Основы агарной политики России в области обеспечения продовольственной безопасности
Авторы: Михайлушкин Павел Валерьевич, Баранников Антон Александрович
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 1724 раза
Библиографическое описание:
Михайлушкин, П. В. Основы агарной политики России в области обеспечения продовольственной безопасности / П. В. Михайлушкин, А. А. Баранников. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3092/ (дата обращения: 23.11.2024).
Государственная аграрная политика является частью государственной экономической политики России, направленной на создание условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства, повышения конкурентоспособности, продукции, формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции в условиях обеспечения продовольственной безопасности как страны в целом, так и отдельных регионов, каждого человека.
Продовольственная безопасность – важнейшая составная часть национальной безопасности. Ее следует рассматривать как способность государства гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность. Чтобы сохранить и улучшить здоровье населения, нужно обеспечить его полноценным питанием, структура которого должна быть дифференцирована по регионам с учетом национальных традиций.
Необходимое условие продовольственной безопасности страны – продовольственная независимость. Она предполагает удовлетворение основной части потребности в продуктах питания за счет отечественного агропромышленного комплекса, как одного из требований развития народного хозяйства страны .
Следует отметить, что продовольственная безопасность зависит от ряда социально-экономических факторов, к которым относятся:
уровень жизни населения отдельных регионов;
несбалансированность питания по отдельным составляющим;
низкий контроль качества продуктов питания, в силу чего продовольствие становится угрозой жизни и здоровья нации;
нестабильность аграрного производства и возможность природных катаклизмов, снижающих уровень продовольственного обеспечения в отдельные периоды;
конкурентоспособность отечественного продовольствия;
большая зависимость продовольственного обеспечения страны от импорта продовольствия [2].
Важными условиями обеспечения продовольственной безопасности государства являются создание стратегических продовольственных запасов не менее пяти лет, а наука страны должна находиться на уровне мировых достижений и обеспечивать развитие АПК новейшими образцами техники, технологии производства, а также давать достоверные прогнозы развития аграрного сектора на перспективу с целью возможности наращивать производство продовольствия для увеличения гарантированных запасов.
Состояние продовольственной безопасности населения оценивается широким спектром показателей. Если на начальном этапе это были среднедушевые доходы населения, переходящие запасы продовольственного зерна (сначала на уровне 20, а затем 16% от общего годового потребления), то теперь критерии расширились и стали более сложными.
По нашему мнению, в обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется:
физической доступностью продовольствия, под которой понимается наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте;
экономической доступностью продовольствия, состоящей в том, что уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина позволяет ему приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;
безопасностью производства для потребления, т. е. возможностью предотвращения производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения.
К современным критериям продовольственной безопасности, применяющимся в ряде стран, относятся доля расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения, территориальная доступность продуктов (измеряемая путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны), уровень «удобства» продовольствия (доля в потреблении современных продуктов, которые снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве), степень «натуральности» и доброкачественности продуктов, влияния качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни, в том числе продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии.
Основным же критерием достижения продовольственной безопасности является уровень самообеспеченности города, региона и т. д. продуктами питания [1]. Суть его сводится к способности государства удовлетворить потребности населения продуктами питания, питьевой водой и другими пищевыми продуктами вне зависимости от внешних и внутренних угроз. При этом их объем, качество и ассортимент должны быть необходимыми и достаточными для нормального физического и социального развития личности. И как следствие – обеспечение здоровья и расширенного воспроизводства народонаселения.
Суммируя конструктивные стороны приведенных выше показателей, предлагаем дополнить список критериев оценки продовольственной безопасности таким показателем, как коэффициент продовольственной зависимости; при его расчете рекомендуется использовать следующую формулу:
- К = И/П,
где И – объем импорта данной продукции;
П – объем потребности страны в данной продукции.
При этом могут быть выделены три уровня продовольственной зависимости:
если коэффициент продовольственной зависимости находится в пределах от 0,1 до 0,2, то уровень продовольственной зависимости безопасный;
если коэффициент продовольственной зависимости – 0,25–0,3, то уровень продовольственной зависимости предлагается назвать пороговым;
если коэффициент продовольственной зависимости выше 0,5, то уровень зависимости опасный.
Коэффициент продовольственной зависимости весьма актуален для стран с переходной экономикой, в связи с тем, что импортная экспансия в условиях либерализации внешней торговли привела к вытеснению с рынка собственных производителей как в России, так и в других странах с переходной экономикой. Так, за счет импорта ныне формируется около 40% продовольственных ресурсов России, а в Москве – 70%.
