Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Устойчивое развитие сельских территорий как приоритетное направление аграрной политики Российской Федерации

Сельское хозяйство
17.01.2022
471
Поделиться
Библиографическое описание
Майер, В. С. Устойчивое развитие сельских территорий как приоритетное направление аграрной политики Российской Федерации / В. С. Майер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87855/.


В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты аграрной политики Российской Федерации, представлены направления поддержки и развития аграрного сектора, проанализированы основные аспекты устойчивого развития сельских территорий, выступающего одним из приоритетных направлений российского государства.

Ключевые слова : аграрная политика, аграрный сектор, устойчивое развитие сельских территорий, государственная поддержка, сельское хозяйство, сельскохозяйственные товаропроизводители, инновации, льготы, преференции.

В настоящее время особенностями аграрного сектора является его поступательное развитие, которое требует активной государственной поддержки посредством применения различных льгот и преференций, снижения административных барьеров, а также помощи в конкуренции с иностранными производителями. Все эти меры входят в отдельное направление деятельности государства, которое принято именовать аграрной политикой.

Теоретические основы аграрной политики государства широко освещены в научной литературе. Однако, при этом, единства в определении этого термина нет до настоящего времени. Так, например, автор О. В. Иконникова под аграрной политикой понимает направление государственного управленческого воздействия на сектор сельского хозяйства. При этом под политикой в целом авто понимает совокупность организационно-правовых мер управленческого воздействия уполномоченных органов и лиц на объекты государственного регулирования. Государственная политика в экономической сфере осуществляется в тесном взаимодействии органов государственной власти с бизнес-сообществом, как в государственно-властном, так и в формате государственно-частного партнерства, которое активно применяется, в том числе, в сфере регулирования аграрного сектора [1].

По мнению другого автора — Е. А. Галанова, под аграрной политикой следует понимать организованное систематическое направленное воздействие уполномоченных государственных и муниципальных органов власти на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения повышения их конкурентоспособности и максимального удовлетворения потребностей населения в продукции аграрного сектора [2].

Можно привести также позицию автора С. И. Малоземова, который справедливо пишет о стратегическом значении аграрной политики государства, поскольку для России аграрный сектор исторически является ведущим для экономики страны. Таким образом, эффективность управления аграрным сектором напрямую влияют на эффективность всей государственной экономической политики в целом [3]. Также верно замечает Е. Н. Антамошкина, что об эффективности государственной аграрной политики можно судить по активности и доходности деятельности субъектов рынка продукции аграрного сектора [4].

Итак, в целом можно согласиться с определением государственной аграрной политики, данной В. А. Щенниковой в том, что под ней понимается направленное государственно-властное воздействие уполномоченных органов государственной власти федерального и регионального уровней, направленных на повышение эффективности деятельности аграрного сектора экономики, посредством применения финансовых и налоговых мер поддержки [5].

Основным правовым актом, закрепляющим основы проведения аграрной политики на современном этапе является Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [6], который содержит указание на основную цель и задачи аграрной политики страны, принципы, из которых необходимо исходить при ее реализации, а также на систему правового регулирования аграрного сектора. Определение аграрной политики содержится в ст. 5 названного правового акта, — под ней понимается составная часть социально-экономической государственной политики, которая направлена на стабильный рост сельскохозяйственного производства и сельской местности.

Аграрная политика России, проводимая Правительством РФ, направлена на удовлетворение потребностей населения в продовольствии собственного производства. Об этом говорится в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [7], подчеркивается в ежегодных посланиях Президента РФ, а также обосновывается в различных нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность субъектов аграрно-промышленного комплекса страны.

Можно утверждать, что активное государственное вмешательство в аграрный сектор началось с принятия Приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» [8] и ФЗ «О развитии сельского хозяйства», которые определили понятийный аппарат, систему принципов, целевые ориентиры и направления, а также мероприятия в области государственного регулирующего воздействия на аграрный сектор. Особую важность приобретает обеспечение практической реализации установленных законом мер в экономике страны.

