Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белогурова, Я. Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся / Я. Г. Белогурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15.1 (119.1). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33096/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье ставится задача рассмотреть конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. В результате анализа таких конкурсов профессионального мастерства, как краевой открытый фестиваль «Студенческая весна», чемпионат по рабочим специальностям «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia), показана их ведущая роль в профессиональном становлении будущих специалистов. В статье дается определение понятия «Конкурс», формулируются основные цели, задачи, профессиональные задания конкурсов профессионального мастерства, требования ФГОС ДО, направленные на развитие у конкурсантов профессиональных компетенций, необходимых в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: современное профессиональное образование, общие компетенции, профессиональные компетенции, требования профессионального стандарта, требования подготовки высококвалифицированных кадров, конкурсы профессионального мастерства.

Вечный творческий поиск, вечное стремление вперед!

Формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций признается одной из значимых задач современного профессионального образования.

Сегодня педагоги соотносят требования федеральных государственных образовательных стандартов по специальности «Дошкольное образование» (приказ минобранауки России от 27.10.2014 г. № 1351) с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года № 544н), а также требованиями подготовки высококвалифицированных кадров движения «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) [7]. Учет обозначенных требований позволяет реализовать установки формирования общих и профессиональных компетенций WorldSkillsRussia «Воспитатель детей дошкольного возраста» и интересы работодателей в части освоение основных и дополнительных видов профессиональной деятельности.

Проанализировать, насколько будущий педагог готов к самостоятельной профессиональной деятельности позволяют конкурсы профессионального мастерства, такие как краевой открытий фестиваль «Студенческая весна», чемпионат по рабочим специальностям «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia).

Для того чтобы понять, что же такое конкурс, обратимся к статье 447 Гражданского кодекса РФ, в которой сказано, что конкурс — это способ выбора лица, предложившего наилучшие условия [1]. Данное определение согласуется с пониманием Толкового словаря русского языка, согласно которому конкурс — это «соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы» [3]. Данные определения позволяют нам выдвинуть предположение, что конкурс является одним из объективных и важных показателей качества профессионального образования.

Цель исследовательской работы — выявить возможности конкурса профессионального мастерства, как средства развития профессиональных компетенций, на примере чемпионата по рабочим специальностям «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) и краевого открытого фестиваля«Студенческая весна».

Задачи:

 изучить теоретический аспект проблемы формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;

 проанализировать возможные способы развития общих и профессиональных компетенций у студентов специальности «Дошкольное образование» в процессе профессиональной подготовки в колледже.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный анализ продуктов педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что участие в конкурсах профессионального мастерства позволяет обучающимся приобрести практических опыт в различных видах профессиональной деятельности; способствует накоплению портфолио, отражающего личные и профессиональные достижения обучающихся специальности «Дошкольное образование».

За три года обучения в педагогическом колледже автор статьи принимала участие во многих конкурсах, в них входит краевой открытый фестиваль «Студенческая весна — 2015, 2016», чемпионат ДФО «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia).

Представим основные положения движения «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). Целью проведения чемпионата является повышение престижа рабочих профессий и человеческого труда, привлечение молодёжи в производственные сектора экономики и высококачественные сферы услуг [4].

Основные задачи:

 совершенствование стандартов профессионального образования с учётом национальных и международных требований;

 популяризация рабочих профессий и вовлечение школьников и родителей в активный и осознанный выбор профессии;

 передача навыков, знаний и культурный обмен между участниками чемпионата [4].

Сегодня чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) в компетенции «Дошкольное воспитание» состоит из девяти конкурсных заданий:

 Самопрезентация. Собеседование экспертов с участником конкурса.

 Выразительное чтение, презентация книги.

 Театрализованная деятельность. Представление театра кукол по сказкам народов мира в соответствии с требованиями ФГОС.

 Декоративно-прикладное искусство. Создание образца декоративной росписи для демонстрации в совместной организованной деятельности воспитателя с детьми.

 Пластилинография. Изготовление поделки в технике рисования пластилином на разных поверхностях.

 Разработка и проведение комплекса утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.

 Разработка и проведение занятия по робототехнике для детей дошкольного возраста.

 Разработка и проведение дидактической игры с использованием ИКТ (интерактивная доска, интерактивный стол).

 Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей [2].

Все конкурсные задания чемпионата учитывают требования ФГОС ДО и направлены на развитие у участников профессиональных компетенций, необходимых для организации всех видов деятельности.

«Российская студенческая весна» — единственная в России программа поддержки студенческого творчества, состоящая из вузовских, региональных и всероссийских фестивалей и образовательно-просветительских мероприятий, в которых участвуют начинающие певцы, танцоры, театралы, журналисты, художники и исследователи. Данный проект помогает одаренным студентам заявить о себе и проявить свои возможности [6].

