Теоретические основы аграрной политики государства с точки зрения продовольственной безопасности
Авторы: Михайлушкин Павел Валерьевич, Баранников Антон Александрович
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, февраль 2013)
Статья просмотрена: 1018 раз
Библиографическое описание:
Михайлушкин, П. В. Теоретические основы аграрной политики государства с точки зрения продовольственной безопасности / П. В. Михайлушкин, А. А. Баранников. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/75/3093/ (дата обращения: 23.11.2024).
В настоящее время перед всем человечеством в общем и нашей страной в частности стоит очень сложная проблема – проблема продовольственной безопасности.
Население нашей страны не обеспечивается нормальным уровнем питания. По оценочным данным, суточное потребление на одного человека в России составляет в среднем 2200 ккал (2590 ккал – в 1990 году). В США и ЕС уровень калорийности питания составляет 3500–3600 ккал. При этом по международной классификации Всемирной продовольственной организации (ФАО), питание на уровне 2150 калорий характеризует условия постоянного недоедания. Нормальным же уровнем для человека является 2600 ккал.
Дефицит потребления продовольствия за последние годы по сравнению с научными нормами потребления наблюдается по мясу, рыбе, молоку, яйцу и картофелю. Нехватка продовольствия покрывается за счет импорта.
По сравнению с экономически развитыми странами потребление продовольствия в России пока недостаточно, а по некоторым видам продукции (мясо, молочные продукты, фрукты) имеет тенденцию к снижению.
В настоящее время уровень потребления мяса на душу населения в США и Франции составляет 110–120 кг, в России – 78, Краснодарском крае – 80 кг; молочных продуктов в США – 300 кг, Франции – 420 кг, России – 230 кг, Краснодарском крае – около 235 кг.
Сегодня население России стало меньше потреблять мяса, молочных продуктов, рыбы, картофеля и фруктов. Одновременно резко вырос импорт продовольствия, который достигает в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге от 40 до 75% по отдельным продуктам.
Страна вынуждена увеличивать закупки продовольствия за рубежом. Сегодня более 30% продовольствия, потребляемого в России, составляет импорт. Он тормозит развитие отечественного сельского хозяйства, отнимает у него значительную часть внутреннего продовольственного рынка, способствует перекачке доходов отрасли за рубеж.
Следовательно, актуальной задачей в улучшении продовольственной безопасности России сегодня является изменение внешнеэкономической, а точнее таможенной, политики в отношении закупаемого импортного продовольствия. Только в этом случае можно обеспечить спрос на отечественную продукцию, добиться реального роста российского аграрного сектора экономики [1].
Зависимость от импорта стала серьезной угрозой продовольственной безопасности России, то есть способности страны обеспечивать продуктами питания население за счет собственных ресурсов. Поэтому дальнейшее развитие сельского хозяйства в условиях рыночных отношений невозможно без усиления роли государства и поддержки этой важнейшей сферы экономики.
Высокая и во многом необоснованная импортная зависимость страны по отдельным видам продовольствия существенно снижает ее экономическую безопасность, так как крупномасштабные зарубежные закупки продуктов питания и сырья для их производства дополнительно усиливают давление на ограниченные валютные ресурсы в условиях роста внешней задолженности. Кроме того, возрастающий импорт продовольствия ведет к тому, что страна все в большей степени вынуждена расплачиваться за него невозобновляемыми природными ресурсами и ослаблением своей роли в мировой экономике. Импортируя продовольствие за счет разорительной продажи своих природных ресурсов, Россия в определенной мере финансирует не отечественных, а зарубежных товаропроизводителей [2].
В странах, входящих в ВТО, аграрная политика ориентирована на защиту национального сельхозтоваропроизводителя. Во многих странах мира широко применяется обязательное дотирование сельского хозяйства. Например, в США уровень государственной поддержки сельского хозяйства ежегодно составляет 79 млрд. долл., в Японии – 47, в странах Евросоюза – 95. В Евросоюзе на 1 га пашни ежегодно на эти цели выделяют до 400 долл., тогда как в России – 10 долл., то есть разница составляет почти 40 раз не в пользу российского сельхозтоваропроизводителя.
Зарубежные компании и фирмы для расширения рынков сбыта своей продукции широко практикуют демпинг: цены, по которым импортируется продовольствие в Россию, ниже внутренних в 3–4 раза. Товарная интервенция против России стала одной из причин спада отечественного сельскохозяйственного производства, снижения его доходности и конкурентоспособности, занятости сельского населения.
Поэтому мы считаем, что вступление России в ВТО будет способствовать улучшению ситуации в отечественном АПК, а следовательно, и в обеспечении продовольственной безопасности, для чего необходимо в переговорном процессе закрепить за собой права по поддержке отечественного сельхозпроизводителя и защиты своего аграрного рынка от засилья импорта. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка РФ предполагаемый объем ежегодной поддержки ВТО сельскому хозяйству России составит 10–12 млрд. долл. США, что в несколько раз превышает государственные расходы на развитие сельского хозяйства, предусмотренные в бюджете страны.
Ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют меры, направленные, во-первых, на обеспечение роста реальных доходов населения, повышение его жизненного уровня; во-вторых, на устойчивое развитие и функционирование агропродовольственного сектора экономики страны; в-третьих, на эффективное регулирование внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, и прежде всего их импорта, с целью защиты внутреннего продовольственного рынка, экономических интересов отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции. При этом развитие агропродовольственного сектора экономики должно стать одним из основных приоритетов социально-экономической политики государства, так как надежное продовольственное обеспечение населения невозможно без устойчивого функционирования агропромышленного комплекса страны и продовольственного рынка.
