В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты аграрной политики Российской Федерации, представлены направления поддержки и развития аграрного сектора, проанализированы основные аспекты устойчивого развития сельских территорий, выступающего одним из приоритетных направлений российского государства.
Ключевые слова : аграрная политика, аграрный сектор, устойчивое развитие сельских территорий, государственная поддержка, сельское хозяйство, сельскохозяйственные товаропроизводители, инновации, льготы, преференции.
В настоящее время особенностями аграрного сектора является его поступательное развитие, которое требует активной государственной поддержки посредством применения различных льгот и преференций, снижения административных барьеров, а также помощи в конкуренции с иностранными производителями. Все эти меры входят в отдельное направление деятельности государства, которое принято именовать аграрной политикой.
Теоретические основы аграрной политики государства широко освещены в научной литературе. Однако, при этом, единства в определении этого термина нет до настоящего времени. Так, например, автор О. В. Иконникова под аграрной политикой понимает направление государственного управленческого воздействия на сектор сельского хозяйства. При этом под политикой в целом авто понимает совокупность организационно-правовых мер управленческого воздействия уполномоченных органов и лиц на объекты государственного регулирования. Государственная политика в экономической сфере осуществляется в тесном взаимодействии органов государственной власти с бизнес-сообществом, как в государственно-властном, так и в формате государственно-частного партнерства, которое активно применяется, в том числе, в сфере регулирования аграрного сектора [1].
По мнению другого автора — Е. А. Галанова, под аграрной политикой следует понимать организованное систематическое направленное воздействие уполномоченных государственных и муниципальных органов власти на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения повышения их конкурентоспособности и максимального удовлетворения потребностей населения в продукции аграрного сектора [2].
Можно привести также позицию автора С. И. Малоземова, который справедливо пишет о стратегическом значении аграрной политики государства, поскольку для России аграрный сектор исторически является ведущим для экономики страны. Таким образом, эффективность управления аграрным сектором напрямую влияют на эффективность всей государственной экономической политики в целом [3]. Также верно замечает Е. Н. Антамошкина, что об эффективности государственной аграрной политики можно судить по активности и доходности деятельности субъектов рынка продукции аграрного сектора [4].
Итак, в целом можно согласиться с определением государственной аграрной политики, данной В. А. Щенниковой в том, что под ней понимается направленное государственно-властное воздействие уполномоченных органов государственной власти федерального и регионального уровней, направленных на повышение эффективности деятельности аграрного сектора экономики, посредством применения финансовых и налоговых мер поддержки [5].
Основным правовым актом, закрепляющим основы проведения аграрной политики на современном этапе является Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [6], который содержит указание на основную цель и задачи аграрной политики страны, принципы, из которых необходимо исходить при ее реализации, а также на систему правового регулирования аграрного сектора. Определение аграрной политики содержится в ст. 5 названного правового акта, — под ней понимается составная часть социально-экономической государственной политики, которая направлена на стабильный рост сельскохозяйственного производства и сельской местности.
Аграрная политика России, проводимая Правительством РФ, направлена на удовлетворение потребностей населения в продовольствии собственного производства. Об этом говорится в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [7], подчеркивается в ежегодных посланиях Президента РФ, а также обосновывается в различных нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность субъектов аграрно-промышленного комплекса страны.
Можно утверждать, что активное государственное вмешательство в аграрный сектор началось с принятия Приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» [8] и ФЗ «О развитии сельского хозяйства», которые определили понятийный аппарат, систему принципов, целевые ориентиры и направления, а также мероприятия в области государственного регулирующего воздействия на аграрный сектор. Особую важность приобретает обеспечение практической реализации установленных законом мер в экономике страны.
