В данной статье рассматривается специфика модульного обучения в условиях трансформации современной экономики. Трансформационном фактором выступает развитие и наращивание степени влияния креативных индустрий в экономике, в частности в экономике РФ. Рост степени влияние на ВВП со стороны креативного сектора, требует качественно новых специалистов от рынка труда, что в свою очередь оказывает влияние на образовательную систему в стране. Модульная система обучения является наиболее адаптивной к текущим изменениям, что позволяет наиболее оперативно ответить на требования рынка труда. В статье представлены особенности модульной системы, ее цели и принципы, которые наиболее актуальны для сектора креативных индустрий.
Ключевые слова: обучение, креативные индустрии, модульное обучение, человеческий потенциал, творческий потенциал, креативный сектор.
This article discusses the specifics of modular training in the context of the transformation of the modern economy. The transformation factor is the development and increase in the degree of influence of creative industries in the economy, in particular in the economy of the Russian Federation. The growing degree of influence on GDP on the part of the creative sector requires qualitatively new specialists from the labor market, which in turn has an impact on the educational system in the country. The modular training system is the most adaptive to current changes, which allows you to respond to the requirements of the labor market as quickly as possible. The article presents the features of the modular system, its goals and principles that are most relevant for the creative industries sector.
Keywords: training, creative industries, modular training, human potential, creative potential, creative sector.
Сегодня одним из наиболее перспективных драйверов экономики выступает креативная индустрия. По данным ЮНЭСКО сектор креативных индустрий ежегодно генерирует более 3 % мирового ВВП, а в регионах с высоким показателем плотности населения, этот показатель выше более чем в 3 раза [2]. Несмотря на достаточно низкий показатель доли креативных индустрий в ВВП России (показатель не достигает и 3 %), в динамике наблюдается ежегодный прирост степени влияния креативных индустрий на экономику страны.
Так по оценкам экспертов к 2024 году доля вклада в ВПП может превысить 8,5 %, а к 2035 году преодолеть показатель в 10 % [2]. Помимо экономической составляющей, развитие креативного сектора экономики способствует качественному улучшению жизни общества. Креативная бизнес-индустрия способная обеспечить наиболее устойчивое развитие общества, с учетом сбалансированности удовлетворения текущий и будущих потребностей, за счет концентрации на решении глобальных проблем с использованием творческого подхода.
Помимо эффективности с точки зрения решения глобальных вопросов человечества, концепция устойчивого развития предполагает рационализацию используемого пространства, ресурсов, в том числе интеллектуальных человеческих ресурсов.
В условиях становления информационного общества происходит наращивание объема информации и знаний, а также ускоряются темпы накопления новых знаний человечеством. В современных условиях экономический рост в наибольшей степени зависит от человеческого капитала и потенциала. Отсюда становится актуальным проблема качественного воспроизводства новой рабочей силы, соответствующей требования современного общества. На сегодняшний день востребованный на рынке труда специалист должен иметь несколько образований, быть экспертом сразу в нескольких областях. В отличие от старого принципа «профессиональной принадлежности» сегодня профессиональное образование предполагает лабильность.
В условиях новых общественных требований к специалистам становится актуальным проблема трансформации процесса подготовки современных специалистов. Также важно учитывать темпы изменений, происходящих в обществе, которые в свою очередь требуют все новых и новых знаний от специалистов.
Для развития сектора креативных индустрий необходимы трудовые кадры отвечающие требованиям отрасли. Основа креативных индустрий состоит из добавленной стоимости, которая в свою очередь формируется в процессе творческой деятельности, что требует специального обучения кадров, с превалирующей долей творческой составляющей на всех этапах обучения.
Одним из средств обучения, позволяющим стать решением тех или иных задач в процессе обучения современных специалистов, выступает модульная технология обучения, сущность которой заключается в идеи централизации интересов обучающегося, то есть процесс обучения становится более личностно ориентированным.
В то же время модульный подход более адаптивен к новым условиям и вызовам общества, что в свою очередь дает возможность быстрой коррекции образовательных программ, а также созданию новых программ на базе существующих.
Модульная технология выступает драйвером в процессе образования, так как является наиболее индивидуальной для обучающегося, т. е. отвечает его интересам, больше вовлекая будущего специалиста в образовательный процесс. Также модульная система требует высокого уровня подготовки от преподавателя, который также должен постоянно совершенствовать свои знания, и методики обучения. Таким образом происходит постоянная непрерывная совершенствование образовательной системы.
Идея модульного обучения заключается в создании системы образования, построенной на неких единицах, которые называются модулями, их объединяют в системы, в зависимости от желаемого результата.
