Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020

Статья просмотрена: 797 раз

Библиографическое описание:

Журкина, М. И. Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования / М. И. Журкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 462-464. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69826/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье автором рассматриваются различные подходы к определению понятия «электронный курс». Определяется структура электронного курса, состоящая из трех функциональных блоков: информационно-содержательного, контрольно-коммуникативного и коррекционно-обобщающего.

Ключевые слова: электронный курс, структура электронного курса.

Готовность преподавателей применять новые форматы в обучении, основанные на цифровом материале и новом типе взаимодействия, является первым важным фактором на пути внедрения новых информационных технологий в учебный процесс высшего учебного заведения. Разработка электронных курсов является вторым важным фактором успешности любой формы электронного обучения. Стоит отметить, что организация учебного процесса с использованием электронных курсов свидетельствует о развитии образования в целом и повышении уровня модернизированности учебного заведения.

В связи с широким применением в современном образовательном процессе термина «электронный курс», возникли различные подходы к определению данного понятия, которые в значительной мере отражают его сущность.

Электронный курс рассматривают как:

1) ресурс, основанный на информации по прикладной области знания и оснащенный методическим и административным сопровождением (Е. Г. Гаевская) [1];

2) учебный ресурс электронного типа, соответствующий учебной дисциплине, включающий все необходимые учебные, обучающие, вспомогательные и контролирующие материалы, а также методические инструкции для организации работы с курсом, использующий компьютерные технологии и средства сети Интернет (Ф. Г. Ребрина, И. А. Леонтьева) [2];

3) образовательное электронное издание или ресурс для поддержки учебного процесса в учреждениях разного уровня (О. И. Ваганова, Е. А. Алешугина, К. А. Максимова) [3].

Вследствие всего вышесказанного определим понятие электронного курса. Под электронным курсом понимается электронный образовательный ресурс, содержащий комплекс учебно-методических материалов, необходимых для освоения конкретной учебной дисциплины, обеспечивающий все виды работ обучающегося в соответствии с программой дисциплины, использующий средства информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет, а также оснащенный административным сопровождением.

Электронный курс включает в себя следующие функциональные блоки:

1) информационно-содержательный;

2) контрольно-коммуникативный;

3) коррекционно-обобщающий (таблица 1) [4].

Таблица 1

Структура электронного курса

Функциональный блок

Содержание

Информационно-содержательный блок

Общие сведения об изучаемой дисциплине

Методические рекомендации по работе с электронными материалами

Учебная информация в форме лекций, наглядно-иллюстрированного материала (аудио-, видео-, фотоматериалов, схем, таблиц), справочных материалов (тематические справочники, онлайн-энциклопедии), ссылки на информационные ресурсы и т. д.

Контрольно-коммуникативный блок

Фонд оценочных средств (контрольные работы и практические задания, задания для самостоятельной работы обучающихся, тестовые задания и т. д.)

Коррекционно-обобщающий блок

Результаты педагогического мониторинга образовательного процесса: итоговые результаты учебной работы обучающегося, диагностика учебно-познавательной деятельности, анализ результатов различных видов контроля

Стоит подчеркнуть, что электронный курс основывается на рабочей программе учебной дисциплины и охватывает материал одного или нескольких учебных семестров.

Электронный курс разбивается на учебные модули, включающие в себя каждый информацию из функциональных блоков, то есть структура электронного курса основана на модульном принципе. Каждый модуль представляет собой информационно-структурно-логическую систему, предназначенную для решения задачи с заданным уровнем и объемом знаний [3]. Внутренняя структура модуля определяется набором обучающих элементов, которые, в свою очередь, представляют собой замкнутые компоненты, объединенные в структуру, определяющую порядок их прохождения [3].

Первый модуль содержит элементы рабочей программы дисциплины: титульный лист рабочей программы дисциплины; структуру и содержание дисциплины; данные для учета успеваемости; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (основная и дополнительная литература); сведения об авторах-разработчиках рабочей программы [4].

Каждый следующий модуль дисциплины содержит: теоретический материал, фонд оценочных средств (варианты контрольной работы; методические рекомендации по написанию контрольной работы; тестовые задания для организации промежуточного контроля; вопросы для самостоятельного изучения обучающимися; список литературы к учебному модулю и пр.) [4].

Охарактеризуем подробнее все составляющие модуля электронного курса.

