Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обусловлено её потенциально важной ролью в социально-экономическом развитии муниципалитетов. В этой статье рассмотрены основные проблемы, которые возникают при осуществлении молодежной политики на муниципальном уровне, на основании анализа научных статей, нормативных и правовых актов по вопросам формирования и реализации молодежной политики. Сформулирован вывод о необходимости совершенствования существующих подходов к процессу реализации программ молодежной политики на местном уровне.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, муниципальное образование, муниципальная молодежная политика, муниципальное управление, муниципальная программа.
Молодежная политика государства является не только одним из главных направлений деятельности государства, но также основополагающим обстоятельством множества сторон социально-экономической и политической жизни в Российской Федерации. Молодежь всегда являлась стратегическим ресурсом, основным источником инноваций и движущей силой.
Реализация молодежной политики происходит на всех уровнях власти по приоритетным направлениям. Такая политика в Российской Федерации реализуется не только на федеральном и региональном, но и на муниципальном уровне. Молодежное направление, осуществляемое на муниципальном уровне, должно иметь четкие цели, задачи и эффективные пути реализации. Разработка молодежной политики является важнейшей ступенью в формировании благоприятных условий жизнедеятельности и развития молодого поколения, и как следствие ‒ ключевым фактором развития территорий. Это так же важно для обеспечения развития и самореализации личности молодых людей, развития молодежных организаций, движений и объединений.
Для разработки эффективной молодежной политики необходимо опираться на социально-демографические характеристики молодежи как социальной группы. Она характеризуется, прежде всего, стремлением к получению высшего образования, что, в первую очередь, продиктовано вступлением человека в эпоху постиндустриального общества, в котором первостепенную роль в жизнедеятельности играют знания и информация [1].
Основываясь на статистических данных Росстата (Федеральная служба государственной статистики), на 01.01.2020 г. доля молодых людей от общего числа населения страны (146,7 млн человек) составляет 17,31 %, т. е. 24 300 тыс. чел., динамика последних лет показывает снижение численности. При этом молодых людей в возрасте 15–19 лет — 6 330 тыс. чел.; 20–24 года — 7 455 тыс. чел.; 25–29 лет — 10 515 тыс. человек [2].
На сегодняшний день созрел социальный слой населения крайне важный для государства, поскольку молодежь — это те люди, которые придут на смену действующему в данный момент поколению. Это энергичная и прогрессирующая социальная группа, которая представляется генератором и источником перемен в стране, а также имеющее новые взгляды и интересы. Молодое поколение принимает участие во всех сферах жизни и является гарантом социально-экономической стабильности. В этой связи потенциал молодёжи, а также степень его соответствия потребностям страны и сложившимся условиям обуславливаются эффективностью молодежной политики
Несмотря на это, жизненные установки молодежи не всегда и не во всем соответствуют потребностям государства. При этом остаются неопределенными система построения, механизмы осуществления, методы оценки эффективности молодежной политики. Работа с молодежью характеризуется ситуативностью и противоречивостью [3].
Назрела острая необходимость в пристальном внимании к молодежи со стороны государства, для системного разрешения ее проблем, что связано с поиском новых путей и форм стимулирования политической и правовой активности молодого поколения, разработкой новой концепции формирования политической и правовой культуры молодежи с целью трансформации её активности в социально-полезном направлении [4].
На сегодня процесс реализации муниципальной молодежной политики проводится недостаточно эффективно и требует внесения определенных корректировок. Молодежная политика несовершенна, пока не выстроены действенные механизмы вовлечения молодежи в приоритетные инновационные проекты в регионе. К тому же из-за неэффективности программ по молодежной политике приводят большое количество социально-экономических проблем в молодежной среде: сокращение трудовых ресурсов, демографические проблемы, обеспечение жильем, доступность образования. Молодёжь обладает значительным потенциалом — мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, который не всегда используется в полной мере.
Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. На муниципальном уровне формируется целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая создает возможности регулирования процессов молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей [5].
В качестве инструмента реализации молодежной политики на местном уровне используется участие молодежи в процессах принятия решений местными органами власти через консультирование или создание молодежных парламентов, участие в работе студенческого самоуправления, общественных объединений, в том числе молодежных организаций при взаимодействии с политическими партиями, местными органами власти.
Мероприятия по осуществлению работы с детьми и молодежью реализуются во всех муниципальных образованиях. Для исполнения данных мероприятий в органах местного самоуправления, а именно в местной администрации, создаются отделы (комитеты, управления) по делам молодежи, организационная структура и штатная численность которых определяется в зависимости от численности молодежи, проживающей на территории муниципального образования и степени отдаленности от центра субъекта Российской Федерации.
Молодежная политика в муниципальных образованиях Тверской области осуществляется через органы местного самоуправления, на которые в соответствии с п.34 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложены функции по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью, при участии молодежных и детских общественных объединений, иных юридических и физических лиц [6].
Работа с молодежью и реализация муниципальной молодежной политики на территории Калининского района Тверской области является одним из приоритетных направлений деятельности законодательной и исполнительной власти Калининского района. В настоящий момент на территории муниципального образования проживает 11377 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 22 процента от всего населения.
Отдельно можно выделить инструмент реализации молодежной политики как программно-целевой подход, который предусматривает формирование и реализацию муниципальных программ. Указанные программы в сфере муниципальной молодежной политики можно разделить на приоритетные направления:
— развитие физической культуры и спорта;
— поддержка молодежного творчества;
— формирование правовой культуры и профилактика правонарушений среди детей и молодежи;
— духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
— формирование здорового образа жизни, предотвращение негативных явлений в молодежной среде;
— развитие кадрового потенциала молодёжи;
— поддержка общественных социальных инициатив.
— развитие общественной активности и вовлечение всех групп молодёжи в социальную практику;
— организация мер поддержки и социальной адаптации отдельных категорий молодёжи (молодые семьи, молодые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).
Ответственным за реализацию молодежной политики на территории муниципального образования в администрации Калининского района является Комитет по делам культуры, молодежи и спорта администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район».
Функциями Комитета являются:
— разработка и после утверждения реализация программы и планов мероприятий развития в сфере культуры и молодежной политики, физической культуры, спорта на территории Калининского района;
— осуществление координации и руководство по реализации муниципальных программ и проектов в сфере культуры, молодежной политики и спорта;
— выполнение иных функций в сфере культуры, спорта и молодежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Тверской области, муниципальными правовыми актами муниципального образования Тверской области «Калининский район».
В настоящее время большое значение приобретает работа администрации Калининского района и комитета по делам культуры, молодежи и спорта администрации по принятию стратегии развития Калининского района на долгосрочную перспективу и разработку программы «Развития культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район». Важным направлением является разработка показателей для составления проекта бюджета Калининского района, к которым относятся: посещаемость мероприятий, количество и качество проводимых мероприятий, количество вовлечения населения в проводимые мероприятия, роль мероприятий в профилактике правонарушений [7]. В Калининском районе созданы условия для всестороннего развития молодежи, её активного отдыха. Успешно реализуются программы, направленные на улучшение качества жизни молодых людей. Постоянно совершенствуется нормативно-правовая база в области молодежной политики муниципального образования.
В Калининском районе создана модель государственной молодежной политики, которая позволила достичь определенных результатов:
— сформированы условия для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи;
— сложилась система формирования культуры здорового образа жизни, охраны здоровья молодых граждан путем проведения разного рода спортивных и иных мероприятий.
Все это позитивно сказывается на подрастающем поколении и молодежи, постоянно проживающей на территории района. Однако существует ряд проблем, препятствующих реализации молодежной политики и не позволяющих в полной мере организовать полноценную работу, направленную на получение высоких результатов:
— недостаточный уровень бюджетного финансирования;
— отсутствие комплексной реализации молодежной политики;
— отсутствие и недостаточный уровень квалифицированных кадров, нехватка местных институтов признания заслуг работников культуры и спорта со стороны региональных властей;
— отсутствие планомерно поставленной работы с молодежью и молодыми семьями;
— недостаточное количество общедоступной социальной инфраструктуры.
Модернизация механизма реализации молодежной политики возможно при решении ряда задач, одна из которых является разработкой стратегии развития Калининского района, которая будет учитывать данные мониторинга изучения общественного мнения, связь с общественностью, а также использовать динамику экономических и социальных факторов, включая демографические. Данные стратегии позволят задать ориентир для работы с молодым поколением и будут способствовать разработке системы мер улучшения общественной самоорганизации и проявления молодежных инициатив во всех сферах жизнедеятельности местного сообщества.
Совершенствование молодежной политики невозможно без квалифицированных кадров. Необходимо предусмотреть систему мер поддержки специалистов направления молодежной политики в муниципальных образованиях, в процессе реализации которой должно происходить постоянное пополнение отраслевых органов молодыми квалифицированными работниками и обеспечиваться их непрерывный профессиональный рост.
Сложившиеся обстоятельства указывают на то, что необходимо развитие существующих подходов в процессе разработки и реализации программ молодежной политики. Таким образом, несмотря на то, что молодежная политика сегодня оформлена в нормативном и организационном поле, необходимо внедрение дополнительных мер, направленных на укрепление региональных механизмов молодежной политики, что позволяет полноценно развиваться муниципальной молодежной политике в едином направлении с «Основами государственной молодежной политики в Российской Федерации». Необходимо добиться главного результата совершенствования молодежной политики: формирования и реализации потенциала молодых людей в муниципальном образовании и, как следствие, увеличение вклада молодёжи в развитие своей территории.
Литература:
- Сергеев Р. В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 1.
- Иванов Р. В. Региональная молодежная политика: экспертный анализ / Р. В. Иванов // Социология. 2021. № 1. С. 93–102.
- Касьяненко А. А. Механизмы реализации государственной политики на примере молодежной политики / В сборнике: Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 188–192.
- Войтенко Е. И. Теоретические аспекты осуществления молодежной политики на территории муниципального образования / Е. И. Войтенко, К. Ю. Коновалова // Научные Известия. — 2019. — № 17. — С. 31–39.
- Стопычева В. В., Шаповал Ж. А. Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне / В. В. Стопычева, Ж. А. Шаповал // Современные тенденции развития науки и технологий. ‒ 2015. ‒ № 4–3. ‒ С. 147–154.
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс».
- Муниципальная программа Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Развитие культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики в муниципальном образовании Тверской области «Калининский район» на 2018–2023 годы»