К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, март 2021)

Дата публикации: 14.02.2021

Статья просмотрена: 249 раз

Библиографическое описание:

Чижевская, А. В. К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании / А. В. Чижевская. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/389/16393/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисциплинарного курса МДК 05.02. Проектирование основного и дополнительного образования. Предложен универсальный алгоритм структуры занятия по изучению нового материала, который может стать полезным в практике работы современных преподавателей СПО.

Ключевые слова: смешанная форма обучения, среднее профессиональное образование, СПО, современный урок, изучение нового материала, профессиональные компетенции, платформа Microsoft Teams.

Система образования вновь возвращается к привычному режиму работы. В соответствии с Указом мэра Москвы от 05 февраля 2021 года № 7-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 08 июня 2020 г. № 68-УМ» утверждено, что все учебные заведения города перешли на режим активной работы и личного присутствия на занятиях и рабочих местах как обучающихся, так и преподавательского состава [6]. Несмотря на это, дистанционная форма занятий и информационные технологии, используемые при этом, уже заняли достаточно прочное место в получении образования будущего специалиста среднего звена. По мнению социологов и исследователей, несмотря на улучшение эпидемиологической ситуации в стране и возвращение к прежнему очному режиму обучения, полного возвращения и отказа от дистанционного формата подачи учебного материала не будет. Следовательно, наиболее остро возникает вопрос обновления или пересмотра структуры учебного занятия/урока как основы освоения профессиональных компетенций в системе среднего профессионального образования при смешанной форме обучения.

Смешанное обучение, по мнению большинства исследователей, это форма, позволяющая одновременно использовать классические методики преподавания и современные интерактивные (компьютерные) технологии. [1] Отличительной особенностью смешанной формы обучения в системе среднего профессионального образования является то, что обучающиеся не только осваивают содержание учебных дисциплин и готовятся к организации полноценной профессиональной деятельности, но еще и немаловажную роль играет длительность самого учебного занятия, которая вдвое больше, чем в системе общего образования и составляет 90 минут, что является достаточно сложным и нагрузочным для восприятия материала будущими специалистами среднего звена.

В общей педагогике за основу типологии учебных занятий часто берут классификацию Махмутова М. И., согласно которой уроки подразделяются на [4]:

— Урок изучения нового материала, включая вводное занятие;

— Урок совершенствования знаний, умений и навыков (ЗУН);

— Урок контроля и коррекции универсальных учебных действий;

— Комбинированный урок (компиляция вышеперечисленных типов занятий).

В системе среднего профессионального образования на основе данной типологии сформулированы следующие типы занятий [3]:

— Занятие по изучению нового материала;

— Занятие по закреплению и совершенствованию знаний, умений и навыков;

— Занятие использования и применения знаний, умений и навыков;

— Занятие обобщения и систематизации знаний;

— Занятие контроля и оценки знаний.

В рамках одной статьи, безусловно, невозможно охватить характеристику всей типологии современных занятий и их структуры, поэтому нами было выбрано для примера занятие смешанной формы обучения по изучению нового материала обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в рамках освоения междисциплинарного курса МДК 05.02. Проектирование основного и дополнительного образования. Классическая структура такого занятия в очной форме по изучению нового материала в соответствии с его общедидактической структурой представляет следующие блоки [3]:

— Актуализация полученных ранее знаний, способов действий;

— Формирование прочной основы новых знаний, профессиональных компетенций;

— Применение полученных знаний в профессиональной деятельности (в избранной области).

В период дистанционной работы нами был составлен универсальный алгоритм для проведения учебных занятий по изучению нового материала МДК 05.02. Проектирование основного и дополнительного образования, который в настоящее время перенесен в действие в контексте смешанной формы обучения как наиболее эффективный:

