К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании
Автор: Чижевская Анна Викторовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 14.02.2021
Статья просмотрена: 249 раз
Библиографическое описание:
Чижевская, А. В. К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании / А. В. Чижевская. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16393/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисциплинарного курса МДК 05.02. Проектирование основного и дополнительного образования. Предложен универсальный алгоритм структуры занятия по изучению нового материала, который может стать полезным в практике работы современных преподавателей СПО.
Ключевые слова: смешанная форма обучения, среднее профессиональное образование, СПО, современный урок, изучение нового материала, профессиональные компетенции, платформа Microsoft Teams.
Система образования вновь возвращается к привычному режиму работы. В соответствии с Указом мэра Москвы от 05 февраля 2021 года № 7-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 08 июня 2020 г. № 68-УМ» утверждено, что все учебные заведения города перешли на режим активной работы и личного присутствия на занятиях и рабочих местах как обучающихся, так и преподавательского состава [6]. Несмотря на это, дистанционная форма занятий и информационные технологии, используемые при этом, уже заняли достаточно прочное место в получении образования будущего специалиста среднего звена. По мнению социологов и исследователей, несмотря на улучшение эпидемиологической ситуации в стране и возвращение к прежнему очному режиму обучения, полного возвращения и отказа от дистанционного формата подачи учебного материала не будет. Следовательно, наиболее остро возникает вопрос обновления или пересмотра структуры учебного занятия/урока как основы освоения профессиональных компетенций в системе среднего профессионального образования при смешанной форме обучения.
Смешанное обучение, по мнению большинства исследователей, это форма, позволяющая одновременно использовать классические методики преподавания и современные интерактивные (компьютерные) технологии. [1] Отличительной особенностью смешанной формы обучения в системе среднего профессионального образования является то, что обучающиеся не только осваивают содержание учебных дисциплин и готовятся к организации полноценной профессиональной деятельности, но еще и немаловажную роль играет длительность самого учебного занятия, которая вдвое больше, чем в системе общего образования и составляет 90 минут, что является достаточно сложным и нагрузочным для восприятия материала будущими специалистами среднего звена.
В общей педагогике за основу типологии учебных занятий часто берут классификацию Махмутова М. И., согласно которой уроки подразделяются на [4]:
— Урок изучения нового материала, включая вводное занятие;
— Урок совершенствования знаний, умений и навыков (ЗУН);
— Урок контроля и коррекции универсальных учебных действий;
— Комбинированный урок (компиляция вышеперечисленных типов занятий).
В системе среднего профессионального образования на основе данной типологии сформулированы следующие типы занятий [3]:
— Занятие по изучению нового материала;
— Занятие по закреплению и совершенствованию знаний, умений и навыков;
— Занятие использования и применения знаний, умений и навыков;
— Занятие обобщения и систематизации знаний;
— Занятие контроля и оценки знаний.
В рамках одной статьи, безусловно, невозможно охватить характеристику всей типологии современных занятий и их структуры, поэтому нами было выбрано для примера занятие смешанной формы обучения по изучению нового материала обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в рамках освоения междисциплинарного курса МДК 05.02. Проектирование основного и дополнительного образования. Классическая структура такого занятия в очной форме по изучению нового материала в соответствии с его общедидактической структурой представляет следующие блоки [3]:
— Актуализация полученных ранее знаний, способов действий;
— Формирование прочной основы новых знаний, профессиональных компетенций;
— Применение полученных знаний в профессиональной деятельности (в избранной области).
В период дистанционной работы нами был составлен универсальный алгоритм для проведения учебных занятий по изучению нового материала МДК 05.02. Проектирование основного и дополнительного образования, который в настоящее время перенесен в действие в контексте смешанной формы обучения как наиболее эффективный:
- Начало занятия. Преподаватель начинает урок в учебной аудитории и одновременно запускает платформу Microsoft Teams, где собирает учебное собрание в канале своего предмета. Происходит приветствие обучающихся, проверка списочного состава, установление причин отсутствия (если таковые имеются). Далее оглашается новая тема и план занятия. Общее время на данный этап работы около 3 минут.
