся основной школы при обучении физике на основе технологии модульного обучения: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 [Текст]/ Батина Елена Васильевна. — Киров, 2010. — 216 с.
  3. Баянова Л. А. Технология модульного обучения в школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 107–109. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/956/ (дата обращения: 17.01.2019).
  4. Клочко И. А. Эффективность внедрения модульной технологии формирования информационной компетентности выпускников организаций среднего профессионального образования [Текст]// Инновационные технологии в науке нового времени: сборник статей Международной научно-практической конференции (8 августа 2016 г., г. Новосибирск). — Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. — С. 195–198.
  5. Russell J. D. Modular Instruction // A Guide to Design, Selection, Utilization and Evolution of Modular Materials. — Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974. — 164p.
Основные термины (генерируются автоматически): модульная технология, творческая активность, модульное обучение, способ повышения, творческая активность школьников, модульная технология обучения, школьник, контрольный эксперимент, научное наблюдение, критическое мышление.


Похожие статьи

Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...

Развитие творческого мышления обучающихся посредством технологии образовательных квестов

В этой статье рассматривается вопрос использования образовательных квестов с целью развития творческого мышления обучающихся. В ходе анализа литературы было определено понятие творческого мышления обучающихся и особенности его развития, а также рассм...

Особенности модели интегративной образовательной среды дошкольного отделения и начальных классов гимназии

В статье рассматривается актуальный вопрос, касающийся модернизации системы образования, а именно — разработка и внедрение модели интегрированной образовательной среды в систему работы дошкольного отделения. Уделено внимание трехсторонней реализации ...

Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе

В статье представлен комплексный анализ применения современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения произведений зарубежной литературы в средней школе. На основе практического опыта и экспериментальных данных демонстрируется...

Эффективность иммерсионной билингвальной модели при обучении детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос эффективности раннего билингвизма, анализируются точки зрения ученых по поводу влияния двуязычия в дошкольном возрасте на когнитивные способности ребенка. Приведен анализ учебно-методического комплекса, максимально при...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Специфика реализации проектной деятельности обучающихся начальной школы при обучении математике в условиях информационной среды

В статье раскрываются теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников. Подчеркивается, что условия современности диктуют необходимость реализации проектной деятельности в условиях информационной среды. Анализируются возмож...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Похожие статьи

Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...

Развитие творческого мышления обучающихся посредством технологии образовательных квестов

В этой статье рассматривается вопрос использования образовательных квестов с целью развития творческого мышления обучающихся. В ходе анализа литературы было определено понятие творческого мышления обучающихся и особенности его развития, а также рассм...

Особенности модели интегративной образовательной среды дошкольного отделения и начальных классов гимназии

В статье рассматривается актуальный вопрос, касающийся модернизации системы образования, а именно — разработка и внедрение модели интегрированной образовательной среды в систему работы дошкольного отделения. Уделено внимание трехсторонней реализации ...

Образовательные технологии на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе

В статье представлен комплексный анализ применения современных образовательных технологий при организации внеклассного чтения произведений зарубежной литературы в средней школе. На основе практического опыта и экспериментальных данных демонстрируется...

Эффективность иммерсионной билингвальной модели при обучении детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос эффективности раннего билингвизма, анализируются точки зрения ученых по поводу влияния двуязычия в дошкольном возрасте на когнитивные способности ребенка. Приведен анализ учебно-методического комплекса, максимально при...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Специфика реализации проектной деятельности обучающихся начальной школы при обучении математике в условиях информационной среды

В статье раскрываются теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников. Подчеркивается, что условия современности диктуют необходимость реализации проектной деятельности в условиях информационной среды. Анализируются возмож...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Задать вопрос