Стратегия развития АПК в целях обеспечения его экономической безопасности
Автор: Кулагина Наталья Александровна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 4174 раза
Библиографическое описание:
Кулагина, Н. А. Стратегия развития АПК в целях обеспечения его экономической безопасности / Н. А. Кулагина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/535/ (дата обращения: 17.12.2024).
В последние годы, особенно в условиях глобализации экономики, все больше внимания уделяется вопросам обеспечения экономической безопасности страны. Отечественными учеными предложена классификация элементов системы экономической безопасности, определены критерии и пороговые значения основных показателей развития России в целях обеспечения экономической безопасности, рассмотрены основные угрозы и представлены особенности их учета для той или иной составляющей системы экономической безопасности. При этом, одним из важнейших элементов в данной системе отведено продовольственной безопасности.
Развитие отечественной аграрной науки в настоящее время направлено на решение проблем повышения эффективности использования ресурсного потенциала, роста продуктивности животных, повышение урожайности основных видов сельскохозяйственных культур, ресурсосбережению, совершенствованию кадрового потенциала и т.д. Однако все разработки увязываются с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны и обеспечения конкурентоспособности отечественного сельскохозяйственного производства в условиях вступления ВТО. При этом, недостаточно внимания уделяется методическим и практическим разработкам обеспечения экономической безопасности агропромышленного комплекса, а именно, продовольственная безопасность страны не может быть обеспечена если сельскохозяйственные производители и перерабатывающие предприятия не выработали единый эффективный механизм организационно-экономических взаимосвязей, а уровень государственной поддержки не приводит к повышению самообеспечения в основных видах продуктах питания.
Кризисное состояние российского АПК предопределяет переход проблем обеспечения экономической безопасности из теоретически дискуссионной в практическую плоскость, что вызывает необходимость разработки четкой стратегии обеспечения экономической безопасности АПК.
Следует отметить, что главной целью экономической безопасности АПК должно быть обеспечение такого уровня развития производственно- экономических отношений в системе «снабжение → производство → переработка → сбыт продукции», при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества.
Оценка экономической безопасности АПК базируется на системе индикаторов, которые, по нашему мнению, должны группироваться в зависимости от участников взаимоотношений в системе аграрного производства.
Как известно, в системе АПК выделяют несколько сфер:
- отрасли, обеспечивающих агропромышленный комплекс средствами производства, а также занятых производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства;
- предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;
- предприятия, обеспечивающие первичную доработку сельскохозяйственного сырья, ее заготовку и хранение, а также вторичную переработку сырья и доведение его до готовности для реализации населению.
Особое внимание при разработке критериев и пороговых значений индикаторов оценки экономической безопасности АПК следует уделить второй сфере, так как от результатов финансово- хозяйственной деятельности данных субъектов бизнеса зависит положения РФ как мировом, так и на отечественном рынке продовольствия, что отражае6тся на уровне жизни населения.
В целях обеспечения продовольственной безопасности следует осуществлять мониторинг угроз для обеспечения экономической безопасности АПК на всех уровнях развития экономики: федеральном, региональном, уровне местного самоуправления, на уровне домашних хозяйств. С этой целью необходимо разработать инструментарий анализа, который должен учесть особенности каждой из сфер АПК, с детальным описанием пороговых значений совокупности показателей. Так, например, для сферы пищевой промышленности в качестве таковых показателей могут быть использованы: уровень загрузки производственной мощности в целом и при обеспечении полной окупаемости затрат, критический уровень цены, средний радиус доставки сырья, объем сырья, необходимый для переработки единицы продукции и т.д.
В тоже время особое место в системе обеспечения экономической безопасности АПК должно занять государство, которое через разработку государственных целевых программ реализует аграрную политику. Только, государственная поддержка на наш взгляд, позволит сфере АПК обеспечить расширенное воспроизводство и обеспечить растущие потребности населения страны в качественных продуктах питания.
По нашему мнению повышение экономической безопасности АПК в первую очередь возможно за счет совершенствования системы управления региональным аграрным сектором. Данная проблематика достаточно широко освещена в разработках отечественных ученых (Алтухова А.И., Малыша М.Н., Милосердова В.В., Миндрина А.С., Никонова А.А., Оглоблина Е.С., Панковой К.И., Романова А.С., Ушачева И.Г. и др.), однако следует учесть, что конкурентоспособность отечественного аграрного производства и обеспечение его экономической безопасности зависят, прежде всего, от состояния региональных АПК.
Недостатком действующей стратегии развития АПК РФ является неопределённость приоритетов. С одной стороны, имеется потенциал. С другой, не учитывается взаимосвязь элементов экономики. Так, развитие АПК региона способно дать толчок ряду отраслей народного хозяйства: пищевой промышленности, производству минеральных удобрений, машиностроению, образованию, строительству, транспорту и связи. Таким образом, возникают предпосылки решения ряда социальных вопросов. Следовательно, необходимо активно развивать АПК. Это создаст дополнительные рабочие места, увеличит миграцию жителей из городов в сёла, далее возрастёт доступность жилья, повысится рождаемость и увеличится продолжительность жизни.
