Профессиональный рост педагогов является одним из основных условий успешной реализации Национального проекта «Образование». Необходимость создания эффективных и масштабируемых моделей повышения педагогического мастерства, которые позволили бы обеспечить непрерывный профессиональный рост педагогов, обусловила появление федерального проекта «Учитель будущего». В данной статье предложен пример школьного проекта «Учитель будущего», который отражает контрольные цифры регионального проекта «Учитель будущего» ХМАО-Югры и может быть реализован на базе учреждения общего образования.
Ключевые слова: учитель будущего, национальный проект «Образование», школьный проект, непрерывный профессиональный рост, педагогические работники, непрерывное повышение квалификации, НСУР, профессиональный стандарт, ХМАО-Югра.
Актуальность профессионального роста педагогических кадров и необходимость инновационных изменений связаны со значительными реформами в образовании РФ. Внедрение федеральный системы профессионального развития педагогов, которая является одним из приоритетных направлений Национального проекта «Образование» и отражена в федеральном проекте «Учитель будущего», должно к 2024 году охватить 70 % молодых педагогов в возрасте до 35 лет, а уровень профессионального мастерства должен быть повышен у 50 % педагогических работников [1]. Национальный проект рассматривает два основных направления повышения качества преподавательского состава: привлечение молодых профессионалов из реальных секторов экономики и развитие профессиональных навыков опытных преподавателей через программы государственной поддержки и повышения квалификации [5].
В распоряжении правительства РФ «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» предложены мероприятия по модернизации системы подготовки педагогических кадров, а также по организации и стимулированию непрерывного профессионального развития педагогов [3].
Важным условием успешной реализации Национального проекта является масштабируемость успешного опыта, так что лучшие практики повышения профессионального мастерства педагогов будут в полной мере реализованы в удаленных регионах России. Для этого необходимо создание адресной модели профессионального роста педагога в конкретном типе образовательного учреждения, которые могут быть реализованы в том числе в форме школьного проекта, осуществляемого в рамках Программы развития.
Школьный проект “Учитель будущего”, предложенный в данной статье, разработан с учетом рекомендаций и мероприятий паспорта регионального проекта «Учитель будущего» ХМАО-Югры и предполагает внедрение системы непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, которая позволит:
– обеспечить доступность для каждого педагогического работника качественного дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности с учетом его профессиональных дефицитов и интересов, а также требований работодателей;
– создать условия для саморазвития, повышения уровня профессионального мастерства, овладения навыками использования современных цифровых технологий;
– стимулировать участие педагогических работников в деятельности профессиональных ассоциаций;
– поддерживать развитие «горизонтального обучения» среди педагогических работников, в том числе на основе обмена опытом [2];
– обеспечить инструменты для использования в педагогической практике, подтвердивших эффективность методик и технологий обучения [4].
Внедрение такого проекта должно учитывать миссию учреждения и призвано обеспечить конкурентоспособность как отдельных педагогов, так и учебного заведения. Несмотря на высокий уровень подготовки большинства педагогов, в школе существует проблема, связанная с недостаточным использованием ресурсов школы в интересах обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов.
Проблема: отсутствие возможностей для непрерывного профессионального роста и развития педагогов в соответствии с требованиями Профессионального стандарта и объективными потребностями конкретного образовательного учреждения.
Цель проекта: обеспечение возможности для непрерывного профессионального роста и развития педагогов в соответствии с требованиями Профессионального стандарта и объективными потребностями конкретного образовательного учреждения.
Задачи проекта:
- Разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс непрерывного профессионального роста и развития педагогических работников на основе анализа существующей нормативной-правовой базы и опыта разработки нормативно-правовой документации по обеспечению проекта.
- Обсудить в педагогическом коллективе структуру карты профессионального роста и утвердить ее.
- Разработать карты профессионального роста, определяющие обязательные направления повышения уровня следующих профессиональных компетенций педагогов:
– ИКТ компетенция;
– Работа с детьми с ОВЗ (включая инклюзивное образование, домашнее обучение)
– Исследовательская и проектная деятельность
– Предметная компетенция (тема самообразования) на выбор
- Разработать и внедрить внутреннюю систему стимулирования педагогических работников.
- Разработать и апробировать программу внутрифирменного обучения педагогов, включающую диагностический инструментарий выявления профессиональных затруднений педагогов и модель мониторинга реализации программы.
- Осуществлять мониторинг реализации проекта, оценить эффективность организации внутрифирменного обучения в школе
Условия успешного осуществления задач:
- Наличие нормативно-правовых основ деятельности проекта.
- Наличие финансовых ресурсов для организации обучения педагогических работников с целью повышения уровня их профессиональных компетенций.
- Наличие административных и кадровых ресурсов, готовых к внедрению и реализации проекта.
- Наличие необходимой материально-технической базы для организации внутрифирменного обучения педагогических работников.
- Наличие мотивационных ресурсов педагогических работников, направленных на повышение уровня профессиональных компетенций и применение на практике полученных знаний, готовность к ведению инновационной деятельности.
- Наличие партнерских связей с учреждениями, оказывающими образовательные услуги по основным программам профессионального обучения — программам переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.
Ожидаемые результаты:
- Администрация и педагоги школыознакомлены положениями регионального проекта «Учитель будущего», знают и понимают требования профессиональных стандартов, единые для Российской Федерации требования к уровневому профессиональному квалификационному испытанию (аттестации) согласно НСУР (национальной системе учительского роста).