- Проверка выполнения домашнего задания (если оно было задано на предыдущем занятии). В классической форме работы на учебном занятии обучающиеся сдавали выполненные работы сразу в печатном варианте, на стол преподавателя и возможно, если были какие-то вопросы, задавали их. Длительность данного момента составляла около 2-х минут. При смешанной форме обучения нами обязательно проводится небольшое обсуждение домашней работы и ее показ в формате мультимедиа-презентаций. Обучающиеся (обычно на одном занятии успевают продемонстрировать задание 3–4 человека) кратко рассказывают о выполненной работе и затем мы всей группой обсуждаем детали, отмечаем положительные стороны, удачные моменты или наоборот трудности и возможности внести коррективы. При взаимоанализе участвует весь контингент учебной группы, так как наглядный контент транслируются и в аудитории, и на платформе Microsoft Teams, что позволяет преподавателю сразу сделать предварительный вывод об освоении обучающимися предыдущей темы. Длительность в среднем составляет 15 минут.
- Ознакомление с новым материалом. Главная роль в этом блоке занятия отдана преподавателю, он рассказывает, объясняет тему, понятия, термины, используя при этом обязательно мультимедиа-контент (презентацию или другие наглядные средства обучения) транслируемый как в аудитории, так и в Microsoft Teams. Таким образом, наглядный материал воспринимают не только обучающиеся находящиеся непосредственно в учебном кабинете, но и те, кто по каким-либо причинам обучается удаленно и находится у монитора ПК. По наблюдениям длительность данной части занятия не должна превышать 30 минут и хотя на первый взгляд этого времени может показаться недостаточным для освоения нового материала, но в рамках смешанной формы обучения, при наличии различных отвлекающих факторов в окружении обучающихся (находящихся за персональными ПК в домашних условиях) и тех кто присутствует на лекции (необходимо учитывать длительность использования ИКТ оборудования по современным санитарным требованиям) [5] — около получаса наиболее оптимальное время эффективного усвоения учебного материала без переутомления.
- Техническая пауза. Обучающимся предлагается 1–2 минуты отдыха, в это время преподаватель подгружает в чат учебного канала Microsoft Teams гиперссылку для просмотра обучающего видео и документ с перечнем вопросов для его анализа. В учебной аудитории видео запускается непосредственно. Когда технические моменты решены, переходим к следующей части работы.
- Просмотр учебного видеоматериала. По педагогическим наблюдениям, общая длительность видео не должна превышать в среднем 20 минут, а тематика и качество контента отражать практическую проблематику занятия. Например, если тема занятия: «Представленность содержания образования в учебных планах, рабочих программах, учебно-методических комплексах, учебниках и учебных пособиях», то видео должно содержать в себе конкретный пример либо рабочей программы воспитателя детей дошкольного возраста с описанием деятельности по ее разработке, либо охватывать учебно-методический комплекс к одной из образовательных программ, используемых в современной практике дошкольной организации. Обучающиеся не только смотрят видеоматериал, но и письменно (или в любом другом, удобном для них формате) фиксируют ответы на поставленные вопросы. Вопросы могут быть следующие (при анализе календарно-тематического планирования в дошкольной организации):
— Оформление плана (титульный лист, список группы, режим дня, сетка занятий, комплекс утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, структура плана работы педагога на день);
— Содержание плана (соответствие темы занятия программе, чередование, название занятий, количество упражнений в комплексе, их дозировка, подбор для различных групп мышц);
— Разнообразие и повторяемость деятельности в утренний отрезок времени;
— Планирование занятий и других различных видов деятельности в соответствии с требованиями (название, тема, программное содержание, методы и приёмы, оборудование);
— Находит ли место индивидуальная работа на закрепление материала в повседневной жизни;
— Планируется ли организационно-мотивационный момент с детьми перед началом занятия, заготавливается ли необходимое оборудование;
— Есть ли место педагогической поддержке детской игры между занятиями;
— Разнообразие и повторяемость планирования различных видов деятельности на прогулке;
— Наличие всех составных частей прогулки, соответствует ли ее содержание возрасту детей;
— Планируется ли целевая прогулка. Есть ли вопросы к наблюдениям;
— Указываются ли в плане цель и задачи предполагаемой игровой деятельности детей;
— Указаны ли конкретно имена детей при проведении индивидуальной работы;
— Разнообразие и повторяемость планирования различных видов деятельности во 2-ой половине дня;
— Как планируется досуг и педагогическое сопровождение при подготовке к нему (тема, цель, содержание);
— Планирование совместного труда (организация детей, содержание работы, форма анализа, оборудование);
— Разнообразие планирования взаимодействия с родителями воспитанников.
