В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее развитие, а активизируя мыслительную деятельность — способствует полноценное формирование и развитие важнейших психических функций ребенка и соответственно необходимые универсальные учебные действия. Уроки технологии и ИЗО являются одними из наиболее подходящих дисциплин для творческого развития младшего школьника и правильно организованная работа со стороны преподавателя, будет способствовать наиболее эффективному развитию ребенка.
Ключевые слова :творчество, потенциал, ИЗО, урок технологии, учебная деятельность, младшие школьники, мыслительная деятельность.
Современное образование направлено на создание условий для активного развития учащихся на всех ступенях начального и общего образования. Поиск наиболее оптимальных путей, способствующих полноценному развитию ребенка, возможен на основе использования в обучении современных технологий и средств, а также учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
Мыслительная деятельность младшего школьника является фундаментальной основой его развития, и только с опорой на нее возможно полноценно усвоение знаний на всех этапах обучения ребенка. Активизации мыслительной деятельности посвящено множество исследований по педагогике и психологии, в которых авторы указывают на необходимость целенаправленной педагогической работы для развития познавательного учебного интереса, который будет способствовать требуемой активизации мыслительной деятельности у младших школьников. [3]
Творческий потенциал, в той или иной степени заложен в каждого человека с самого рождения. У одних детей это проявляется наиболее ярко, у других менее. Для педагога важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы на основе выявленных особенностей ребенка развивать его творческий потенциал в нужном направлении. Опираясь на творческий потенциал ребенка, можно выстраивать систему обучения и использовать неординарные, инновационные образовательные технологии по всем учебным дисциплинам, деля процесс обучения не только познавательным, но и увлекательным и особенно интересным для каждого ребенка. [4]
Учитывая, насколько важным в настоящий момент является воспитание именно творческой личности, с неординарными взглядами на решение актуальных проблем в нашем постоянно меняющемся мире, регулярно бросающим все новые вызовы человечеству, то как именно будет выстроен образовательный процесс в учебных заведениях, несомненно повлияет на достижение данного результата. Воспитывая творческую личность, как того требует действующий ФГОС [1], на уровне начального образования, будут заложены перспективы для дальнейшего развития творческого потенциала на этапе общего, профессионального и высшего образования. Указывая на необходимость формирования нравственных качеств обучающихся, навыков творческого и созидательного труда, действующий ФГОС формирует образовательную систему основываясь на многолетнем опыте как отечественных, так и зарубежных педагогов.
Дисциплины «Технология» и «Изобразительное искусство», выступают одними из основных предметов, где творческая основа заложена в их основе. Учитель начальных классов с помощью правильных педагогических технологий, способен именно с помощью данных предметов воздействовать на личность ребенка и развивать в нем творческую составляющую. [5]
На первых этапах учителя сталкиваются с тем, что у детей недостаточно развита способность к свободной фантазии, дети могут быть скованные и зажатые. И только педагогическое мастерство педагога способно повлиять на их зажатость и раскрыть творческие нотки в каждом ребенке. Способность грамотно встраивать урок, последовательно отмечая индивидуальные особенности и способности каждого ребенка — признак настоящего педагогического мастерства, с помощью которого и возможно достичь всех поставленных целей и решить текущие задачи. [6]
Как таковая творческая работа на уроках технологии и ИЗО, по своей сути выступает как некая взаимосвязь между каждым учеником и учителем, которые способствует их творческому раскрытию. Только с помощью целенаправленного воздействия и направляющей работы со стороны педагога, дети будут способны полностью раскрыться в творческом контексте и воплотить задуманное ими самими.
