Менеджмент в образовании: стратегии поддержки педагогов для участия в конкурсах профессионального мастерства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 10.10.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Савватеев, А. С. Менеджмент в образовании: стратегии поддержки педагогов для участия в конкурсах профессионального мастерства / А. С. Савватеев, И. Г. Захарова, Е. А. Быстрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118225/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



В статье рассматриваются конкурсы для педагогов как инструмент профессионального роста и повышения квалификации. Несмотря на их значимость, многие педагоги неохотно участвуют в подобных мероприятиях, что часто связано с отсутствием поддержки со стороны администрации и нехваткой информации. Автор выделяет основные проблемы, препятствующие активному участию в конкурсах, и предлагает рекомендации для их преодоления. Среди них — создание информационных каналов для педагогов, мотивация через материальные и нематериальные стимулы, а также активное вовлечение административного персонала. Рассматриваются два подхода к организации участия в конкурсах: надситуативный и личностно-ситуативный, которые позволяют эффективно интегрировать конкурсную деятельность в работу образовательного учреждения.

Ключевые слова: конкурсы для педагогов, профессиональное мастерство, повышение квалификации, мотивация педагогов, административная поддержка, конкурсное движение, профессиональное развитие, материальные стимулы, нематериальные стимулы, педагогические конкурсы, саморазвитие преподавателей.

Конкурсы для педагогов — это не только соревнования по профессиональному мастерству, но еще форма повышения квалификации и стимул для профессионально-личностного развития. Однако часто педагоги не хотят участвовать в конкурсах. Одна из возможных причин — отсутствие поддержки со стороны администрации. В связи с этим в статье предлагает рассмотреть основные проблемы и рекомендации для педагогических работников как принимать большее участие в конкурсах профессионального мастерства.

Зачастую одна из основных проблем весьма банальная — отсутствие информации у педагога о различных проводимых конкурсах

Необходимо на регулярной основе рассказывать преподавательскому составу о профессиональных конкурсах. Для информирования педагогов можно воспользоваться электронными сервисами посредством рассылки e-mail писем, создания отдельных чатов в социальных сетях по информированию, а также организовать отдельных блок в дистанционной образовательной среде (при условии, что она уже создана). Так они смогут выбрать конкурс, который будет интересен именно им. Возможность проведения совещания или заседания учебно-методического совета по теме конкурсного движения. Необходимо предоставить педагогам максимум информации об условиях участия и преимуществах, о современных форматах конкурсов и видах деятельности в рамках конкурсных испытаний.

С точки зрение административного персонала допустимо совместно с заместителем директора по учебной работе проанализировать вместе с педагогами успешный опыт коллег, которые стали победителями, призерами или лауреатами конкурсов. Необходимо объяснить, что сейчас конкурсы — ежегодный каскад профессиональных проб и испытаний, которые преподаватели могут использовать для совершенствования своего мастерства.

Ещё один важный аспект — мотивация преподавателя. Чтобы выбрать способы мотивации преподавателей на участие в конкурсах, заместителю директора по учебной работе нужно постоянно изучать педагогический коллектив. Если он будет знать особенности каждого из преподавателей, то сможет подобрать и нужные слова, и способ мотивации. На регулярной основе необходимо поддерживать и оказывать помощь педагогу в рутинной работе, относиться с уважением, создавайте комфортные условия для профессиональной деятельности. Удобный график и эстетика места работы, льготы и премии, признание и возможность продвижения по карьерной лестнице — все это внешние стимулы, которые при умелом и постоянном использовании администрацией будут формировать и внутренние потребности учителя для участия в профессиональной самореализации.

Рассмотрим несколько примеров способов мотивации преподавателей:

Материальная мотивация:

– Денежная премия для педагогических работников, которые активно принимают участие в различных конкурсах со студентами и публичными выступлениями на конференциях;

– Помощь в связи со значимыми событиями в жизни такие как свадьбой, рождением ребенка и т. п.;

– Предоставление выплаты компенсации на санаторно-курортное лечение;

– Возмещение затрат на проезд не только для молодых сотрудников, но и сотрудников показывающие высокую эффективность и продуктивность;

– Предоставление служебного жилья или частичная оплата проживания для работников;

– Поощрение работников с помощью организации экскурсий;

– Подарки на дни рождения, новогодние подарки для детей;

– Оплата профессиональных курсов;

Нематериальная мотивация:

– Методическая помощь с разработкой лекций и наполнением дистанционно-образовательной среды;

– Помощь в подготовке к аттестации, конкурсу, открытому уроку или мероприятию;

– Учет пожеланий педагогов при составлении расписания (методический день, количество уроков, «окна» в расписании);

– Предоставление возможности выбрать нагрузку, группы и ведение лекций в потоке или нет;

– Объявление публичной благодарности: устная похвала преподавателя или его студентов группы, письменная — на сайте образовательной организации или публикация поста на странице в социальных сетях.

– Предоставление дополнительных дней отдыха за сверхурочную работу.

Участие в профессиональных конкурсах помогает педагогу для реализации большинства целей и задач, рассмотрим наиболее значимые:

1. Обобщить педагогические достижения

Преподаватель, который подает заявку на конкурс, предварительно проводит аналитическую работу. Он анализирует свою деятельность, проводит самооценку, чтобы выделить те свои достижения (наиболее значимые), которые можно использовать на конкурсе.