- Разработаны и утверждены локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс непрерывного профессионального роста и развития педагогических работников в образовательном учреждении.
- Собрана информация об индивидуальных потребностях педагогических работников по направлениям повышения уровня профессиональных компетенций, определен круг социальных партнеров, вовлеченных в процесс непрерывного профессионального роста и развития педагогов, утверждена модель профессионального развития и роста педагогических работников.
- Педагоги знакомы с положениями регионального проекта «Учитель будущего», знают и понимают требования профессиональных стандартов, единые для Российской Федерации требования к уровневому профессиональному квалификационному испытанию (аттестации) согласно НСУР (национальной системе учительского роста).
- Разработана и апробирована внутренняя система стимулирования педагогических работников, в том числе с учетом результатов добровольной сертификации и подтверждения профессиональных навыков в аккредитационном центре профессионального мастерства работников системы образования ХМАО.
- Педагогические работники документально подтверждают позитивную динамику профессионального роста, в том числе на основе использования современных цифровых технологий.
- Педагогические работники принимают участие в деятельности профессиональных ассоциаций, делятся опытом развития и роста профессиональных компетенций посредством мастер-классов, лекций и участия в НПК.
- Не менее 100 % педагогических работников в возрасте до 35 лет вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы.
- Педагоги-наставники делятся опытом развития профессиональных компетенций молодых специалистов.
- Увеличение доли педагогов, вовлеченных в проектную и учебно-исследовательскую деятельность с учащимися до 80 %.
- К 2022 году доля педагогов, прошедших независимую оценку профессиональной деятельности за период реализации программы, составит не менее 10 % от числа всех педагогических работников ОУ [4].
Пути решения задач
Задача 1: Разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс непрерывного профессионального роста и развития педагогических работников на основе анализа существующей нормативной-правовой базы и опыта разработки нормативно-правовой документации по обеспечению проекта.
Решение: Анализ существующих нормативно-правовых актов, паспорта Регионального проекта «Учитель будущего», требований профессиональных стандартов педагогических работников, требований к уровневому профессиональному квалификационному испытанию (аттестации) согласно НСУР; анализ передового опыта по разработке нормативно-правовой документации для реализации проекта; разработка и утверждение нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс непрерывного профессионального роста и развития педагогических работников.
Задача 2: Обсудить в педагогическом коллективе структуру карты профессионального роста, в соответствии с положениями регионального проекта «Учитель будущего», требованиями профессиональных стандартов к профессиональным компетенциям педагогов и утвердить ее.
Решение: Ознакомление педагогов с целями, задачами проекта, положениями регионального проекта «Учитель будущего», требованиями профессиональных стандартов, едиными для Российской Федерации требованиями к уровневому профессиональному квалификационному испытанию (аттестации) согласно НСУР (национальной системе учительского роста); ознакомление педагогических работников с ключевыми компетенциями и формирование понимания значимости непрерывного профессионального развития и роста; разработка структуры карты профессионального роста педагога и утверждение ее на педагогическом совете.
Задача 3: Разработать карты профессионального роста, определяющие обязательные направления повышения уровня развития профессиональных компетенций педагогов (ИКТ компетенция; работа с детьми с ОВЗ (включая инклюзивное образование, домашнее обучение); исследовательская и проектная деятельность; предметная компетенция.
Решение: Изучение и анализ потребностей педагогических работников по направлениям повышения уровня развития профессиональных компетенций; изучение рынка образовательных услуг по повышению квалификации педагогических работников, отбор необходимых курсов; определение модели профессионального роста и развития педагогических работников организации; составление плана реализации проекта; включение в план финансовой-хозяйственной деятельности средств на реализацию проекта.
Задача 4: Разработать и внедрить внутреннюю систему стимулирования педагогических работников.
Решение: Разработка, обсуждение и утверждение на педагогическом совете, внедрение внутренней системы стимулирования педагогических работников.
Задача 5: Разработать и апробировать программу внутрифирменного обучения педагогов, включающую диагностический инструментарий выявления профессиональных затруднений педагогов и модель мониторинга реализации программы.
Решение: Создание рабочей группы, распределение обязанностей, установка сроков и назначение ответственных за этапы реализации проекта; использование образовательного потенциала социальных партнеров, вовлечение их в процесс внутрифирменного обучения; обучение педагогов на курсах согласно утвержденной программе и в соответствии с картами профессионального роста; организация и проведение методических совещаний и обучающих семинаров по направлению проекта; участие педагогов в семинарах– практикумах, педагогических НПК; диссеминация опыта реализации проекта через мастер-классы, консультации, открытые просмотры непосредственной образовательной и совместной деятельности; организация тематических педсоветов, информационно-методических совещаний, круглых столов, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий по обмену опытом; участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства; прохождение педагогами добровольной независимой оценки профессиональной квалификации.
Литература:
- Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту “Образование” от 07.12.2018 № 3 Паспорт федерального проекта “Учитель будущего” [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/63511cc242113166fc5465ded1b62ad59feed9f9/
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 30.04.2019 г. № МР-4/02вн «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561251520
- Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р № «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/docs/38760/
- Региональный проект “Учитель будущего” [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://depobr-molod.admhmao.ru/natsionalnyy-proekt-obrazovanie/regionalnyy-uroven/uchitel-budushchego/3192580/opisanie-proekta
- Цели национального проекта РФ «Образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie