Российское агропромышленное производство в целом и сельское хозяйство, как основа агропромышленного комплекса имеет особую значимость в экономике государства. В современной мировой практике становления экономики, большое распространение получили целевые программы развития, которые являются выражением нового качественного состояния сферы агропромышленного комплекса в России. Системный подход считается важным инструментом выхода сферы агропромышленного комплекса из кризиса, обеспечения стабилизации и последующего развития агропромышленного производства. Целью данной статьи является разработка методических подходов к оценке эффективности реализации целевых программ развития агропромышленного комплекса. Рассмотрены пути повышения эффективности управления агропромышленного комплекса в следствие использования системного подхода.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, системный подход, системный анализ, преимущества системного подхода, инновационные процессы, целевые программы развития агропромышленного комплекса.
Агропромышленный комплекс (АПК) является крупнейшим межотраслевым комплексом, который включает в себя некоторые отрасли экономики, ориентированные на производство, переработку и получение продукции из сельскохозяйственного сырья.
На сегодняшний день существует необходимость системного подхода к анализу проблем развития сферы АПК ввиду недостаточной финансовой обеспеченности в отраслях сельскохозяйственной направленности.
И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин предлагают рассматривать системный подход как направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы [8, с.65].
В системе АПК условно можно выделить три подсистемы:
- Отрасли, создающие средства производства для сельского хозяйства;
- Сельское хозяйство (отрасли растениеводства и животноводства) и лесное хозяйство.
- Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК [3, с.133].
Для управления деятельностью предприятия, следует осуществить исследование взаимосвязей подсистем и исходя из этого создавать модели объекта управления. Эксперименты с образованной моделью позволят определить пути развития сферы АПК. Системный подход управления АПК базируется на том, что процесс построения планов децентрализованного и диверсифицированного сельскохозяйственного производства зависят от интересов взаимодействия производственных единиц или подсистем АПК. На сегодняшний день такой подход возможен благодаря компьютерным технологиям и наличию централизованных систем [4, с.223].
Формирование программ развития в сфере АПК даст возможность максимально эффективно применять имеющиеся конкурентные качества, регулировать формирование сельского хозяйства на всех уровнях — от районов до федеральных округов. Для этого необходимым становится предельно изучить климатические возможности ареалов, применять достоинства географического положения России на пересечении основных транспортных и железнодорожных путей, содействовать формированию инициатив и сельского предпринимательства. Решение этих различных по размеру и содержанию задач требует нового, системного и продуманного подхода к агротерриториальному развитию.
Одной из составляющих системного подхода считается создание целевых программ развития сельского хозяйства федерального, муниципального и отраслевого уровня. Программы развития широко применяются на уровне интегрированных предприятий АПК: холдингов, корпораций, агрофирм. Программы развития представляют собой комплекс мероприятий, целей и задач, направленных на решение глобальной государственной проблемы. Инструментами создания программы развития можно считать: сведения о формировании сельского хозяйства, функции управления, способы достижения результатов, нормативно-законодательная база.
Также в настоящее время в стране наблюдается проблема импортозамещения продовольствия. Данную проблему помогут решить созданные целевые программы развития, которые являются важным средством реализации аграрной политики страны [2, с.174].
Разработка целевых программ в сфере АПК обусловлена сложившимся состоянием сельского хозяйства страны. Агропромышленная политика сегодня направлена на то, чтобы агропродовольственная сфера стала высокоэффективна и конкурентоспособна. Системный анализ позволяет определить, что каждая система имеет множество составляющих, которые представляют единое целое. Каждая система взаимодействует с окружающей средой [5, с.201].
В настоящее время важно определить вектор развития предприятий аграрной сферы. Для всего аграрного сектора необходимым становится решить задачи обоснования управленческих решений, оценки итогов работы деятельности аграрного производства, разработки стратегии контроля за эффективностью применения ресурсов [6, с. 17].
