Методы государственного регулирования агропромышленного комплекса России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.12.2018

Статья просмотрена: 4379 раз

Библиографическое описание:

Бурлай, И. С. Методы государственного регулирования агропромышленного комплекса России / И. С. Бурлай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 385-388. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54426/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены основные методы государственного регулирования агропромышленного комплекса России. Определено содержание государственного регулирования и его понятие. Выявлены конкретные направления деятельности государства в агропромышленной сфере, а также представлены ее принципы.

Ключевые слова: государственное регулирование, агропромышленный комплекс, прямые и косвенные методы, сельское хозяйство, функции государства.

Одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики России является координирование политики в отношении агропромышленного комплекса (АПК). Вне зависимости от типа экономической системы страны невозможно абсолютное саморегулирование своей деятельности субъектами хозяйственных отношений — в той или иной мере государство в любом случае будет вмешиваться в экономические процессы с целью предотвращения кризисов и других серьезных деформаций [1].

Так, используя различные методы административного и экономического, прямого и косвенного регулирования, государство способствует стабилизации экономических отношений и сохранению совершенной конкуренции на рынке. В России в основе государственного управления АПК лежит совокупность принципов саморегулирования рынка при активном участии государственных органов в протекающих экономических процессах.

Приоритетные направления государственного вмешательства в агропромышленный комплекс непосредственно связаны с основными задачами этой отрасли. В качестве первоочередной задачи, стоящей перед АПК, как правило, выделяют удовлетворение потребности населения в продуктах сельскохозяйственного производства, обеспечение продовольственной безопасности населения. Еще одна важная цель функционирования агропромышленного комплекса — увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции при одновременном снижении издержек. Большое значение в развитии АПК играют инновации — речь в данном случае идет не только о технологиях, применяемых при изготовлении продукции, но и совершенствовании методов организационно-экономического управления — стимулирование развития инновационной сферы непосредственно связано с повышением конкурентоспособности отечественного производителя как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

По оценкам ООН к середине XXI века человечество столкнется с глобальной проблемой нехватки продовольствия, так как численность населения стремительно увеличивается, а плодородные земли, пригодные для сельского хозяйства, распределены крайне неравномерно среди населения планеты. Именно поэтому стоит обратить особое внимание на проблемы развития данной отрасли АПК, увеличив производство примерно на 75 % [3]. Указанные данные служат еще одним обоснованием необходимости государственного регулирования агропромышленного комплекса для обеспечения безопасности национальной экономики.

На обязанность государства осуществлять регулирование экономической сферы указывает также международное законодательство. Так, согласно ст. 7 Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года «Каждое государство несет основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа». При этом указано, что на государство возлагается ответственность за выбранные цели и средства развития, рациональное использование ресурсов страны, проведение прогрессивных реформ, в том числе в экономической сфере [8].

Тезисы, обозначенные в Хартии экономических прав и обязанностей государств, находят свое подтверждение и в национальном законодательстве. В Федеральном законе от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства» (который утратил силу на данный момент) государственное регулирование агропромышленного комплекса определялось как «экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства» [6]. Фактически государственное регулирование подразумевает эффективное применение различных правовых механизмов для достижения целей социально-экономического курса государства [9, с. 19].

Хотя определение понятия «государственное регулирование» достаточно редко указывается в законодательных актах, в научных работах многих авторов встречается данная дефиниция. Как правило, государственное регулирование связывают с понятием деятельности, характеризуя его, соответственно, как организационную, законодательную и регулятивную деятельность государства, осуществляющуюся через специальный аппарат, имеющий определенные механизмы воздействия на экономические процессы [5, с. 25]. Схожее определение дает в своем труде профессор Е. П. Губин, раскрывая понятие государственного регулирования экономической сферы как воздействие, направленное на систематизацию отношений на рынке [2, с. 71]. Интересный подход к определению данного термина был выбран профессором Ю. А. Тихомировым, который понимает под государственным регулированием некий механизм нормативной систематизации, организации и деятельности субъектов права и создания устойчивого правопорядка [4, с. 244].

Таким образом, государственное регулирование рыночной экономики представляет собой совокупность методов законодательного и контролирующего характера, лежащих в основе функционирования специально уполномоченных государственных органов и общественных организаций, которые осуществляют свою деятельность с целью адаптации экономической системы страны к постоянно меняющимся условиям. При этом стоит разводить понятия регулирования и государственной поддержки. Государственная поддержка — один из способов государственного регулирования, которое также включает в себя административно-правовые методы; ограничительные меры; разделение компетенции между субъектами государственной власти и т. д.

Содержание государственного регулирования включает в себя следующие компоненты:

  1. создание законодательной базы для конкретных сфер, в которых осуществляется государственное управление;
  2. экономическое регулирование определенных отраслей;
  3. проведение политики, направленной на повышение конкурентоспособности отечественных производителей;
  4. выполнение надзорных функций за исполнением законодательных предписаний всеми субъектами хозяйственных отношений;
  5. координационная деятельность;
  6. выполнение контрольных функций.

Сущность государственного регулирования можно раскрыть через основные экономические функции государства. Так, одно из приоритетных направлений политики государства — формирование устойчивого и эффективного субъектного состава АПК в лице предпринимателей и настоящих собственников.

Следующая задача — создание и сохранение стабильного спроса на сельскохозяйственную продукцию с учетом факторов, влияющих на этот спрос: пола, возраста, уровня доходов населения. Для реализации данной цели государство принимает необходимые меры для повышения доходов граждан, поддержания достойного уровня различных социальных выплат нетрудоспособному населению при одновременном создании условий для эффективного использования трудовых ресурсов страны и снижения уровня безработицы. Кроме того, государство оказывает влияние на спрос через проведение ценовой политики (в частности, в отношении продовольственных продуктов) и стимулирование экспорта.