Как отмечает министр образования и науки Российской Федерации Д. Ливанов, «Российская студенческая весна» на протяжении многих лет поддерживает студенческое творчество, помогает студенческой молодежи развивать свои личностные характеристики, реализовывать творческий потенциал, научиться понимать искусство и ценить красоту.

Целью проведения краевого открытого фестиваля научных работ «Студенческая весна», является сохранение и преумножение научных и культурных достижений студенческой молодежи; совершенствование системы эстетического и нравственного воспитания, а также повышение социальной активности молодежи [5].

Задачи фестиваля:

 привлечение студентов к участию в решении актуальных экономических, научно-технических и социальных проблем Дальневосточного региона;

 выявление и поддержка талантливой молодежи;

 укрепление разносторонних связей между студенческими коллективами и организациями Дальневосточного региона России;

 сохранение и совершенствования традиций проведения студенческих конкурсов и фестивалей [5].

С учетом имеющегося практического опыта автора отметим сходство чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) и краевого открытого фестиваля «Студенческая весна».

Отметим, что для данных конкурсов характерно соревновательное творчество участников, помощь в развитии творческого мастерства каждого участвующего студента.

Краевой открытый фестиваль «Студенческая весна» и чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) ориентированы на формирование таких общих компетенций обучающихся специальности «Дошкольное образование», как понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1); организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5); осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК 9).

В то же время, количество общих компетенций обучающихся, которые отслеживаются в ходе чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia), больше. К перечисленным компетенциям с уверенностью можно добавить следующие: оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3); ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса (ОК 7); осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей (ОК 10).

В условиях модернизации профессионального образования участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства способствует использованию теоретических и практических знаний при решении социальных и профессиональных задач, формированию практического опыта и овладению инновационными способами профессиональной деятельности. При этом возникает необходимость более эффективного моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста.

Во-первых, профессиональная подготовка будущего педагога должна осуществляться во взаимодействии преподавателей колледжа и работодателей. Например, практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков дошкольников можно проводить в базовых дошкольных образовательных организациях. В этом случае обучающийся будет готов к самостоятельным действиям в решении педагогических задач, например, определить цель и задачи утренней гимнастики, подобрать материалы и оборудование, разработать и провести комплекс утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Во-вторых, необходимо включать в учебный процесс активные методы обучения и конкурсные задания. Например, при выполнении зачетных работ по дошкольной педагогике можно использовать эссе на темы «Мое педагогическое кредо», «Мир детства радостен и тонок» и другие, требования к которым в целом совпадают с требованиями конкурсов.

В ходе учебной дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» в студенческой группе можно проводить конкурсные задания «Исполнение художественных произведений для детей раннего и дошкольного возраста», «Инсценирование художественных произведений для дошкольников». В ходе выполнения заданий студенты могут отработать и продемонстрировать умения выразительно читать художественное произведение для детей дошкольного возраста, вести беседу о прочитанной книге с детьми. Требования выполнения данных заданий совпадают с требованиями конкурсного задания чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia).

В-третьих, в процессе профессиональной подготовки можно использовать «занятие-конкурс» (условное название), организация которого планируется по завершению каждого семестра. Занятие-конкурс– это контрольно-проверочное занятие, предполагающее выполнение комплексных заданий с учетом требований чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia).

В-четвертых, можно включить конкурсные задания чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) в общеколледжный конкурс профессионального мастерства в сфере дошкольного образования.

Во всех этих примерах главным структурным элементом формирования опыта профессиональной деятельности обучающихся выступают не только структурные компоненты содержания, но и способы организации учебной и профессиональной деятельности. Думается, что способов организации педагогической деятельности обучающихся, позволяющих им быть готовым к конкурсным испытаниям различного уровня, значительно больше, нежели мы представили в своем исследовании. Как раз в поиске новых методов и форм профессиональной подготовки и будет проявляться творческий подход, профессионализм, как преподавателей колледжа, так и работодателей, социальных партнеров.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) и краевой открытый фестиваль «Студенческая весна» могут выступать средством формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся, способствуют выявлению талантливой молодежи, привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности и популяризации педагогической профессии.