Улучшению продовольственной безопасности будет способствовать проведение мониторинга аграрной сферы экономики с использованием критериев продовольственной безопасности не только в стране, но и в отдельных регионах, кадровое обеспечение АПК, без чего невозможно инновационное развитие и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства.
Как считают ученые-аграрники, важнейшим элементом проведения государственной политики, служащим обеспечению продовольственной безопасности, является регулирование продовольственных рынков путем закупок продукции и продовольственных интервенций. Внешнеэкономическая направленность государственной политики в сфере продовольственной безопасности заключается в эффективной реализации международного разделения труда в продовольственной сфере при недопущении критической зависимости от импорта продовольствия.
При выборе мер государственного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ последовательно должны быть решены следующие задачи [3]:
на основе изучения спроса на продукты питания определить соотношение уровня доходов и цен, достаточное для обеспечения доступа населения к продуктам питания по медицинским обоснованным нормам в условиях рыночных равновесных цен;
с учетом данных анализа функционирования АПК определить себестоимость производства основных продуктов растениеводства, животноводства и их переработки, и минимально допустимые цены реализации для рентабельной работы отраслей АПК;
при помощи анализа импорта продуктов питания блока внешнеэкономических систем определить таможенные тарифы и квоты, обеспечивающие, с одной стороны, рациональный уровень аграрного протекционизма, а с другой, достаточную конкурентоспособность импортной продукции;
путем исследования государственного регулирования и модели общего равновесия аграрного рынка разработать стратегию государственной поддержки агропромышленного производства, включающую систему дотаций, субсидий, субвенций и т. д., обеспечивающих равновесие спроса и предложения.
Заключительный этап государственного регулирования экономики на любом уровне власти (федеральном, региональном, местном, предприятий) – принятие решения по обеспечению продовольственной безопасности страны в целом и ее отдельных регионов. Необходимость принятия решения возникает на всех этапах процесса регулирования и управления экономикой. Можно с уверенностью утверждать, что изучение процесса разработки и реализации решений позволяет оценить содержание и эффективность регулирования.
Государство сегодня может и должно изыскать дополнительные финансовые ресурсы на развитие аграрного сектора экономики. Разумеется, для повышения конкурентоспособности и эффективности аграрного сектора необходимая государственная поддержка селу должна быть на уровне 20–25 млрд. долл., вместо 3 млрд. долл. в настоящее время.
Как свидетельствует мировой опыт, кроме мер общей поддержки сельского хозяйства, существуют мощные системы внешнеторгового регулирования и защиты отечественного производства, а также стимулирования экспорта. Типично в этом отношении положение в Европейском Союзе. Западная Европа, как известно, находится не в худших природных условиях для ведения сельского хозяйства, чем многие страны СНГ. Однако для защиты от сельскохозяйственных производителей, находящихся в лучших природных условиях и с более крупными и эффективными сельскохозяйственными предприятиями, прежде всего в США, была разработана система компенсационных платежей и внешнеторговых порогов, которые, по существу, резко ограничили импорт продовольствия в Западную Европу и в то же время стимулировали его экспорт.
Еще более сложный и высокий уровень защиты отечественного производителя существует в странах с большим различием в природных условиях со странами-экспортерами. Интерес в этом отношении опыт Японии. Себестоимость сельскохозяйственной продукции в этой стране вследствие неблагоприятных природных условий велика, и в условиях открытого рынка японское сельское хозяйство было бы подавлено в течение нескольких лет. В Японии взят курс на нетаможенные меры. Наиболее важный из сельскохозяйственных товаров в этой стране – рис. В Японии существует государственно-корпоративная монополия на оптовую торговлю рисом. Корпоративные объединения по рису, находящиеся под контролем Министерства сельского хозяйства, выступают как основной, чаще всего единственный торговец рисом и стимулируют внутреннюю производительность за счет высоких закупочных цен, создают резервы риса, обеспечивают снабжение им страны и позволяют отказываться от импорта. Действуют некоторые правила, фактически запрещающие его импорт.
Продовольственная безопасность непосредственно зависит от экономического состояния страны, развития продовольственного комплекса, включающего отрасли, обеспечивающие его функционирование. Важное условие продовольственной безопасности страны – удовлетворение основной части потребности населения в продуктах питания за счет отечественного производства. Разработка и осуществление мер в области обеспечения продовольственной безопасности требуют научного подхода, принятия Федерального закона «О продовольственной безопасности России», и как основу этого закона необходимо разработать Государственную программу по импортозамещению, как это сделали Казахстан и Белоруссия.
- Литература:
- Методические рекомендации по определению объема финансовых ресурсов, изъятых из аграрного сектора экономики через систему цен.- Борхунов Н.А., Зарук Н.Ф.- М.: Типография Россельхозакадемии.- 2005.- 28с.
Внешнеэкономическая деятельность / Смитиенко Б.М., Поспелов В.К. – М.: Издательский центр «Академия». – 2008. – 304с.
- Ливенцев Н.Н. Международное движение капитала/ Н.Н. Ливенцев, Г.М. Костюнина.- М: Экономистъ.- 2004.- 368с.