Изначально, нужно отметить Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы [9], которой утверждались пять генеральных целевых каналов государственной поддержки аграрного комплекса из федерального и регионального бюджетов: это направление устойчивого развития сельской местности; обеспечение условий для полноценного функционирования сельскохозяйственного производства; оказание стимулирующего воздействия на приоритетные подотрасли сельскохозяйственного производства; поддержание сельскохозяйственного производства на уровне достаточной финансовой устойчивости; а также оказание косвенного регулирующего воздействия на рынок продукции, сырья сельского хозяйства, а также сельскохозяйственного продовольствия. Первая программа положила начало регулирующему воздействию государства на рынок, однако, не все запланированные ее показатели оказались достигнутыми, — например, индикативные показатели не были достигнуты по мясу, молоку, овощам при общем росте импорта продукции сельского хозяйства к 2013 г. до 43 млрд. дол. [10].
В 2012 году была принята новая Государственная программа в области поддержки и развития аграрного сектора, уже на 2013–2020 годы [11]. В программу включены такие направления, выраженные в отдельные подпрограммы, как:
— направление развитие отрасли растениеводства, животноводства, включая мясное, а также развития аграрного предпринимательства, технологического обновления основных фондов в сельскохозяйственном производстве, а также развития рынков производства 2013–2020 годы;
— развитие сельских населенных пунктов в срок до 2020 года, а также повышении качества земель в срок до 2020 года.
Исходя из названной Госпрограммы, приоритетами устойчивого развития сельских территорий выступают:
— восстановление и повышение производительности сельскохозяйственных угодий, иных ресурсов, повышение общей экологичности сельскохозяйственного производства;
— стабильное повышение уровня развития сельскохозяйственной местности и территорий;
— повышение уровня независимости России в части продовольствия от других стран в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности РФ;
— рост конкурентных позиций сельского хозяйства России как на внешнем, так и на внутреннем сельскохозяйственном рынке с учетом инновационного вектора развития сельского хозяйства, поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве и повышения общего инвестиционного климата в аграрном секторе;
— рост финансовой стабильности и устойчивости сельскохозяйственных предприятий.
В аграрном секторе на текущий момент действует ряд государственных целевых программ развития, которые разрабатываются и утверждаются Министерством сельского хозяйства РФ — в области развития племенного коневодства до 2020 года [12], в области рыбоводства до 2020 года [13].
Важным направлением развития агропромышленного сектора является внедрение инноваций, — в условиях коренной трансформации общества и производства экстенсивный путь развития значительно более эффективен интенсивного. Инновации охватили почти все производственные сферы, в том числе, производство в сельском хозяйстве. В настоящее время действует Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [14], основным направлением которой выступает повышение эффективности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие страны.
Литература:
- Иконникова, О. В. К вопросу о трансформации Российской аграрной политики / О. В. Иконникова // Никоновские чтения. — 2015. — № 20. — С. 68–70.
- Галанов, Е. А. Механизмы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики / Е. А. Галанов // Молодой ученый. — 2017. — № 49. — С. 168–170.
- Малоземов, С. И. Неолиберальная аграрная политика России: теория и практика / С. И. Малоземов // Общество: политика, экономика, право. — 2017. — № 11. — С. 9–11.
- Антамошкина, Е. Н. Аграрная политика: эффективность и условия оптимизации / Е. Н. Антамошкина // Продовольственная политика и безопасность. — 2016. — № 3. — С. 131–133.
- Щенникова, В. А. Государственная аграрная политика: инновационный аспект / В. А. Щенникова // Экономическое развитие России. — 2018. — № 9. — С. 40–42.
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О развитии сельского хозяйства» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21.12.2005) // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 (ред. от 23.04.2012) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ // http://www.mcx.ru/ (дата обращения 01.12.2021).
- Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 02.09.2021) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Приказ Минсельхоза России от 09.04.2013 № 173 «Об утверждении отраслевой программы «Развитие племенного коневодства в Российской Федерации на 2013–2015 годы и на плановый период до 2020 года» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Приказ Минсельхоза России от 16.01.2015 № 10 (ред. от 13.12.2016) «Об утверждении отраслевой программы «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015–2020 годы» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
- Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.