Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 19.05.2020

Статья просмотрена: 345 раз

Библиографическое описание:

Боженова, А. Ю. Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов / А. Ю. Боженова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 555-557. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70262/ (дата обращения: 22.12.2024).



Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

Ключевые слова: элективный курс, информатика, профильное обучение.

This article is devoted to the consideration of the elective course «Methods and means of information protection» with a clear example of learning the knowledge of students in the process of teaching students in specialized classes.

Keywords: elective course, computer science, specialized training.

Саморегуляция оказывает существенное влияние на учебную деятельность и личные достижения обучающихся — это мнение разделяют сегодня большинство специалистов. Исследователи саморегуляции процессов обучения и мышления в основном исходят из двух теоретических подходов. Речь идет о модели саморегуляции Б.Циммермана, основанной на социально-когнитивной теории (например, [Schunk, 1998]) и о теории решения задач А.Шенфельда [1].

В своей теория решения задач А.Шенфельд основное внимание уделяет метакогнитивным и когнитивным навыкам как составляющим саморегуляции, которые способствуют компетентному решению задач и выполнению учебных заданий, а именно:

 нацеливание на задачу (например, формулировка задачи);

 планирование процесса решения, определение подхода к выполнению задания;

 мониторинг выполнения задачи;

 оценка результата;

 рефлексия процесса решения задачи или обучения.

Данные о положительной связи между эффективностью саморегуляции и успехами в обучении побудили учителей к проектированию образовательных курсов, способствующих совершенствованию навыков саморегуляции у учащихся [3].

Элективные курсы по информатике могут обеспечить функциональную грамотность старшеклассников, их социальную адаптацию и социальную мобильность за счет активного использования современных информационных технологий, методов и средств информатики в тех областях, которые интересуют учащихся. Учет интересов и склонностей учащихся позволит формировать и развивать интерес к продолжению образования и получению современной профессии, направить процесс обучения на профессиональное самоопределение личности.

В информационном письме Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. № 14–51–277/13 говорится о том, что «они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов» [4].

Элективные курсы по информатике выполняют следующие основные задачи:

 развитие содержания профильного уровня предмета «Информатика и ИКТ», что позволяет обеспечить углубленный уровень изучения информатики;

 развитие содержания базового уровня предмета «Информатика и ИКТ», что позволяет обеспечить повышенный уровень изучения этого предмета с целью подготовки учащихся для сдачи ЕГЭ по информатике;

 развитие содержания базового уровня предмета «Информатика и ИКТ», что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне;

 удовлетворение познавательных интересов обучающихся в информационно-технологической деятельности человека [2].

В соответствии с перечисленными задачами можно выделить по назначению четыре типа элективных курсов по информатике:

 элективные курсы углубленного уровня подготовки;

 элективные курсы повышенного уровня подготовки;

 элективные курсы межпредметного характера;

 элективные курсы надпредметного характера.

Разработанный элективный курс «Методы и средства защиты информации» относится к первому типу — элективный курс углубленного уровня подготовки, который ориентирован на расширение и углубление знаний в соответствующей области.

Для выяснения сложившегося уровня знаний и умений в области информационной безопасности и безопасной работе в сети необходимо провести контрольное мероприятие. Предэкспериментальная самостоятельная работа по теме «Информационная безопасность в сети» включала в себя два задания и показала, что не у всех обучающихся в достаточной мере сформированы навыки по безопасной работе в сети.

Ниже приведена диаграмма результатов обучающихся, по которой можно определить, что на «хорошо» и «отлично» справились с двумя предложенными заданиями 71 % обучающихся, у 29 % обучающихся возникли трудности (см. рисунок 1).

Рис. 1. Диаграмма результатов обучающихся до внедрения элективного курса

В связи с этим было принято решение и проведении дополнительных занятий в рамках элективного курса, направленных на отработку умений и навыков по теме: «Информационная безопасность в сети», так как защищенность личной информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры являются основным аспектам информационной безопасности.

После изучения соответствующей специальной и методической литературы были разработаны 17 занятий в соответствии с темой элективного курса. Пробное занятие «Информационная безопасность в сети» было проведено в классе.