Преимущества системного подхода:
1) Формирование условий, необходимых для комплексного исследования;
2) Обоснование системы поиска решений, направленных на развитие предприятий АПК;
3) Формирование объективной оценки результатов деятельности предприятий АПК;
Системный подход к анализу работы предприятий АПК применяется при поиске решений хозяйственных задач. Ранжирование по эффективности полученных вариантов, позволяет определить максимально рациональные управленческие решения. Существует ряд уже раскрытых аспектов методологии системного анализа. Один из них — сравнение затрат с конечными результатами. Нами предлагается рассмотреть системный анализ как исследование проблемы в целом, используя количественные методы.
Существует необходимость максимально эффективно применять имеющиеся конкурентные преимущества и управлять развитием сельского хозяйства на всех уровнях — от районов до федеральных округов. В особенности принципиальным становится максимально раскрыть агроклиматический потенциал регионов, применять достоинства географического положения России на пересечении важнейших транспортных путей, способствовать развитию инициатив и сельского предпринимательства.
Решение этих разных по объему и содержанию задач требует нового, системного и продуманного подхода к агротерриториальному развитию. Здесь можно выделить три ключевых уровня, для каждого из которых характерны свои механизмы агротерриториального развития:
Рис. 1. Уровни агротерриториального развития
Одним из самых масштабных проектов, требующих значительного интереса со стороны страны, это Агрокоридоры. Подобные проекты ориентированы на всеохватывающее становление в некоторых регионах, сопряженных общей логистикой — от изготовителя и переработчика сельскохозяйственной продукции к покупателю или же экспортеру. Целевое формирование транспортной инфраструктуры дает возможность заинтересовывать инвесторов, то есть привлекать дополнительные вложения в производство агропродукции, постройке мощностей по переработке и сбережению. Агрокоридоры — это линейные агломерации длинной в сотни и тысячи километров, обеспечивающие ускоренное становление всех отраслей АПК. Агрокоридоры гарантируют становление не только сельских земель, но и небольших и средних городов, находящихся в зоне их важности.
Главную проблему в регионе решают агрокластеры, представляющие собой составление сети по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, формирование кооперации и горизонтальных связей. Цепь агрокластеров имеет возможность формировать основу с целью постройки агрокоридора;
Агропромышленные парки гарантируют подъем производительности сельского хозяйства региона посредством увеличения доли добавленной стоимости продукта благодаря глубокой переработки, эффективного хранения, наилучшего доступа к реализации.
Особые агроэкономические зоны являются механизмом ускоренного формирования перспективных, однако недоинвестированных сельскохозяйственных ареалов. То есть, это конкретные земли, в пределах которых инвестирующие меценаты получают льготный регуляторный порядок.
Одним из главных инструментов для вложения инвестиций в сельское хозяйство могут стать центры развития агробизнеса. Их задача никак не ограничивается обучением молодых предпринимателей основам агробизнеса. Основная задача подобного центра предполагает продемонстрировать, какие тенденции инвестиционных средств в аграрное производство более привлекательны, обеспечить инвесторов высококачественной профессиональной технологической экспертизой. Центры должны упрощать предпринимателям доступ к банковским либо лизинговым средствам, государственной поддержке, переработке, хранению и сбыту готовой продукции.
В реальное время стало понятным, что комплексный характер потребностей сельской территории в инфраструктурных услугах в будущем объясняет, на первый взгляд, надобность универсализации и интеграции инфраструктурных объектов и секторов экономики, функционирующих на сельских землях, и в то же время, имеется потребность интенсификация специализации, расширение обособленности некоторых инфраструктурных сфер, относительно специфичности ареалов.
Для того, чтобы решить данную проблему, нужно начинать обновление производственного механизма, элементами которого считаются [1, с.105]:
– подразделения производственного сервиса (агротехнические и ремонтно-технические службы, службы переработки и заготовки и т. д.);
– службы воспроизводства производственного процесса (агрохимической службы, службы защиты растений, племенного дела, мелиорации, ветеринарной службы и другие);
– службы особого назначения (организации по заготовке и сбыту, материально-техническому снабжению и другие).
Отдельные подразделения и службы, имея ограниченные полномочия, в реальное время работают, а необходимость возобновления иных обсуждается либо совершаются попытки к их реализации.