  1. Начало занятия. Преподаватель начинает урок в учебной аудитории и одновременно запускает платформу Microsoft Teams, где собирает учебное собрание в канале своего предмета. Происходит приветствие обучающихся, проверка списочного состава, установление причин отсутствия (если таковые имеются). Далее оглашается новая тема и план занятия. Общее время на данный этап работы около 3 минут.
  2. Проверка выполнения домашнего задания (если оно было задано на предыдущем занятии). В классической форме работы на учебном занятии обучающиеся сдавали выполненные работы сразу в печатном варианте, на стол преподавателя и возможно, если были какие-то вопросы, задавали их. Длительность данного момента составляла около 2-х минут. При смешанной форме обучения нами обязательно проводится небольшое обсуждение домашней работы и ее показ в формате мультимедиа-презентаций. Обучающиеся (обычно на одном занятии успевают продемонстрировать задание 3–4 человека) кратко рассказывают о выполненной работе и затем мы всей группой обсуждаем детали, отмечаем положительные стороны, удачные моменты или наоборот трудности и возможности внести коррективы. При взаимоанализе участвует весь контингент учебной группы, так как наглядный контент транслируются и в аудитории, и на платформе Microsoft Teams, что позволяет преподавателю сразу сделать предварительный вывод об освоении обучающимися предыдущей темы. Длительность в среднем составляет 15 минут.
  3. Ознакомление с новым материалом. Главная роль в этом блоке занятия отдана преподавателю, он рассказывает, объясняет тему, понятия, термины, используя при этом обязательно мультимедиа-контент (презентацию или другие наглядные средства обучения) транслируемый как в аудитории, так и в Microsoft Teams. Таким образом, наглядный материал воспринимают не только обучающиеся находящиеся непосредственно в учебном кабинете, но и те, кто по каким-либо причинам обучается удаленно и находится у монитора ПК. По наблюдениям длительность данной части занятия не должна превышать 30 минут и хотя на первый взгляд этого времени может показаться недостаточным для освоения нового материала, но в рамках смешанной формы обучения, при наличии различных отвлекающих факторов в окружении обучающихся (находящихся за персональными ПК в домашних условиях) и тех кто присутствует на лекции (необходимо учитывать длительность использования ИКТ оборудования по современным санитарным требованиям) [5] — около получаса наиболее оптимальное время эффективного усвоения учебного материала без переутомления.
  4. Техническая пауза. Обучающимся предлагается 1–2 минуты отдыха, в это время преподаватель подгружает в чат учебного канала Microsoft Teams гиперссылку для просмотра обучающего видео и документ с перечнем вопросов для его анализа. В учебной аудитории видео запускается непосредственно. Когда технические моменты решены, переходим к следующей части работы.
  5. Просмотр учебного видеоматериала. По педагогическим наблюдениям, общая длительность видео не должна превышать в среднем 20 минут, а тематика и качество контента отражать практическую проблематику занятия. Например, если тема занятия: «Представленность содержания образования в учебных планах, рабочих программах, учебно-методических комплексах, учебниках и учебных пособиях», то видео должно содержать в себе конкретный пример либо рабочей программы воспитателя детей дошкольного возраста с описанием деятельности по ее разработке, либо охватывать учебно-методический комплекс к одной из образовательных программ, используемых в современной практике дошкольной организации. Обучающиеся не только смотрят видеоматериал, но и письменно (или в любом другом, удобном для них формате) фиксируют ответы на поставленные вопросы. Вопросы могут быть следующие (при анализе календарно-тематического планирования в дошкольной организации):

— Оформление плана (титульный лист, список группы, режим дня, сетка занятий, комплекс утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, структура плана работы педагога на день);

— Содержание плана (соответствие темы занятия программе, чередование, название занятий, количество упражнений в комплексе, их дозировка, подбор для различных групп мышц);

— Разнообразие и повторяемость деятельности в утренний отрезок времени;

— Планирование занятий и других различных видов деятельности в соответствии с требованиями (название, тема, программное содержание, методы и приёмы, оборудование);

— Находит ли место индивидуальная работа на закрепление материала в повседневной жизни;

— Планируется ли организационно-мотивационный момент с детьми перед началом занятия, заготавливается ли необходимое оборудование;

— Есть ли место педагогической поддержке детской игры между занятиями;

— Разнообразие и повторяемость планирования различных видов деятельности на прогулке;

— Наличие всех составных частей прогулки, соответствует ли ее содержание возрасту детей;

— Планируется ли целевая прогулка. Есть ли вопросы к наблюдениям;

— Указываются ли в плане цель и задачи предполагаемой игровой деятельности детей;

— Указаны ли конкретно имена детей при проведении индивидуальной работы;

— Разнообразие и повторяемость планирования различных видов деятельности во 2-ой половине дня;

— Как планируется досуг и педагогическое сопровождение при подготовке к нему (тема, цель, содержание);

— Планирование совместного труда (организация детей, содержание работы, форма анализа, оборудование);

— Разнообразие планирования взаимодействия с родителями воспитанников.