2. Обменяться опытом. Систематизировать и использовать в своей практике новые приемы работы.

На профессиональных конкурсах участники не только делятся собственными педагогическими наработками, но и узнают об опыте коллег. Это позволяет расширить свой кругозор и применить лучшие практики к своим дисциплинам.

Когда преподаватель общается с коллегами, участвует в конкурсной программе, он узнает о новых для себя формах и методах педагогической работы. После конкурса самые удачные находки коллег педагог может внедрить в свою работу.

3. Наладить профессиональные контакты

На профессиональных состязаниях конкурсанты много общаются лично и виртуально. Это помогает участникам налаживать профессиональные контакты, расширять круг общения. Также в процессе общения развиваются навыки самопрезентации.

4. Повысить профессиональную самооценку

Выступление на конкурсе помогает педагогу осознать свои сильные стороны, проработать слабые, стать увереннее. Такая практика эффективна, многие из преподавателей не могут работать с неизвестной публикой, привлечение таких работников помогает им преодолеть этот страх.

Зачастую раскрыть потенциал педагога позволяет организация в образовательной организации конкурсное движение для педагогов

Внутреннее конкурсное движение поможет замдиректора постепенно вовлечь преподавателей в участие в конкурсах разных уровней. Такие конкурсы позволяют преподавателям попробовать силы на «своей» территории и оценить свои возможности. Грамотно организованные конкурсы культивируют здоровую конкуренцию в педагогическом коллективе. Чтобы организовать конкурсное движение, понадобится координатор. Чаще всего это замдиректора по учебной работе, замдиректора по учебно-воспитательной работе или методист. Но можно назначить координатором и кого-то из наставников, если в организации создана система наставничества. Координатор инициирует проведение внутренних конкурсов и организует все виды поддержки конкурсанта.

Организовать участие педагогов в конкурсах можно с помощью двух подходов.

– Надситуативный или перспективно планомерный подход.

Он эффективен, если у заместителя директора высокий уровень мотивации к этому виду деятельности, у него есть команда единомышленников, время и ресурсы, в том числе и личные.

Если использовать надситуативный подход, то нужно сделать шесть шагов:

– Поручите руководителям учебно-методического совета проанализировать конкурсы, которые проводятся в регионе. Вместе с ними составить общий список конкурсов или олимпиад;

– Изучить положения о конкурсах, требования к материалам и сроки проведения;

– Оценить предварительно возможности участия педагогов в этих конкурсах;

– Разработать перспективный план участия в конкурсных мероприятиях на ближайший учебный год и с перспективой на последующий. При этом стоит опираться и на собственные наблюдения за педагогами — кого можно «вырастить», подготовить к участию.

– Проанализировать имеющиеся материалы участников конкурсов предыдущих лет. Использовать для этого архивы и реестры победителей конкурсов, их можно найти на официальных сайтах организаторов конкурсов.

– Подумать, в чем «фишки» образовательной организацией в целом или конкретного педагога-кандидата: чем педагог выгодно отличаются от других.

Другой вид деятельности — личностно-ситуативный подход. Он предполагает участие всего педагогического коллектива в различных конкурсах. Этот подход лучше использовать как первый этап в развитии конкурсного движения.

Необходимо разделить всех педагогов на условные категории. Стоит предложить каждой категории свои конкурсы с учетом двух параметров: мотивации и навыков. Чтобы у педагогов сформировалось ощущение успешности от участия в конкурсе, не стоит сразу нацеливаться на конкурсы высоких рангов. Стоит организовать внутренние конкурсы, участвовать в городских мероприятиях.

Из-за нехватки времени ввиду загруженности преподавателя ему сложно справиться и подготовить необходимый пакет документов для представления, поэтому следует рассмотреть возможность подготовить документы вместе с педагогом.

Чтобы упростить формальный этап при подготовке к конкурсам, административному персоналу следует помочь с оформлением документов. Это позволит преподавателю сосредоточить свои силы на обобщении опыта работы и подготовке к конкурсным испытаниям.

Ниже предложен алгоритм, который поможет распределить документы между педагогом и замдиректора по учебной работе, чтобы сэкономить время для творчества. После того как преподаватель определился с конкурсом, ему совместно с заместителем директора нужно:

– Детально ознакомиться с положением о конкурсе и порядком проведения конкурсных испытаний.

– Составить список документов, необходимых для участия в конкурсе на каждом его этапе.

– Разделить документы на две группы: документы, которые педагог должен или может подготовить самостоятельно, и документы, которые поможет подготовить замдиректора.

– Составить план оформления пакета документов с выделением этапов и сроков их подачи.

– Документы, которые педагог оформляет самостоятельно и при помощи замдиректора

Документы, которые педагог должен оформить самостоятельно:

– Заявление на участие в конкурсе. Может быть оформлено на фирменном бланке конкурса и распечатано.

– Согласие на обработку персональных данных. Бланк согласия на обработку персональных данных должен соответствовать документу, расположенному на сайте конкурса.

Документы, которые поможет оформить замдиректора

– Написать характеристику или представление на педагога;

– Выписка из протокола заседания педсовета/методического совета с выдвижением на конкурс кандидатуры преподавателя;

– Справка об итогах местного этапов конкурса (применимо в случае, если был внутренний конкурс).



Задать вопрос