Механизм государственного регулирования качества и безопасности пищевых продуктов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 06.05.2020

Статья просмотрена: 362 раза

Библиографическое описание:

Маминев, А. А. Механизм государственного регулирования качества и безопасности пищевых продуктов / А. А. Маминев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 330-333. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69598/ (дата обращения: 19.12.2024).



Развитие товарного потребительского рынка происходит по нескольким направлениям. Между тем, основными из них, являются обеспечения безопасности, а также качества товаров. Данные компоненты имеют прямое влияние на здоровья нации и качество жизни каждого отдельного человека.

Обеспечение качества и безопасности товаров достигается в рамках единой государственной политики. Ее разработка представляет собой государственную деятельность, которая заключается в создании официальной идеологии, формулировании государственных и общественных приоритетов, а также основных направлений развития.

Особенности современного развития России придают большое значение федеральным концепциям, различным целевым программам, которые разрабатываются и реализуются как общероссийском, так и на региональном уровне.

Представленные виды правовых актов позволяют закрепить и добиться соблюдении сроков реализации выработанных мер в области безопасности, качества пищевой продукции. Данные акты представляют собой основу правотворческой деятельности государства в рассматриваемой сфере.

В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции России, разработку и реализацию единой политики, осуществляет Правительство. Данный высший орган исполнительной власти проводит единообразную политику в сфере культуры. Науки, образования, экологии и социального обеспечения. При этом конкретизированные полномочия Правительства РФ в указанных выше сферах деятельности, закреплены в положениях статей 16, 17, 18 конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

В частности, из смысла п. 1 ст. 14 данного нормативного акта следует, что органы государственного надзора обеспечивают проведение мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, а также здоровья населения. Данная функция реализуется для определения приоритетов политики государства в сфере обеспечения качества и безопасности таких продуктов.

На основании ч. 1 ст. 13 закона «О правительстве Российской Федерации» работ над созданием целевых общероссийских программ и их реализация, представляют собой общие полномочия Правительства. Между тем, аналогичными полномочиями наделены властные органы субъектов РФ. Так, они вправе разрабатывать, утверждать и обеспечивать реализацию региональных программ в сфере качества и безопасности пищевых продуктов.

Для достижения целей национальной политики в указанной области, обеспечения продовольственной безопасности, требуется обеспечения населения разнообразными продуктами питания. В рамках данной общей задачи необходимо осуществлять развитие скотоводства, рыбохозяйственного комплекса. Кроме того, важно своевременно выявлять угрозы, исходящие изнутри и извне. Поэтому, важным аспектом деятельности является международное сотрудничество.

В развитие указанных целей, Президентом утверждена доктрина продовольственной безопасности России.

Основой такой доктрины является создание условий для обеспечения удовлетворения потребностей всех групп населения. При этом питание должно быть здоровым, отвечающим требованиям традиций тех или иных народов, привычкам. Кроме того, оно должно соответствовать современной медицинской науке.

Обеспечение продовольственной безопасности государства является комплексной проблемой, решение которой зависит:

− от устойчивости макроэкономического развития государства;

− от возможностей государства проводить социально ориентированную политику;

− от того, насколько повышается жизненный уровень населения;

− от того, насколько эффективно в агропромышленном производстве используются преимущества международного разделения труда.

Продовольственная безопасность укрепляется в первую очередь за счёт того, что отечественный АГП и его базовые отрасли начинают функционировать более эффективно, поскольку:

− мобилизуется потенциал собственного агропромышленного производства;

− формируются конкурентные продуктовые рынки;

− создаются законодательная база и институциональная инфраструктура, защищающие от нездоровой конкуренции отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей;

− достигается такое соотношение цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства, которое стимулирует рост темпов расширенного производства в первую очередь в сельском хозяйстве;

− создаётся система надёжных гарантий качества продовольствия, которое идёт на внутренний рынок, за счёт того, что над технологиями, применяемыми при его производстве, устанавливается жёсткий контроль;

− наращиваются и рационально используются продовольственные ресурсы за счёт того, что повышается технологический уровень аграрного производства и более активно начинаются внедряться экологически чистые и ресурсосберегающие технологии производства продукции.

Чтобы обеспечить продовольственную безопасность населения Российской Федерации, нужно не только на государственном уровне поддерживать национальный аграрно-продовольственный сектор и стимулировать его развитие, а также принимать меры, сокращающие масштабы бедности. Требуется законодательное закрепление механизмов, повышающих доступность и качество продовольствия, в рамках программ, направленных на повышение здоровья нации.