С целью стабильного развития отрасли, кроме данных служб следует создать новую службу, в функции которой, на наш взгляд, должно входить организация таких процедур как обучение работников, инвестиционные и кредитные операции, информационное обслуживание и другие. Особенно необходимо обозначить, что одной из главных функций этой службы является инновационное обслуживание агропромышленного комплекса, соответственно инновационная система отрасли должна быть составляющей частью данной службы.
На значимость формирования оперативно функционирующей инновационной службы показывает наблюдающаяся в последние десятилетия в экономике индустриально цивилизованных государств направление, заключающееся в том, что главными обстоятельствами финансового роста становятся не основной капитал и фонды производства, а знания и свежие идеи, которые обеспечивают производство интеллектуального, конкурентоспособного продукта высочайшего качества. Благодаря инновационной деятельности увеличиваются темпы экономического роста посредством применения действенных механизмов получения, передачи и продвижение в хозяйственную деятельность современные достижения науки и техники. Следовательно, происходит рост технического и технологического оснащения производства, повышение конкурентоспособности различных секторов экономики, улучшается производительность регулирования на всех уровнях, видоизменяются финансовые отношения и формы хозяйствования и т. д. Все это говорит о том, что инновационная деятельность является неотъемлемой частью экономики, направленной на улучшение всевозможных сторон ее функционирования [7, с.102].
Таким образом, в настоящее время научно-исследовательская и инновационная деятельность является важнейшей основой для обеспечения стойкого финансового подъема и конкурентоспособности экономики как государства, так и региона в целом.
В век научно-технического прорыва, во всем мире с каждым годом происходит совершенствование производственного процесса, что приводит к увеличению числа внешних факторов, воздействующих на него. Ввиду этого, возникает необходимость в стратегическом планировании, а также в формировании методов системного анализа для обоснования управленческих решений.
При решении задач, возникающих в процессе управления предприятием, прослеживается двойственность целей, которые нуждаются в спецификации, и их ранжировании. Установление стратегии позволит определить уровень достижения установленной цели.
Развитие инфраструктурной составляющей на федеральном уровне способствует формированию благоприятной среды. На региональном и районном уровнях необходима государственная помощь, понятная и публичная для каждого.
Долгосрочные программы развития дают возможность гарантировать привлечение инвестиций в АПК, образовать единую государственную поддержку отрасли, модернизировать парк сельскохозяйственной техники. Системный подход к агротерриториальному развитию является главным элементом долгосрочного, стратегического успеха в формировании агропромышленного комплекса в России.
Литература:
- Агропромышленный комплекс КБР: настоящее и будущее /Научное издание [Текст] / Ашабоков Б. А., Жеруков Б. Х., Шахмурзов М. М., Кожоков М. К., Берова Ф. Ж., Шафиева Э. Т., Буздов З. З., Созаева Л. Т., Балаева Л. М., Загазежева И. В. — Нальчик: КБГСХА, 2010. — 118 с.
- Боброва Е. А. Формирование концепции развития программно-целевого подхода в управлении затратами предприятий апк // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 8–1. — С. 173–178;
- Козлов В. Д., Мордовченков Н. В., Николенко П. Г., «Развитие инфраструктуры АПК в условиях государственного регулирования экономики» 2014.
- Косякова Л. Н., Магомедмирзоева Д. Я. Методологические подходы системного анализа в управлении инвестиционно-инновационными процессами в АПК // Известия спбгау. 2015. № 39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-sistemnogo-analiza-v-upravlenii-investitsionno-innovatsionnymi-protsessami-v-apk
- Тихомирова О. Г. Управление проектом: комплексный подход и системный анализ: Монография. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 301 с.
- Шамина Л. К. Теоретические аспекты функционирования инновационных процессов. — спб.: Наука, 2008. — 85с
- Шафиева Э. Т. Системный подход в программно-целевом управлении животноводческой отрасли АПК региона // novainfo.Ru. — 2016 г. — № 55. —С. 101–103. URL: https://novainfo.ru/pdf/055–2.pdf
- Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. –М.:Наука, 1973–270 с.