В этих условиях, по нашему мнению, основная задача в решении проблемы продовольственной безопасности – это стабилизация отечественного производства, предполагающая его государственную поддержку. Такая необходимость подтверждается опытом развитых стран, где субсидии государства составляют значительный удельный вес в доходах аграрного сектора. Так, в США они составляют 40%, Канаде – 45, Швеции – 59, Японии – 66, Финляндии – 71, Норвегии – 77%.
Таким образом, продовольственная безопасность – это прежде всего обеспечение определенного отечественного уровня производства, либо полное самообеспечение, либо поддержание критического минимума. Критерии оценки уровня продовольственной безопасности позволяют устанавливать предельно критическую черту продовольственной зависимости от внешнего рынка.
Государство выступает гарантом обеспечения населения страны продовольствием, прежде всего, за счет собственного производства. Эту жизненно важную функцию осуществляет агропромышленный комплекс – крупнейший сектор экономики, функционирование которого связано со всеми остальными отраслями народного хозяйства. Сельское хозяйство – основная сфера АПК – получает производственные ресурсы от 80 отраслей и направляет свою продукцию 60 отраслям экономики. Каждый работник сельскохозяйственного производства обеспечивает за его пределами занятость еще 5 человек. Поэтому аграрный сектор остается одним из важных приоритетов социально-экономического развития страны в условиях глобализации мировой экономики. За последние годы наблюдается рост общего объема валовой продукции сельского хозяйства, повышается эффективность агропромышленного производства. В среднем за 2001–2009 гг. сельскохозяйственными организациями было получено свыше 70 млрд. руб. прибыли, а рентабельность, по данным Минсельхоза РФ, выросла с 0,2 до 15%, сократилась доля убыточных хозяйств.
Вместе с тем, несмотря на положительные сдвиги в стабилизации агропромышленного производства и обеспечения его динамического роста, ряд проблем остается нерешенными, прежде всего, высоким остается общий размер кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций России, который по всем обязательствам составил в 2010 г. более 1,3 трлн. руб.
Среднемесячная заработная плата в 2010 г. в сельском хозяйстве составила всего 46% к общероссийскому уровню. Поэтому аграрный сектор нуждается в активной поддержке государства.
Ослабление роли государства в развитии АПК, отмена госзаказа, отсутствие единого планирования и научной концепции проведения аграрной реформы привели к снижению роли сельского хозяйства в формировании бюджета страны, ухудшению продовольственной безопасности страны [3].
В последние годы потребность населения России в продовольственных товарах удовлетворяется отечественными производителями примерно на 60% с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на продовольственных рынках. Граница продовольственной безопасности находится, по разным оценкам, на уровне импорта продовольствия в размере 18–35% потребности. Существенное превышение критической точки, даже по самым низким оценкам, в России обусловлено, прежде всего, кризисным положением отечественного сельского хозяйства, производство в котором составляет около 60% от среднего уровня за 1986–1990 гг. Такое падение производства обусловлено как трансформационным спадом, так и неэффективными способами проведения в целом экономической реформы и аграрной, в частности. Наблюдается существенное сокращение государственной поддержки сельского хозяйства, которая уменьшилась с трети огромного государственного бюджета до 1% в бюджете. В настоящее время происходит снижение потребления населением продуктов питания (исключениями являются такие продукты питания, как хлебные изделия и овощи, потребление которых несколько выросло, несмотря на существенный рост цен). Наиболее важной причиной данной ситуации является все более возрастающий импорт сельскохозяйственной продукции, объемы которого превысили все допустимые нормы и уже напрямую угрожают безопасности страны. В настоящее время средний рост отечественного производства сельхозпродукции составил около 4,5%, а рост импортной продукции почти 28%.
На закупку продовольствия Россия тратит ежегодно от 24 до 28 млрд. долл., на поддержку собственного агрокомплекса – около 2 млрд. долл., большей частью в виде косвенных субсидий, снижения ставок по кредитам и т. д.
В заключение следует отметить, что переход на инновационный путь развития сельского хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности страны возможны только при условии усиления роли государства в развитии этого важнейшего сектора экономики, а первым шагом должно стать введение государственного заказа на производимую отечественную продукцию по гарантированным рентабельным ценам, а также государственное стимулирование производства нужных продуктов, включая материальные стимулы, инвестиции в переработку продукции. Вторым, не менее важным условием обеспечения национальной безопасности страны и сохранения ее государственности является разработка и принятие Федерального закона о продовольственной безопасности.
Литература:
Ботчаев А.Р. Государственное регулирование рыночной экономики / А.Р. Ботчаев, Е.М. Климов, А.М. Ходачек.- СПб.: ИВЭСЭП, Знание.- 2003. – 238 с.
Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. – М.: КНОРУС. – 2006. – 352с.
Серегина С.Ф. Роль государства в экономике: синергетический подход. – М.: Сервис. – 2002. – 288 с.