Изначально, нужно отметить Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы [9], которой утверждались пять генеральных целевых каналов государственной поддержки аграрного комплекса из федерального и регионального бюджетов: это направление устойчивого развития сельской местности; обеспечение условий для полноценного функционирования сельскохозяйственного производства; оказание стимулирующего воздействия на приоритетные подотрасли сельскохозяйственного производства; поддержание сельскохозяйственного производства на уровне достаточной финансовой устойчивости; а также оказание косвенного регулирующего воздействия на рынок продукции, сырья сельского хозяйства, а также сельскохозяйственного продовольствия. Первая программа положила начало регулирующему воздействию государства на рынок, однако, не все запланированные ее показатели оказались достигнутыми, — например, индикативные показатели не были достигнуты по мясу, молоку, овощам при общем росте импорта продукции сельского хозяйства к 2013 г. до 43 млрд. дол. [10].

В 2012 году была принята новая Государственная программа в области поддержки и развития аграрного сектора, уже на 2013–2020 годы [11]. В программу включены такие направления, выраженные в отдельные подпрограммы, как:

— направление развитие отрасли растениеводства, животноводства, включая мясное, а также развития аграрного предпринимательства, технологического обновления основных фондов в сельскохозяйственном производстве, а также развития рынков производства 2013–2020 годы;

— развитие сельских населенных пунктов в срок до 2020 года, а также повышении качества земель в срок до 2020 года.

Исходя из названной Госпрограммы, приоритетами устойчивого развития сельских территорий выступают:

— восстановление и повышение производительности сельскохозяйственных угодий, иных ресурсов, повышение общей экологичности сельскохозяйственного производства;

— стабильное повышение уровня развития сельскохозяйственной местности и территорий;

— повышение уровня независимости России в части продовольствия от других стран в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности РФ;

— рост конкурентных позиций сельского хозяйства России как на внешнем, так и на внутреннем сельскохозяйственном рынке с учетом инновационного вектора развития сельского хозяйства, поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве и повышения общего инвестиционного климата в аграрном секторе;

— рост финансовой стабильности и устойчивости сельскохозяйственных предприятий.

В аграрном секторе на текущий момент действует ряд государственных целевых программ развития, которые разрабатываются и утверждаются Министерством сельского хозяйства РФ — в области развития племенного коневодства до 2020 года [12], в области рыбоводства до 2020 года [13].

Важным направлением развития агропромышленного сектора является внедрение инноваций, — в условиях коренной трансформации общества и производства экстенсивный путь развития значительно более эффективен интенсивного. Инновации охватили почти все производственные сферы, в том числе, производство в сельском хозяйстве. В настоящее время действует Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [14], основным направлением которой выступает повышение эффективности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие страны.

Литература:

  1. Иконникова, О. В. К вопросу о трансформации Российской аграрной политики / О. В. Иконникова // Никоновские чтения. — 2015. — № 20. — С. 68–70.
  2. Галанов, Е. А. Механизмы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики / Е. А. Галанов // Молодой ученый. — 2017. — № 49. — С. 168–170.
  3. Малоземов, С. И. Неолиберальная аграрная политика России: теория и практика / С. И. Малоземов // Общество: политика, экономика, право. — 2017. — № 11. — С. 9–11.
  4. Антамошкина, Е. Н. Аграрная политика: эффективность и условия оптимизации / Е. Н. Антамошкина // Продовольственная политика и безопасность. — 2016. — № 3. — С. 131–133.
  5. Щенникова, В. А. Государственная аграрная политика: инновационный аспект / В. А. Щенникова // Экономическое развитие России. — 2018. — № 9. — С. 40–42.
  6. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О развитии сельского хозяйства» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
  8. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21.12.2005) // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
  9. Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 (ред. от 23.04.2012) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
  10. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ // http://www.mcx.ru/ (дата обращения 01.12.2021).
  11. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 02.09.2021) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
  12. Приказ Минсельхоза России от 09.04.2013 № 173 «Об утверждении отраслевой программы «Развитие племенного коневодства в Российской Федерации на 2013–2015 годы и на плановый период до 2020 года» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
  13. Приказ Минсельхоза России от 16.01.2015 № 10 (ред. от 13.12.2016) «Об утверждении отраслевой программы «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015–2020 годы» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
  14. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
аграрная политика
аграрный сектор
устойчивое развитие сельских территорий
государственная поддержка
сельское хозяйство
сельскохозяйственные товаропроизводители
инновации
льготы
преференции
Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 151-153):
Часть 2 (стр. 79-169)
Расположение в файле:
стр. 79стр. 151-153стр. 169

Молодой учёный