Целостную государственную агропродовольственную политику, которая была бы рассчитана на долгосрочную перспективу и направлена на поиск рационально сбалансированного отношения между потреблением и производством продовольствия, при этом учитывала бы повышение платёжеспособности населения и основывалась на комплексном решении проблемы производства, хранения, переработки, транспортировки, сбыта и использования отечественной сельскохозяйственной продукции на федеральном уровне пока не принято.

В России нужно создать механизм, эффективно регулирующий АПК на государственном уровне. Это становится ясным, если вспомнить, какую роль данный сектор занимает в рыночной экономике в целом, а также знать принципиальные особенности России. Так, участие АПК в межотраслевой конкуренции на равных невозможно.

Сельское хозяйство неотъемлемо зависит от различных факторов, погодных условий, времени года, риски по отдаче инвестиций, медленная адаптация к изменению экономики. Уровень развития и эффективность сельскохозяйственного производства напрямую зависит на продовольственную безопасность государства.

Основная задача государственного регулирования аграрных отношений — способствовать свободе предпринимательской деятельности сельскохозяйственным и аграрным предприятиям, позволять свободно распоряжаться производственной сельскохозяйственной продукцией и полученными доходами.

Государственное регулирование должно создавать благоприятные условия по обеспечению и гарантированию прав производств на выбор формы собственности, формы организации производственного процесса, независимой хозяйственной деятельности, которая не нарушает нормы согласно действующего законодательства.

Стоит более детально изучить понятие государственной поддержки. Следует заметить, что Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства” не предусматривает понятия государственной поддержки сельского хозяйства, но в то же время оно содержится в Федеральном законе “О личном подсобном хозяйстве граждан”.

О. В. Глеба разъясняет государственную поддержку сельского хозяйства как «совокупность мер, направленных на оказание сельскому хозяйству за счет бюджетных средств всесторонней помощи как посредством перечисления денежных средств непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям (предоставление прямых субсидий, некоторых компенсаций, проведение закупочных интервенций), так и путем финансирования различных мероприятий по развитию сельской инфраструктуры, подготовке кадров, повышению занятости и прочее».

Формулировка термина “государственная поддержка” исходит из множества законодательно утвержденных форм государственной поддержки.

Нужно обратить внимание, что необходимо различать понятия государственной поддержки и государственной помощи. Государственная помощь — это увеличение финансового потока конкретного предприятия, а государственная поддержка направлена на развитие экономики и в целом отрасли производства.

Государственная поддержка — это исходное понятие государственной помощи, в то же время государственная помощь и поддержка являются инструментами регулирования экономики, которыми управляет государство.

Государственная поддержка устанавливает условия и требования, по которым будет осуществляться государственная помощь для предприятий, создаёт равноправие и возможности для получения средств, выделяемых из бюджета для каждого экономического субъекта.

Несомненно, самым важным аспектом государственного управления сельскохозяйственной отрасли является поддержка государством данного направления. В существующем виде государственной поддержки — механизм помощи неэффективен. Основными проблемами являются: несвоевременное оказание помощи, недостаточный ее размер, нерегулярность дотаций, хотя все вышеперечисленные виды помощи предусмотрены в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации.

Поддержка агропромышленного комплекса, которая осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, выделяется из Федерального бюджета для субъектов хозяйствования в форме субсидий по таким направлениям:

  1. Оказание поддержки отраслей животноводства и растениеводства.
  2. Реструктуризация долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  3. Компенсация части процентной ставки по кредитам и займам для субъектов хозяйствования.
  4. Поддержка малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства.
  5. Частичное возмещение затрат по оплате страховых премий сельхозпроизводителями.
  6. Несвязанная поддержка производителей сельскохозяйственных товаров в области растениеводства.
  7. Проведение технической и технологической модернизации.
  8. Осуществление инновационного развития агропромышленной отрасли.
  9. ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года.

Следует отметить, что о государственной поддержке агропромышленного комплекса Российской Федерации говорится в ФЗ «О семеноводстве», ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». ФЗ «О ветеринарии», ФЗ «О племенном животноводстве».

Итак, проведем анализ мер, которые закреплены в вышеуказанных законах Федерации.

