В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обучении школьников.
Ключевые слова: инновации, образование, проектная деятельность, исследование, школьники, старшие классы.
При подготовке данной статьи обобщен личный опыт участия в проектных сменах, проведенный Уральским федеральным университетом в ОЦ «Таватуй» летом 2017 г. и смены в ОЦ «Сириус» (г. Сочи) в январе 2018 г.
Проект Чудиновских Юлии, Белоглазовой Дарьи, Зуевой Кристины, Слезко Екатерины на тему «Создание эквивалента кожи методом магнитной левитации» получил грант 100 руб. в рамках Хакатона 2025, проведенного 27–28 января 2018 г. заявочным комитетом Экспо 2025 [1].
Образовательные стандарты для среднего (полного) общего образования предполагают использование исследовательской и проектной деятельности в ходе обучения школьников, «при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач» [2]. В стандартах высшего профессионального образования также уделяется особо внимание формированию компетенций, связанных с проектной деятельностью. Эти компетенции должны быть сформированы как у специалистов технических, так и гуманитарных специальностей [3]. Методические вопросы организации проектной деятельности школьников старших классов получили обоснование в работах Е. Н. Ковалевской, А. В. Гайворонской [4], Е. В. Ларентьевой [5], Л. В. Парменовой [6], Л. И. Поздняковой [7] и других авторов.
Необходимо отметить, что проекты школьников могут иметь различную направленность и быть не только исследовательскими. Проектная деятельность может осуществляться для достижения значимых социальных, культурных и иных целей. Под проектной исследовательской деятельностью в рамках данной работы будет пониматься активная, самостоятельная деятельность обучаемых, направленных на решение исследовательской задачи. Проектная исследовательская деятельность в обучении школьников в настоящее время осуществляется в нескольких основных формах:
– массовая проектная деятельность;
– конкурсная проектная деятельность.
Под массовой проектной деятельностью предлагается понимать разработку проектов на уровне образовательного учреждения. В рамках этой деятельности задача разработки и реализации проектов ставится перед всеми школьниками либо их группами. Основной задачей массовой проектной деятельности является вовлечение широкого круга детей и привитие начальных исследовательских навыков. В рамках школьных этапов у школьников появляется возможность познакомиться с методологией подготовки проекта, определить свою сферу научных интересов, сформировать собственный проект и повести его публичную защиту на уровне школы.
Конкурсная проектная деятельность представляется собой более сложную исследовательскую задачу, так как инициатором проведения может быть не только школа, но и высшее учебное заведение, крупные предприятия, органы власти. Показательным в этой части является опыт фонда «Талант и успех». В рамках проектных смен, которые проводятся в образовательном центре «Сириус» с 2015 г., приоритетными направлениями исследований являются:
– большие данные, машинное обучение и финансовые технологии
– агропромышленные и биотехнологии
– персонализированная и прогностическая медицина
– беспилотный транспорт и логистические системы;
– освоение Арктики и мирового океана
– современная энергетика
– космические технологии
– нанотехнологии
– новые материалы
– нейротехнологии и природоподобные технологии
– умный город и безопасность
– когнитивные исследования [8].
Работа над проектами при проведении исследований включает в себя несколько этапов. Первый этап — это постановка и анализ проблемы. Данный этап объективно представляется одним из наиболее сложных, так как школьнику трудно сформулировать актуальную научную тему, которая будет обладать большим потенциалом. На данном этапе большое значение имеет работа с наставниками. Наставником может выступать не только школьный учитель, но и преподаватель высшего учебного заведения, магистрант, аспирант и даже студент или школьник, добившийся высоких научных результатов. Представляется, что перспективным может стать и вовлечение родителей в работу над проектами. Такая работа может способствовать обмену опытом между поколениями, а также стимулировать общение детей и родителей не только на повседневные, но и на профессиональные и научные темы. Совместная проектная деятельность может стать основой формирования научных династий.
Второй этап — это научная и теоретическая проработка темы исследования. На данном этапе школьникам важно понимать, что выбранная тема часто рассматривается и другими учеными. На данном этапе целесообразно изучить научную литературу не только на русском, но и на иностранных языках. По результатам проведенного исследования должна быть сформирована реферативная часть проекта.
Третий этап — это разработка и реализация самого исследования. На данном этапе составляется план работы, выбираются методы и объекты исследования. Исследование может проводится на основании проведения наблюдений, экспериментов, включать разработку моделей, опытных образцов. Этот этап обычно вызывает наибольший интерес у школьников, так как от теоретических знаний происходит переход к практической деятельности. Наибольшая трудность заключается в том, что оборудование большинства российских школ не позволяет проводить действительно инновационные исследования. Решению этой проблемы может способствовать сотрудничество с Вузами.
