В данной статье обосновывается, что элективные курсы являются одним из эффективных средств повышения качества математического образования. Выделены типы и сформулированы принципы элективных математических курсов, направленных на реализацию профильного обучения.
Ключевые слова: профильное обучение, элективный курс, математика, индивидуализация, дифференциация.
This article substantiated that elective courses are one of the effective means of improving the quality of mathematical education. The types are distinguished and the principles of elective mathematical courses aimed at the implementation of specialized education are formulated.
Keywords: specialized education, elective course, mathematics, individualization, differentiation.
Важным компонентом общего образования современного человека является математическое образование. Математика является неотъемлемым элементом системы общего образования уже в течение многих лет. Это объясняется уникальностью роли учебного предмета «математика» в формировании личности. Для создания условий реализации школьниками своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов, в школах вводится профильное обучение.
В связи с этим разрабатываются различные концепции образования, примером таких концепций является «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования». В этой концепции описаны преимущества профильного обучения и приведены примерные учебные планы для различных видов профилей. В структуре естественно — математического профиля этой концепции обязательно должно входить не менее пяти элективных курсов, предлагаемых школой. Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [3].
Также концепцией, в основу которой заложено развитие математического образования, является «Концепция развития российского образования». Эта концепция содержит программу мероприятий, в основу которых входят элективные курсы. Современное математическое образование акцентирует направленность полученных знаний обучающегося на его дальнейшую профессиональную деятельность и реализует возможность творческого подхода в обучении математике и смежных с ней дисциплинах [4].
Элективные курсы — это обязательные для посещения курсы по выбору, которые входят в состав профильного обучения на старшей ступени образования [2]. Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения старшеклассников. Они позволяют обучающимся развить интерес к предмету и четко определиться со своим дальнейшим выбором профессии. Роль элективных курсов в системе профильного обучения достаточно велика, так как они обеспечивают удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей каждого обучающегося. Элективные курсы не только углубляют знания обучающихся по предмету, но и способствуют развитию их мышления, формируют у них навыки самообразования, готовят школьников к олимпиадам, к сдаче ЕГЭ [1, с. 1–2].
Какими же качествами и характеристиками должно обладать содержание элективного курса по математике? Элективный курс по математике представляет собой одну тему, рассмотренную глубоко, а может состоять из нескольких тем, связанных друг с другом. Основной курс математики служит источником тем для углублённого изучения на элективном курсе, но учитель в праве проводить свой элективный курс, который не имеет ничего общего с основным курсом математики.
В различной литературе выделяют несколько типов элективных курсов:
Первый тип элективных курсов направлено на углубление и расширение профильных курсов, обеспечивающее наиболее способных школьников возможностью изучения того или раздела математики на повышенном уровне.
Второй тип элективных курсов должен обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне.
Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.
Четвертый тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Наконец, тематика элективных курсов может выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне профиля обучения [5].
Несмотря на выбранный тип элективного курса, при создании программы и содержания нужно следовать следующим принципам:
Принцип дополнительности направлен на изучение новых математических понятий и фактов, не входящих в базовый школьный курс математики. Для образования и воспроизведения какого-то математического явления в целом необходимо использование порой взаимоисключающей, дополнительной системы понятий, свойств из различных сфер науки. Этот принцип предполагает освоение методов применения уже известных способов и инструментов, являющимися основой решения той или иной математической задачи, в новых нестандартных условиях. Использование данного педагогического принципа позволяет углубить и расширить знания, сформировать и развить умения и способы деятельности школьника по изучаемой им теме школьного курса математики.
Принцип междисциплинарности направлен на включение в содержание элективного курса системы заданий из совершенно других областей наук. Тем самым обеспечивается взаимосвязь различных предметных полей и цельность содержания и формирования общей картины мира обучающегося. Специфика использования этих предметных областей заключается в их вкладе в общий процесс профильной математической подготовки, состоящий из учебных открытий и решений сопутствующих им математических задач. При этом реализуется развитие абстрактного мышления и творческих способностей обучающегося, формирование его мировоззрения, состоящее в рассмотрении какого-либо математического явления или закона, не ограничиваясь рамками одной дисциплины.
Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает использование в процессе математической подготовки школьников в рамках курса заданий разного уровня сложности и типа. Эти задания составляются и отбираются так, чтобы учесть все существенные и значимые в них для процесса освоения тех или иных математических знаний и умений индивидуальные качества, необходимые для различных групп обучаемых. В результате осуществляется отбор заданий, направленных на овладение опытом использования многих известных и некоторых специфических методов, позволяющих более рационально решать определенные классы задач.
Принцип практико-ориентированности реализует за счет применения основной методологической базы математики в результате выполнения практических заданий из повседневной жизни. Учебные задачи по рассматриваемой теме предмета нацелены на использовании актуальных жизненных вопросов, потребностей и запросов общества. В результате происходит формирование личности школьника, способного решать нестандартные задачи в конкретных ситуациях, имеющих практическую направленность.
Принцип самостоятельности учащихся, основан на выявлении и формулировании некоторой поставленной или возникшей в ходе решения какой-либо задачи проблемного характера, решение которой нацелено на создание математической модели. С помощью учителя, являющегося в этот момент направляющим звеном в его поисковой деятельности, осуществляется самостоятельный отбор средств, необходимых школьнику для этой цели. Процесс поиска решения проблемы способствует развитию самостоятельности старшеклассника, его творческих способностей и познавательных умений, входящих в состав интеллектуальной сферы [6].
Элективные курсы — это неотъемлемая часть профильного образования, эти курсы обязательны для посещения старшеклассниками. Введение элективных курсов в практику средней школы актуализирует проблему проектирования элективных курсов, отвечающих основным целям профильного обучения. Элективные курсы по математике играют важную роль в профилизации образования, и они необходимы для старшеклассников.
Литература:
- Баранников, А. В. Элективные курсы в профильном обучении / А. В. Баранников // Первое сентября. — 2004. –№ 102. –С. 1–2.
- Ермаков Д. С. Элективные курсы для профильного обучения// Педагогика, 2005. — № 2. С.36–41.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Минобразования России от 18.07.2002 № 2783.
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Утв. приказом Минобрнауки от 24.12.2013 № 2506-р [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3894 (дата обращения: 10.01.2018).
- Ширина Г. О. Особенности создания элективного курса по математике как неотъемлемой части профильного обучения учащихся общеобразовательной школы // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2015. № 4. с. 87–97.
- Гомзякова Е. А. Принципы отбора содержания элективных курсов по математике в старших классах в рамках профильного обучения // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 1. С. 87.
- Артамонов М. А. Элективные курсы по математике и их функции в условиях профильной дифференциации // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 12. С. 75–77.
- Ткаченко О. С. Элективные курсы в профильном математическом образовании и их представленность в сети интернет // В сборнике: Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты. материалы II Всероссийской научно-методической конференции Международного научно-образовательного форума «Человек, семья, общество: история и перспективы развития». отв. редактор М. Б. Шашкина; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. 2014. С. 184–189.