Теоретический материал, являющийся обязательной частью любого электронного курса, как правило, представляют в виде лекций, при этом весь учебный материал разбивается на несколько небольших частей (в виде подтем или разделов). После каждой лекции должны содержаться контрольные вопросы и задания для самопроверки, позволяющие осуществить контроль за качеством усвоения материала. Кроме того, отметим, что при изложении теоретического материала следует опираться на следующие дидактические принципы:

1) принцип научности изложения, особенно применительно к терминологии;

2) принцип учета межпредметных связей между дисциплинами;

3) принцип системности, позволяющий группировать учебный материал посредством введения гиперссылок;

4) принцип доступности, способствующий более глубокому усвоению материала;

5) принцип наглядности, повышающий мотивацию к изучению учебного материала [5].

Практические материалы содержат тренировочные задания для закрепления знаний, умений и навыков обучающихся, например, задания для практической или лабораторной работы, проверочную работу и методические рекомендации по ее написанию, тестовые задания, задания творческого характера и пр. Для проверки знаний обучающихся по дисциплине как для текущего (по отдельным темам), так и для итогового контроля знаний (после изучения всего курса) используются контрольные задания, которые могут быть представлены в виде тестовых заданий, опросов и др. Отметим, что сочетая различные элементы, преподаватель организует изучение учебного материала таким образом, чтобы мотивировать познавательную активность обучающихся, организовать творческий подход студентов к процессу обучения и проверить степень усвоения материала после его изучения [2].

Исходя из вышеизложенного, выделим ряд требований, которым должны удовлетворять содержание и структура электронного курса для осуществления качественной подготовки будущих бакалавров:

1) реализация четкой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучающимися всех цепочек рассуждений с помощью специальных схем;

2) четкость постановок задач;

3) подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач;

4) использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся (изучение проблемных ситуаций, задачи исследовательского характера и т. п.);

5) проведение постоянного мониторинга предметной области, отслеживание динамики изменения взглядов в проблемном поле дисциплины, появления новой информации, дающей ключи к пониманию практической значимости осваиваемого знания, к встраиванию его в общую научную систему и контекст профессиональной деятельности [4].

Литература:

  1. Гаевская Е. Г. Теоретические аспекты классификации электронных учебных ресурсов. — Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 203–209.
  2. Ребрина Ф. Г., Леонтьева И. А. Этапы разработки электронного учебного курса на платформе LMS MOODLE. — Вестник ЮУрГГПУ, 2014. С. 204–213.
  3. Ваганова О. И., Алешугина Е. А., Максимова К. А. Проектирование электронных учебных курсов. — АНИ: педагогика и психология, 2019. С. 57–59.
  4. Букушева А. В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении компьютерной геометрии в LMS MOODLE. — АНИ: педагогика и психология, 2016. С. 30–34.
  5. Войтович И. К. Специфика создания электронных образовательных ресурсов. — Вестник ТГПУ, 2015. С. 138–143.
Основные термины (генерируются автоматически): электронный курс, задание, теоретический материал, учебный материал, учебная дисциплина, учебный процесс, административное сопровождение, контрольная работа, рабочая программа, рабочая программа дисциплины.


Ключевые слова

электронный курс, структура электронного курса

Похожие статьи

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 2)

В данной статье рассматривается структурно-организационная модель дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», построенной на основе модульной технологии. Приводится описание трех взаимосвязанных модуль...

К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ

В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.

Электронный учебно-методический комплекс как технология сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров

В статье рассматриваются вопросы разработки и применения электронных учебно-методических комплексов дисциплин в процессе подготовки бакалавров.

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Формирование информационно-лексической компетенции на уроках литературы посредством новых информационных технологий

В статье рассматривается необходимость обновления школьного образования, изменения подходов к определению его содержания с ориентаций на практико-ориентированную направленность и формирование ключевых компетенций у учащихся.

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...

Похожие статьи

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 2)

В данной статье рассматривается структурно-организационная модель дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», построенной на основе модульной технологии. Приводится описание трех взаимосвязанных модуль...

К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ

В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.

Электронный учебно-методический комплекс как технология сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров

В статье рассматриваются вопросы разработки и применения электронных учебно-методических комплексов дисциплин в процессе подготовки бакалавров.

Элективные курсы по информатике как средство саморегуляции процесса обучения школьников профильных классов

Данная статья посвящена рассмотрению элективного курса «Методы и средства защиты информации» с наглядным примером усвоения знаний обучающихся в процессе обучения школьников в профильных классах.

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Формирование информационно-лексической компетенции на уроках литературы посредством новых информационных технологий

В статье рассматривается необходимость обновления школьного образования, изменения подходов к определению его содержания с ориентаций на практико-ориентированную направленность и формирование ключевых компетенций у учащихся.

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...

Задать вопрос