Четвертый этап — это обработка результатов исследования для публичной защиты. Оптимально, если результатом проекта является и текстовый документ, описывающий результаты исследования, и презентация, в которой кратко отражаются все основные этапы и их результаты. Опыт защиты проектов российских школьников показывает, что в перспективе некоторые результаты могут быть запатентованы.
Пятый этап — публичная защита проекта. Она направлена на формирование коммуникативных навыков, умение отстаивать свою точку зрения, проводить научную дискуссию. По результатам публичной защиты определяются победители, призеры, лауреаты, выдаются дипломы и грамоты. Также на этом этапе важно определить, существуют ли перспективы дальнейшей работы над проектом. Во многих методических работах данный этап выделяется в качестве последнего. Представляется, что для завершения проекта необходим еще один этап.
Шестой этап — опубликование научных результатов в виде тезисов или статей. Для учащихся старших классов этот этап позволит сформировать навыки, которые будут востребованы в дальнейшем при обучении в высших учебных заведениях. Кроме того, уже со школьного возраста будет формироваться индивидуальное портфолио.
Описание этапов проектной деятельности, изучение научной и методической литературы, а также опыт личного участия в конкурсах проектов позволили провести сравнительный анализ традиционной классно-урочной и проектной системы обучения (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика классно-урочной ипроектной системы обучения
Параметры сравнения |
Классно-урочная система обучения |
Проектная система обучения |
Цель обучения |
Формирование знаний и навыков по основным предметам |
Формирование практических навыков исследовательской деятельности, закрепление и углубление знаний, полученных по школьной программе |
Преподаватели (наставники) |
Школьные педагоги |
Школьные педагоги, преподаватели вузов, научные работники, представители государственных органов и бизнеса |
Области знаний |
Знания и навыки по каждому предмету формируются и оцениваются отдельно |
Проектная деятельность основывается на межпредметных связях |
Необходимое оборудование |
Учебные классы, учебные пособия, тетради, оборудование и компьютерная техника (по отдельным предметам) |
Лаборатории, современное оборудование, компьютерная техника, доступ к электронным библиотекам |
Время на реализацию обучения |
Учебный год |
Ограниченный срок (от нескольких недель до нескольких месяцев) |
Субъекты оценивания |
Каждый ученик отдельно |
Группа участников проекта |
Форма оценивания |
Контрольные работы, текущие и итоговые оценки |
Публичная защита Возможно внедрение результатов и опубликование научных статей |
Таким образом, проектная деятельность имеет ряд преимуществ перед традиционной классно-урочной деятельность. Проектная деятельность способствует формированию навыков проведения исследования, работы в команде, углубляет знания, развивает мотивацию.
Несмотря на положительные эффекты, проектная деятельность имеет ряд особенностей, которые затрудняют широкое внедрение в школьное обучение. Для реализации проектов необходимо оборудование, доступ к электронным библиотекам. Кроме того, меняется роль педагога, преподаватель сам должен быть готов к проведению исследований. Как любая инновация проектная деятельность может встречать сопротивление со стороны учеников, педагогов, родителей.
Представляется, что проектная деятельность и ее значение со временем будут только возрастать, поэтому на современном этапе необходимо предпринимать согласованные шаги по развитию проектной деятельности в школах. Для достижения этой цели необходимо:
– осуществлять просветительскую деятельность об особенностях проектной деятельности;
– включить в качестве отдельного учебного предмета в школьную программу предмет «Основы проектной деятельности» (либо в качестве факультатива, либо в качестве основного предмета в гимназиях и лицеях);
– проводить обмен опытом между учителями, а также участниками проектов. Особенно это важно в той ситуации, когда участники проектной группы смогли достичь выдающихся научных результатов;
– стимулировать участие школьников в российских и международных конкурсах проектов;
– развивать региональные научные центры, технопарки, в которых можно проводить проектную деятельность на базе сотрудничества с ОЦ «Сириус».
Литература:
- Екатеринбургские школьницы победили в конкурсе «Хакатон-2025» //Вечерние ведомости. 29.01.2018
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011.. N 9
- Чудиновских М. В. Методические аспекты проведения практических занятий при подготовке юристов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. С. 131–135.
- Лаврентьева Е. В. Организация проектно-исследовательской деятельности старших школьников по межпредметной тематике // Царскосельские чтения. 2013. № XVII. С.215–219
- Ковалевская Е. Н., Гайворонская А. В. Организация деятельности в совместном образовательном проекте вуза и старшей школы как условие изменения качества образования // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С.145–151
- Парменова Л. В. Организация исследовательской деятельности школьников на базе университета // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С.77–82
- Позднякова Л. И. Формирование профессионального самоопределения старших подростков в процессе проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 67.
- Образовательная программа для победителей и призеров Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников // https://sochisirius.ru/obuchenie/nauka/smena63/484