Отсутствие стратегичности в системе управления АПК не дает эффективно использовать имеющийся в аграрном секторе производственный потенциал, который в настоящее время характеризуется низким уровнем модернизации техники и технологии, недостаточной инвестиционной активностью. Не используется потенциал экономического механизма государственного управления. В области нет научно обоснованной нормативной базы расчета финансовой поддержки сельского хозяйства, действующая финансово-кредитная система не обеспечивает необходимый уровень привлечения финансовых средств в аграрную сферу региона.
По нашему мнению, совершенствование системы управления в региональном АПК в целях повышения его экономической безопасности, должно способствовать решению следующих задач:
- развитию производственной кооперации вдоль технологических цепочек АПК и в сфере реализации готовой продукции;
- установлению долговременных партнерских отношений между сельскими товаропроизводителями и предприятиями пищевой промышленности, а также кредитно – финансовыми учреждениями через развитие товарного кредита и финансового лизинга;
- улучшению инвестиционных условий в АПК, концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития этого комплекса;
- внедрению прогрессивных технологий в сельскохозяйственное производство, технологическому обновлению пищевой промышленности;
- развитию рыночной инфраструктуры в АПК;
- совершенствованию организации закупок и поставок продовольствия в федеральный и региональный фонды.
Также при разработке стратегии развития отечественного АПК в целях обеспечения его экономической безопасности следует уделить оптимизации структуры сельскохозяйственного производства.
Оптимизация сельскохозяйственного производства предполагает определение состава и размеров отраслей, оптимальное их размещение на территории отдельного сельскохозяйственного предприятия, муниципального образования, региона и страны в целом. При этом, каждая отрасль сельскохозяйственного производства характеризуется определенными пропорциями и системой взаимоотношений внутри ее, что отражает совокупность отраслей в разрезе конкретной природно-климатической зоны и региона.
В тоже время практическое использование мероприятий по совершенствованию структуры требует проведение дополнительного анализа с использованием комплексного и системного подхода более мелких иерархических единиц: в районе- по предприятиям; в области- по зонам и районам. Поэтому необходимо выстроить четкую иерархию и провести систематизацию всех уровней структуры конкретного сельскохозяйственного производителя до региона в целом.
При формировании оптимальной структуры сельскохозяйственного производства региона следует учесть влияние следующим факторам: природным, экологическим, демографическим, технологическим, инфраструктурным. Так, например, при идентичных условиях (наличие техники, квалифицированных работников, необходимых финансовых ресурсов и т.д.) урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность сельскохозяйственных животных выше в тех регионах, где почвенно- климатические условия наиболее полно раскрывают свой биологический потенциал. Таким образом, следует учитывать специализацию сельскохозяйственного производства.
Оптимальная структура сельскохозяйственного производства предполагает наличие гарантированных рынков сбыта, поэтому немаловажное значение играет наличие перерабатывающей промышленности, позволяющей своевременно переработать скоропортящуюся продукцию. Таким образом, при создании оптимальной структуры сельскохозяйственного производства следует учесть развитие кооперации, концентрации и интеграционных связей.
Решающим моментом в создании оптимальной структуры сельскохозяйственного производства является выделение структурных параметров на основе четко определенных критериев, которые могут быть объединены в следующие группы.
Экономические критерии: взаимовыгодность (отрасли должны способствовать эффективному взаимному функционированию); взаимодополняемость (ряд отраслей могут наиболее полно проявить свой потенциал при определенных количественных и качественных значениях структурных элементов внутри ее самой или других отраслей); рыночный спрос на продукцию.
Экологические критерии определяют экологическую устойчивость отраслей, вступающих во взаимодействие: стремление к бездефицитному балансу гумуса в почве; оптимальная утилизация отходов растениеводческой продукции; экологическая совместимость отраслей; оптимум экологической нагрузки; возможность производства «чистой» продукции на радиоактивно зараженных территориях (например, применение ферроцинсодержащих препаратов на территории юго-западных районов позволяет получать экологически чистые молоко и мясо КРС);
Критерии продовольственной безопасности: достаточность объемов производства сельскохозяйственной продукции для удовлетворения населения в жизненно- необходимых продуктах питания; разнообразие производимой продукции по видам, качеству, что является основой сбалансированного питания населения по основным его элементам.
Критерии обеспечения экономической безопасности АПК: обладание финансовой устойчивостью и платежеспособностью сельскохозяйственных предприятий; обеспечение конкурентоспособности производимой продукции; уровень государственной поддержки в покрытии производственных затрат; рентабельность в разрезе отраслей без учета и с учетом уровня государственной поддержки; превышение темпов роста оплаты труда по сравнению с темпами роста производительности труда; снижение уровня износа сельскохозяйственной техники; повышение продуктивности животных и урожайности сельскохозяйственных культур в целях самообеспечения по видам продукции.
Таким образом, создание оптимальной структуры сельскохозяйственного производства должно быть направлено на ликвидацию структурных диспропорций и повышение на этой основе эффективности сельскохозяйственного производства муниципального образования, региона и страны в целом.