Литература:

  1. Гражданский Кодекс РФ. II часть. Статья 447. Пункт 4.
  2. Конкурсное задание для Чемпионата WRS 2016. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа URL: https://drive.google.com/folderview?id=0B3SXzYvgErsvTk54QkhYRlU1a2s&usp=sharing&tid=0B8DNqlEI8ZEOfkdsYW5kV3dESU9adUp3UVk0RlRYZG5lWXE5c0E0R2gyc1FLNG02SU9Ja3M
  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://enc-dic.com/ozhegov/Konkurs-12837/
  4. Положение о проведении Открытого чемпионата Дальнего Востока по профессиональному мастерству (WorldSkillsRussia). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа URL: http://www.khstu.ru/rus/?menu=Job&id=1182
  5. Положение о Хабаровском краевом открытом фестивале «Студенческая весна — 2016».
  6. Сайт «Российская студенческая весна». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа URL: http://studvesna.info
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное мастерство, дошкольный возраст, краевой открытый фестиваль, конкурс, профессиональная деятельность, Молодая, профессионал, профессиональная подготовка, профессиональное образование, утренняя гимнастика.


Ключевые слова

профессиональные компетенции, общие компетенции, конкурсы профессионального мастерства, современное профессиональное образование, требования профессионального стандарта, требования подготовки высококвалифицированных кадров

Похожие статьи

Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования

Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...

Организация наставничества — приоритетная форма повышения профессионального мастерства педагога дошкольного образовательного учреждения

Актуальность темы обусловлена необходимостью возрождения такой эффективной формы сотрудничества с педагогами как наставничество. Система наставничества педагогических работников — реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества ...

Профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста в современном вузе

Основная цель статьи — сориентировать читателя в современной динамично меняющейся обстановке, касающейся развития образования в целом и имеющихся на сегодняшний день проблемных вопросах подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности...

Реализация модели организации профессионального роста педагогов в средней школе: школьный проект «Учитель будущего»

Профессиональный рост педагогов является одним из основных условий успешной реализации Национального проекта «Образование». Необходимость создания эффективных и масштабируемых моделей повышения педагогического мастерства, которые позволили бы обеспеч...

Методы, приемы и технологии в обучении планированию в условиях СПО

Представленная статья посвящена вопросу обучения одному из ключевых умений выпускника учреждения среднего профессионального образования, который актуален в связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, новых профессиональн...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Актуальные аспекты применения инновационных технологий в процессе изучения права в организациях среднего профессионального обучения

В современных условиях к системе образования предъявляется все больше требований по подготовке образованных и всесторонне развитых специалистов. ФГОС СПО предполагает, что процесс обучения должен быть направлен на активность и самостоятельность студе...

Внедрение в образовательный процесс стандартов World Skills как фактор повышения уровня качества образования в ссузах

Данная статья исследует, каким образом могут быть применены стандарты World Skills для модернизации российской системы профессионального образования, призванного выпускать специалистов высокого уровня квалификации, знающих современные тенденции своей...

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...

Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования

Данная научная статья посвящена изучению теоретических основ формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования. Профессиональные компетенции игр...

Похожие статьи

Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования

Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...

Организация наставничества — приоритетная форма повышения профессионального мастерства педагога дошкольного образовательного учреждения

Актуальность темы обусловлена необходимостью возрождения такой эффективной формы сотрудничества с педагогами как наставничество. Система наставничества педагогических работников — реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества ...

Профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста в современном вузе

Основная цель статьи — сориентировать читателя в современной динамично меняющейся обстановке, касающейся развития образования в целом и имеющихся на сегодняшний день проблемных вопросах подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности...

Реализация модели организации профессионального роста педагогов в средней школе: школьный проект «Учитель будущего»

Профессиональный рост педагогов является одним из основных условий успешной реализации Национального проекта «Образование». Необходимость создания эффективных и масштабируемых моделей повышения педагогического мастерства, которые позволили бы обеспеч...

Методы, приемы и технологии в обучении планированию в условиях СПО

Представленная статья посвящена вопросу обучения одному из ключевых умений выпускника учреждения среднего профессионального образования, который актуален в связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, новых профессиональн...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Актуальные аспекты применения инновационных технологий в процессе изучения права в организациях среднего профессионального обучения

В современных условиях к системе образования предъявляется все больше требований по подготовке образованных и всесторонне развитых специалистов. ФГОС СПО предполагает, что процесс обучения должен быть направлен на активность и самостоятельность студе...

Внедрение в образовательный процесс стандартов World Skills как фактор повышения уровня качества образования в ссузах

Данная статья исследует, каким образом могут быть применены стандарты World Skills для модернизации российской системы профессионального образования, призванного выпускать специалистов высокого уровня квалификации, знающих современные тенденции своей...

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...

Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования

Данная научная статья посвящена изучению теоретических основ формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования. Профессиональные компетенции игр...

Задать вопрос