По итогам просмотра видеоматериалов проводится обсуждение увиденного по предложенным вопросам. В беседе принимает участие максимальное количество обучающихся, при этом те, кто находится в удаленном доступе за персональным ПК обязательно включают камеры. Этим создается «эффект присутствия» каждого и «живого» общения в настоящий момент. Общее время обсуждения видео составляет примерно 10 минут. В завершении обязательно формулируется основная мысль, небольшой вывод, который позволяет обобщить высказанные позиции.
- Домашнее задание. Обязательный компонент любого занятия. Преподавателем перечисляются источники (литература или информационные ресурсы), которыми можно воспользоваться при выполнении домашней работы. Если необходимо составление и заполнение технологической карты занятия для детей дошкольного возраста, то проходит пояснение, уточнение правил, требований к ее оформлению. При этом, форма заполнения технологической карты, формулировки задания и другой материал одновременно оглашаются обучающимся и прикрепляются в чат учебного канала Microsoft Teams в виде документов. Общее время на данный вид деятельности составляет 9 минут.
- Подводится итог учебного занятия. Формулируются выводы, заслушиваются уточняющие вопросы обучающихся. Занятие завершается одновременно в учебной аудитории и в канале междисциплинарного курса на платформе Microsoft Teams. Время на заключение составляет 3 минуты.
Возможно, предложенная структура учебного занятия в системе среднего профессионального образования при смешанной форме обучения не выглядит инновационно, но придерживаясь именно ее, была отмечена продуктивность в работе обучающихся, проявление их активности и достаточно высокие показатели обученности на итоговом контроле знаний по МДК 05.02. Проектирование основного и дополнительного образования специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Литература:
- Логинова, А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения / А. В. Логинова. — Текст: непосредственный //Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — с.809–811. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16877/
- Меденкова, Г. В. Электронное обучение как инновационная педагогическая технология / Г. В. Меденкова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — с.121–122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12233/
- Морева, Н. А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 432 c.
- Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах: учебник и практикум для академического бакалавриата/ И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 790 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978–5-9916–5527–9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/385570
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс] — URL: https://rg.ru/2020/12/22/rospotrebnadzor-post28-site-dok.html
- Указ мэра Москвы от 5 февраля 2021 года № 7-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ» [Электронный ресурс] — URL: https://rg.ru/2021/02/05/moscow-ukaz7-reg-dok.html
- Хуторской, А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2012. — 639 с.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование, профессиональные компетенции, СПО, современный урок, смешанная форма обучения, изучение нового материала, платформа Microsoft TeamsПохожие статьи
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики
В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...
Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников
В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...
Инновационные образовательные технологии в инженерном образовании (на примере контекстного обучения в СПО)
В данной статье проиллюстрировано практическое применение контекстного обучения в системе среднего профессионального образования на примере специальности 15.02.05. Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании. Рассмотрены к...
Приёмы оценивания иноязычной языковой компетенции обучающихся среднего звена средствами технологии Plickers в смешанном формате обучения
В статье описан дидактический и практический потенциал интерактивной технологии Plickers в процессе контроля формирования иноязычной компетенции в смешанном формате обучения. Автор статьи описывает основные критерии формирования иноязычной компетенц...
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Применение технологии Open Space при обучении иностранным языкам в вузе
В статье обсуждается возможность повышения эффективности формирования профессиональной иноязычной компетенции в вузе путем сочетания активных методов обучения и технологии Open Space, дается краткое описание технологии Open Space и вариант ее адаптац...
Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматрив...
Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...
Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)
В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...
Похожие статьи
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики
В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...
Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников
В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...
Инновационные образовательные технологии в инженерном образовании (на примере контекстного обучения в СПО)
В данной статье проиллюстрировано практическое применение контекстного обучения в системе среднего профессионального образования на примере специальности 15.02.05. Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании. Рассмотрены к...
Приёмы оценивания иноязычной языковой компетенции обучающихся среднего звена средствами технологии Plickers в смешанном формате обучения
В статье описан дидактический и практический потенциал интерактивной технологии Plickers в процессе контроля формирования иноязычной компетенции в смешанном формате обучения. Автор статьи описывает основные критерии формирования иноязычной компетенц...
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Применение технологии Open Space при обучении иностранным языкам в вузе
В статье обсуждается возможность повышения эффективности формирования профессиональной иноязычной компетенции в вузе путем сочетания активных методов обучения и технологии Open Space, дается краткое описание технологии Open Space и вариант ее адаптац...
Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматрив...
Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...
Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)
В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...