Модуль — это единица, включающая в себя некий набор учебных предметов. Модуль объединяет в себе темы по различным учебным дисциплинам, которые в свою представляю некий набор необходимых знаний для освоения конкретной специальности, но в то же время присутствует междисциплинарная связь [1].
На базе понятия модуль, сформировалось понятие «модульное обучение».
Под модульным обучением понимается, такой способ организации учебного процесса, где в основе представления информации лежит блочно-модульная структура.
Целью модульного обучения является развитие личности, а именно создание максимально благоприятных условий для данного развития, в условиях, сформированных обществом. Данная цель подразумевает оптимизацию и гармонизацию учебного процесса согласно индивидуальным особенностям и потребностям обучающегося, с учетом предыдущего накопленного опыта.
Сущность модульного обучения заключается в формировании независимых организационно методических модулей, объем и содержание которых зависит от конкретных целей, профильной специализации обучающихся, начального уровня подготовки, индивидуальных предпочтений обучающегося в выборе траектории движения по учебному курсу в целом, что выражается в сочетании обязательных и элективных модулей. Это в свою очередь обеспечивает относительно самостоятельную работу над процессом обучения, и способствует формированию наиболее индивидуальной траектории обучения [4].
Такой подход к процессу обучения наиболее гармоничен в условиях острой нехватки кадров в сфере креативных индустрий, ведь именно модульная система наиболее подходящий вариант для перепрофилирования кадров. Во-первых, специалист может совмещать текущую работу с процессом обучения, так как модульная система подразумевает большой объем самостоятельной работы, а также режим дистанционного обучения. Во-вторых, модульная система подразумевает более короткие сроки освоения тем или иным навыком (профессией), что также крайне актуально в современных условиях развития общества.
Несмотря на все положительные стороны процесса обучения по модулям, есть и минусы. Так, например обучение по модульной системе подразумевает от обучающегося высокого уровня самодисциплины и самоконтроля, что не всегда присуще человеку, особенно в детском и подростковом возрасте. Также для качественного и наиболее полного освоения модуля требуется достаточное методическое сопровождение обучающегося. На разработку программ и методических пособий по предметам модуля требует много времени и сил, ведь это должны быть некие выжимки важнейшей информации из привычного учебного курса.
Также достаточно сложным станет переход от привычного процесса работы к более творческому подходу, особенно для старших поколений. Так, например в детстве человек проявляет творческий потенциал на 90 %, после окончания начальной школы (ступени обучения) происходит снижение показателя до 45 %. На рынок труда человек выходит с процентом творческого потенциала не выше 10. Такая тенденция складывается в результате обучения, когда человек старается соблюдать определенные стандарты, нормативы присущи его профессии. Дополнительно влияет на творческий потенциал процесс социализации.
Идея модульного обучения является наиболее подходящей для сферы креативных индустрий, так как принципы заложенные в самой системы перекликаются с идеями креативного сектора. Так, например принцип гибкости позволяет сформировать модуль не только на основе конечных требований профессии, но и с учетом накопленных знаний обучающегося. Принцип осознанной перспективы задает творческий импульс к подходу обучения, ведь каждый из обучающихся понимая конечный результат может подобрать наиболее комфортный путь достижения этого результата [1].
Таким образом для наращивания темпов развития креативных индустрий необходимо уже сегодня начать трансформировать систему обучения как школьников, так и студентов. В краткосрочной перспективе необходимо трансформировать систему переподготовки кадров с учетом требований рынка.
Ведь в первую очередь для успешного развития индустрии требуется человеческий потенциал с высоким уровнем творческой и инновационной ориентации, который будет создавать прибавочную стоимость в отрасли.
Литература:
- Асророва, М. У. Модульные технологии обучения в вузе / М. У. Асророва. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 154–156. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10062/ (дата обращения: 06.01.2022).
- Доклад Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) «Тенденции международных креативных индустрий» 2019г. https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2019overview_ru.pdf (Дата обращения: 08.02.2021).
- Креативный локомотив. Как творческие индустрии могут подстегнуть экономику. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/10/21/814145-kreativnii-lokomotiv (Дата обращения: 08.11.2020).
- Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Издание 2-е, испр. и доп. — Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. — 154 с. 2.
- Творчество как товар. Как развивается креативная экономика в России? URL: https://polit.ru/article/2020/08/24/creative/ (Дата обращения: 07.02.2022).
- Фокус на развитии: почему креативный бизнес стал важным инновационным драйвером/ URL: https://rg.ru/2019/12/05/fokus-na-razvitii-pochemu-kreativnyj-biznes-stal-vazhnym-innovacionnym-drajverom.html (Дата обращения: 06.03.2022).