Как было уже сказано, творческое развитие не может происходить без учета личностных и психологических особенностей каждого ребенка в отдельности. Поэтому индивидуальный подход и выявление всех особенностей и способностей ребенка — одна из главных задач педагога стремящегося к творческому развитию ученика. [2]
Поддерживать интерес к творческому развитию ребенка, способствовать и подвигать их к самостоятельному занятию творчеством, возможно с помощью конкретных действий со стороны педагога. Внося в процесс обучения некую проблемность, активизируя мыслительную деятельность детей, давая им возможность к саморазвитию и самосовершенствованию, педагог может быть организатором разнообразных выставок, на которых ученики смогут продемонстрировать свои достижения в творческом развитии — рисунки, поделки, другие достижения. [7]
Учитывая актуальность темы творческого потенциала и его развития с помощью активизации мыслительной деятельности на уроках технологии и ИЗО, нами было решено провести опытно-экспериментальную работу, целью которой стало изучение уровня сформированности творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста на уроках технологии и ИЗО, посредством активизации мыслительной деятельности.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняли участие 51 обучающийся вторых классов, в возрасте 7–8 лет: 2 «Б» класс был взят в качестве экспериментальной группы (29 обучающихся), 2 «А» — в качестве контрольной группы (22 обучающихся). Экспериментальное исследование проводились в течение четырех недель.
Для выявления уровня творческого развития младших школьников нами был подобран соответствующий методический материал. В частности, нами была использована методика Ф. Вильямса «Тест творческого мышления», направлена на изучение творческого мышления, а также на определение конкретных способностей у ребенка к самовыражению в творческом аспекте.
Данная методика используется в одновременно со всей группой учеников, продолжительность 25 минут, при подведении итогов выявляется высокий, средний и низкий уровень развития творческих способностей.
Второй методикой, использованной нами, выступал тест творческого мышления, разработанный П. Торренсом и направленный на диагностику творческого мышления обучающихся.
Данные методики были использованы для выявления уровня творческого развития и в экспериментальной, и в контрольной группе учеников.
Рис. 1. Уровень сформированности творческих способностей у обучающихся на констатирующем этапе
Как видно из рис. 1, результаты уровня сформированности творческих способностей у обучающихся на констатирующем этапе эксперимента по методике Ф. Вильямса, находятся в основном на низком уровне, как в экспериментальном, так и в контрольном классе. В честности экспериментальный класс выявил более половины учеников с низким уровнем развития творческих способностей, в то время как высокий уровень обнаружен только у небольшой части учащихся.
Данные получены после проведения второй методики, подтвердили низкий уровень творческого потенциала среди испытуемых младших школьников, в связи с чем возникла необходимость в проведении формирующего этапа исследования, с целью активизации мыслительной деятельности на уроках технологии и ИЗО.
Для проверки эффективности разработанных мероприятий, экспериментальная работа проводилась только с экспериментальным классом, контрольный класс работал по обычной школьной программе.
С целью решения поставленных задач были разработаны и апробированы занятия по формированию творческих способностей обучающихся.
Идея разработанных уроков: развитие и совершенствование творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей младших школьников через активизацию мыслительной деятельности и освоение различных художественных материалов и техник на уроках ИЗО и технологии.
Цель — развитие способностей детей через активизацию мыслительной деятельности, творческие задания, посещение выставок, музеев.
По завершению формирующего этапа исследования, была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик что и на констатирующем этапе исследования.
Рис. 2. Динамика уровня сформированности творческих способностей у младших школьников обоих групп
Анализ динамики показателей развития творческих способностей младших школьников, после применения методик активизации мыслительной деятельности на уроках технологии и ИЗО показывает положительное влияние. Количество детей с низким уровнем творческого развития в экспериментальной группе снизился, а количество детей со средним и высоким уровнем соответственно увеличилось.
В то же время дети из контрольного класса, занимающиеся в обычном порядке, без использования экспериментальной работы, в своем творческом развитии остались на уровне показателей констатирующего эксперимента.
Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности использования методик, активизирующих мыслительную деятельность и развивающих творческий потенциал, на уроках технологии и ИЗО.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.
- Барканова О. В. Методики диагностики одаренности и креативности / О. В. Барканова. — Красноярск, 2016. — 196 с.
- Благодер В. Г. Развитие креативных способностей младших школьников: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://gel-school-5.ru/wp-content/uploads/2014/01/Uchebno-metodichesk oe-posobie.pdf (дата обращения: 16.06.21)
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: «Питер», 2017. — 221 с.
- Валишевская Е. М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии и ИЗО // Инновационные педагогические технологии. — Казань: «Бук», 2016. — 43 с.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2018. — 448 с.
- Уянаева Э. А. Исследование уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста / Э. А. Уянаева // Психология и педагогика — 2017. — № 44. — С. 70–75.