При проведении занятий элективного курса можно было заметить, как обучающиеся были заинтересованы темой, сосредоточены, внимательны. Активно работали с предложенными заданиями, проявляли самостоятельность мышления.

Во время проведения занятий было выявлено, что ученики усвоили тему элективного курса и имеют представление о том, какие задачи ставятся с целью обеспечения безопасной работы в сети Интернет. Но при выполнении предложенных заданий у школьников возникали затруднения, так как задачи требовали логического мышления, что, как оказалось, у них развито слабо. Это говорит о том, что школьный курс ограничен и не позволяет рассматривать задачи, требующие не только действий по алгоритму.

Самостоятельный поиск решения оказался для учеников сложным, но все же позволил школьникам проявить свои способности, заставил задуматься над задачами.

Результаты контрольной работы после проведения урока показали положительную динамику формирования умений и навыков в обеспечении собственной безопасной работы в сети.

Ниже приведена диаграмма результатов выполненных заданий контрольной работы, по которой можно определить, что материал занятий был усвоен ребятами, осмыслен и может активно использоваться в новых ситуациях.

Рис. 2. Диаграмма результатов обучающихся после внедрения элективного курса

Если перед проведением части элективного курса («Защита от компьютерных вирусов») справился 71 % обучающихся, то с выполнением первого задания итоговой работы, в котором необходимо было защитить компьютер с помощью антивирусных программ уже 100 % обучающихся, 29 % обучающихся отлично освоили правила оценки информации с точки зрения её угрозы, ну и почти все ребята — 86 % научились защищать компьютер с помощью брандмауэра.

Таким образом, на основе полученных данных опытного эксперимента можно сделать следующие выводы:

 предлагаемый элективный курс был доступным для понимания обучающимися старшего звена школы;

 дифференцированный подход к обучающимся позволил добиться на различных этапах однородных результатов;

 результаты проведенного исследования указывают на эффективность элективного курса;

 предлагаемый элективный курс может быть использован в подготовке обучающихся к поступлению в высшие учебные заведения.

Литература:

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-elektivnyh-kursov-po-informatike-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoy-samostoyatelnosti-uchaschihsya-v-usloviyah-profilnogo
  2. https://vuzlit.ru/456391/osobennosti_elektivnyh_kursov_informatike
  3. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». — Режим доступа: http://www.edu.ru.
  4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783).
Основные термины (генерируются автоматически): элективный курс, безопасная работа, диаграмма результатов обучающихся, Информационная безопасность, курс, обучающийся, развитие содержания, контрольная работа, предлагаемый элективный курс, теория решения задач.


Похожие статьи

Элективные курсы в профильном математическом образовании

В данной статье обосновывается, что элективные курсы являются одним из эффективных средств повышения качества математического образования. Выделены типы и сформулированы принципы элективных математических курсов, направленных на реализацию профильног...

Особенности организации профильного обучения информатике с целью развития познавательной активности учащихся

В статье рассматриваются вопросы развития познавательной активности на уроках информатики.

К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ

В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования

В данной статье автором рассматриваются различные подходы к определению понятия «электронный курс». Определяется структура электронного курса, состоящая из трех функциональных блоков: информационно-содержательного, контрольно-коммуникативного и корре...

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Функциональная грамотность как одна из составляющих на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения

В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения.

Похожие статьи

Элективные курсы в профильном математическом образовании

В данной статье обосновывается, что элективные курсы являются одним из эффективных средств повышения качества математического образования. Выделены типы и сформулированы принципы элективных математических курсов, направленных на реализацию профильног...

Особенности организации профильного обучения информатике с целью развития познавательной активности учащихся

В статье рассматриваются вопросы развития познавательной активности на уроках информатики.

К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ

В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования

В данной статье автором рассматриваются различные подходы к определению понятия «электронный курс». Определяется структура электронного курса, состоящая из трех функциональных блоков: информационно-содержательного, контрольно-коммуникативного и корре...

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Функциональная грамотность как одна из составляющих на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения

В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения.

Задать вопрос