По итогам просмотра видеоматериалов проводится обсуждение увиденного по предложенным вопросам. В беседе принимает участие максимальное количество обучающихся, при этом те, кто находится в удаленном доступе за персональным ПК обязательно включают камеры. Этим создается «эффект присутствия» каждого и «живого» общения в настоящий момент. Общее время обсуждения видео составляет примерно 10 минут. В завершении обязательно формулируется основная мысль, небольшой вывод, который позволяет обобщить высказанные позиции.

  1. Домашнее задание. Обязательный компонент любого занятия. Преподавателем перечисляются источники (литература или информационные ресурсы), которыми можно воспользоваться при выполнении домашней работы. Если необходимо составление и заполнение технологической карты занятия для детей дошкольного возраста, то проходит пояснение, уточнение правил, требований к ее оформлению. При этом, форма заполнения технологической карты, формулировки задания и другой материал одновременно оглашаются обучающимся и прикрепляются в чат учебного канала Microsoft Teams в виде документов. Общее время на данный вид деятельности составляет 9 минут.
  2. Подводится итог учебного занятия. Формулируются выводы, заслушиваются уточняющие вопросы обучающихся. Занятие завершается одновременно в учебной аудитории и в канале междисциплинарного курса на платформе Microsoft Teams. Время на заключение составляет 3 минуты.

Возможно, предложенная структура учебного занятия в системе среднего профессионального образования при смешанной форме обучения не выглядит инновационно, но придерживаясь именно ее, была отмечена продуктивность в работе обучающихся, проявление их активности и достаточно высокие показатели обученности на итоговом контроле знаний по МДК 05.02. Проектирование основного и дополнительного образования специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Литература:

  1. Логинова, А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения / А. В. Логинова. — Текст: непосредственный //Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — с.809–811. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16877/
  2. Меденкова, Г. В. Электронное обучение как инновационная педагогическая технология / Г. В. Меденкова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — с.121–122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12233/
  3. Морева, Н. А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 432 c.
  4. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах: учебник и практикум для академического бакалавриата/ И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 790 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978–5-9916–5527–9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/385570
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс] — URL: https://rg.ru/2020/12/22/rospotrebnadzor-post28-site-dok.html
  6. Указ мэра Москвы от 5 февраля 2021 года № 7-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ» [Электронный ресурс] — URL: https://rg.ru/2021/02/05/moscow-ukaz7-reg-dok.html
  7. Хуторской, А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2012. — 639 с.

Ключевые слова

среднее профессиональное образование, профессиональные компетенции, СПО, современный урок, смешанная форма обучения, изучение нового материала, платформа Microsoft Teams

Похожие статьи

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников

В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...

Инновационные образовательные технологии в инженерном образовании (на примере контекстного обучения в СПО)

В данной статье проиллюстрировано практическое применение контекстного обучения в системе среднего профессионального образования на примере специальности 15.02.05. Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании. Рассмотрены к...

Приёмы оценивания иноязычной языковой компетенции обучающихся среднего звена средствами технологии Plickers в смешанном формате обучения

В статье описан дидактический и практический потенциал интерактивной технологии Plickers в процессе контроля формирования иноязычной компетенции в смешанном формате обучения. Автор статьи описывает основные критерии формирования иноязычной компетенц...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Применение технологии Open Space при обучении иностранным языкам в вузе

В статье обсуждается возможность повышения эффективности формирования профессиональной иноязычной компетенции в вузе путем сочетания активных методов обучения и технологии Open Space, дается краткое описание технологии Open Space и вариант ее адаптац...

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматрив...

Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Похожие статьи

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников

В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...

Инновационные образовательные технологии в инженерном образовании (на примере контекстного обучения в СПО)

В данной статье проиллюстрировано практическое применение контекстного обучения в системе среднего профессионального образования на примере специальности 15.02.05. Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании. Рассмотрены к...

Приёмы оценивания иноязычной языковой компетенции обучающихся среднего звена средствами технологии Plickers в смешанном формате обучения

В статье описан дидактический и практический потенциал интерактивной технологии Plickers в процессе контроля формирования иноязычной компетенции в смешанном формате обучения. Автор статьи описывает основные критерии формирования иноязычной компетенц...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Применение технологии Open Space при обучении иностранным языкам в вузе

В статье обсуждается возможность повышения эффективности формирования профессиональной иноязычной компетенции в вузе путем сочетания активных методов обучения и технологии Open Space, дается краткое описание технологии Open Space и вариант ее адаптац...

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматрив...

Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...