Таким образом, статья 15 ФЗ «О семеноводстве» закрепляет следующие нормы государственной поддержки:

− применение государственного регулирования цен в данной отрасли;

− поддержка семеноводства посредством выделения инвестиций государством;

− предоставление государством налоговых льгот;

− компенсация затрат на производство оригинальных и элитных семян;

− прочие меры экономического стимулирования семеноводства.

Кроме того, на государственном уровне была принята программа «Развития семеноводства в Российской Федерации на 2011–2013 годы», в которой были выделены основные проблемы развития семеноводства. Такими проблемами современного этапа развития семеноводства в программе являются:

− замедленный ввод в производство новых сортов по причине низкого уровня управления процессами сортосмены и сортообновления;

− низкая товарность семян большинства сельскохозяйственных культур. Это обусловлено отсутствием у аграриев средств для закупки высококачественного посевного материала нового поколения. В таких условиях землепользователи вынуждены переходить на посадочный семенной материал из внутренних хозяйств, которые, в свою очередь, не имеют достаточной материально-технической базы, что снижает качество посевного материала и конечный результат сельскохозяйственной деятельности. Отсутствие квалифицированных кадров в данной области объясняется нехваткой средств для оплаты их труда.

К всеобщему сожалению, программа, рассчитанная на 2011–2013 годы, не была выполнена. Поэтому, в 2013 году государство принимает новую программу «Развитие семеноводства Российской Федерации на 2013–2020 годы».

Согласно пунктам этой программы, должны быть ликвидированы все негативные явления в области семеноводства, которые были выявлены в предыдущих периодах. Также регламентируется выделение сельскохозяйственным производителям высококачественных семян для выращивания экологически чистой продукции.

Другая особенность государственной поддержки сельского хозяйства обусловлена внутренней противоречивостью механизма регулирования эффективности аграрного производства, которая свойственна ему в силу множественности субъектов с разнонаправленными интересами. «В зависимости от того, какие группы интересов преобладают в формирующейся и развивающейся структуре аграрного производства (личное подсобное хозяйство, КФХ или интегрированные крупные предприятия), имеет место проявление государственной поддержки в развитии кооперации и интеграционных процессов в АПК, возможностей настройки его на самоподдерживающее развитие экономики» [5].

В целях повышения эффективности государственной бюджетной поддержки, в части обеспечения дополнительного прироста произведенной продукции, следует, ввести элементы авансирования субсидий по результатам деятельности сельскохозяйственных организаций в предыдущем году, для своевременного пополнения оборотных средств хозяйств, направляемых на сезонные затраты, авансовые поступления субсидий на своевременное пополнение оборотных средств будут способствовать увеличению прироста произведенной продукции и дохода.

Литература:

  1. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 07.05.2013) СЗ РФ. 1997. № 51. ст. 5712
  2. Слепенкова О. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». М.: ЭлКниги. 2012. С. 168.
  3. Истомина Л. А. Анализ государственной поддержки АПК. Н Вестн, Удмурт. ун-та. Сер. Экономика и право. — 2013. — вып. 2. — С. 47.
  4. Глеба О. В. Государственная поддержка сельского хозяйства Тенденции развития современной юриспруденции: Материалы международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. — С. 44,
  5. Кутаев Ш. К., Гордеев О. И. Модернизация экономики региона на современном этапе развития: направленность и условия реализации. Н Региональная экономика: теория и практика. № 41. — С. 7.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная поддержка, сельское хозяйство, государственная помощь, Российская Федерация, аграрное производство, государственный уровень, личное подсобное хозяйство, агропромышленный комплекс, государственное регулирование, Федеральный бюджет.


Похожие статьи

Особенности реализации устойчивого развития в пищевой промышленности

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Структура и содержание Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции»

Механизмы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Механизм обеспечения конкурентоспособности строительных организаций на рынке жилья

Особенности правового регулирования правоотношений в сфере защиты прав потребителей

Специфика государственной поддержки, регулирования и контроля предпринимательской деятельности в РФ

Проблемы правового регулирования обеспечения экологической безопасности

Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом

Похожие статьи

Особенности реализации устойчивого развития в пищевой промышленности

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Структура и содержание Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции»

Механизмы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Механизм обеспечения конкурентоспособности строительных организаций на рынке жилья

Особенности правового регулирования правоотношений в сфере защиты прав потребителей

Специфика государственной поддержки, регулирования и контроля предпринимательской деятельности в РФ

Проблемы правового регулирования обеспечения экологической безопасности

Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом

Задать вопрос