Государство оказывает влияние не только на спрос — также оно способствует сохранению соответствующего уровня предложения продуктов сельскохозяйственного производства. Данная задача осуществляется путем совершенствования материально-технического оснащения агропромышленного комплекса; содействия рациональному использованию ресурсной базы, энергосбережению; поощрения четкой специализации производства в АПК для повышения качества производимой продукции, способной конкурировать не только на национальном, но и на мировом рынке.

Следующая функция уже упоминалась в рамках реализации задачи формирования устойчивого спроса, однако ее значение позволяет выделить ее в отдельное направление регулирующей деятельности государства. Речь идет о создании и сохранении определенной системы цен, а также формировании инфраструктуры, которая обеспечит развитие рынков земли, капитала, продуктов производства, технологий и т. д.

Еще одной из ключевых функций государства в регулировании агропромышленного комплекса является внедрение национальных производителей и потребителей в международную систему сельскохозяйственного производства.

В основе любого регулирования лежит ряд принципов, на основании которых формируются конкретные направления деятельности государства. В агропромышленной сфере к таким принципам принято относить следующие:

  1. предоставление равных возможностей участникам сельскохозяйственного производства в получении государственной помощи;
  2. обеспечение равного доступа всех участников сельскохозяйственной отрасли к информации о состоянии рынка и об аграрной политике государства;
  3. создание условий для совершенной конкуренции на ресурсном рынке и рынке продовольственной продукции;
  4. закономерность развития аграрной политики государства и ее стабилизация;
  5. гарантирование свободного участия различных сельскохозяйственных объединений (союзов и ассоциаций сельхозпроизводителей) в разработке и реализации государственной политики в данной отрасли [7].

Помимо перечисленных выше принципов, которые сформулированы прямо в законе и коррелируют с предписаниями Конституции, выделяются и другие, связанные с особенностями регулирования агропромышленного комплекса:

‒ независимое осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с законом;

‒ свобода распоряжения собственностью субъектами сельскохозяйственного производства;

‒ существование определенных пределов государственного вмешательства в сельскохозяйственные отношения;

‒ декриминализация аграрной политики;

‒ соблюдение прав граждан в сельском хозяйстве и др.

Для проведения эффективной аграрной политики государство использует широкий инструментарий государственного регулирования экономической системы. Существуют следующие формы такого регулирования: административное, экономическое и правовое. Последняя форма выделяется не всеми исследователями, потому что законодательная основа присуща как административным, так и экономическим методам, поэтому обособление правовой составляющей бессмысленно.

Административное регулирование используется, как правило, органами управления, в компетенцию которых входит координация деятельности субъектов агропромышленного комплекса. Такой метод воздействия имеет непосредственное отношение к властным полномочиям управленческих структур и возможностью применения ими мер запрета, разрешения и принуждения (в отличие от экономических форм, где используется дополнительное материальное стимулирование). При этом решения таких органов имеют обязательную силу для тех, в отношении кого они принимаются. К административному регулированию относят корректировку технических аспектов сельскохозяйственного производства и оборота произведенной продукции, установление определенных стандартов качества и квот; осуществление лицензирования и сертификации; предъявления требований ветеринарного и санитарного контроля; регулирование отношений на рынке сельского хозяйства в соответствии с трудовым и антимонопольным законодательством.

Через принятие государственными органами управления постановлений и других административных решений происходит разработка экономических мер влияния на агропромышленный комплекс страны. При этом метод экономического воздействия подразумевает стимулирование заинтересованности производителей в наращивании темпов производства качественной продукции путем применения различных экономических поощрений. Особенность таких методов в том, что у участников хозяйственных отношений есть право выбора и принятия самостоятельного решения в зависимости от их персональной экономической выгоды.

Методы государственного регулирования можно разделить на прямые и косвенные. Так, прямые методы лишают субъектов сельскохозяйственного рынка возможности независимого поведения в отдельных аспектах — они должны действовать в строгом соответствии с законодательными предписаниями государства: например, устанавливаются императивные нормы таможенного оформления сельскохозяйственной продукции, семян и удобрений и т. д. Прямые методы являются более действенными, так как направлены на достижение конкретного результата в течение короткого промежутка времени путем следования четким алгоритмам или воздержания от каких-либо действий субъектами АПК. Но такое императивное воздействие государства плохо коррелирует с основами рыночной экономики, и его следует чередовать с применением косвенных методов.

Используя косвенные методы, государство оказывает влияние на рынок опосредованно: скорее, создает ориентиры для принятия субъектами самостоятельных решений. Так, к косвенным методам, применяемым в аграрной политике, относятся экономическое планирование; разработка стратегии развития сельского хозяйства; регулирование ценовой политики; поддержка использования технологий и т. д. Основным достоинством такого косвенного регулирования государства является его невмешательство в нормальное функционирование рынка, динамику рыночных отношений. Несовершенство такого подхода заключается в том, что в силу диспозитивности применяемых мер участники рынка воспринимают их не сразу, оценивая, прежде всего, свой экономический интерес. Исходя из вышесказанного, несложно сделать вывод о том, что для прямого воздействия характерно использование преимущественно административных средств, а для косвенного — экономических.

Еще одна классификация форм государственного регулирования подразумевает их разделение на:

  1. бюджетные (связаны с предоставлением различных льгот, выплатой субсидий, финансированием социальных нужд населения; выделением средств на развитие науки, образования, разработку новых технологий);
  2. налоговые (формирование эффективной системы налогообложения сельскохозяйственных организаций и предприятий);
  3. кредитные (предоставление субъектам сельскохозяйственного рынка возможности использования кредитных ресурсов для дальнейшей их реализации в целях производства сельскохозяйственной продукции);
  4. ценовые меры (установление «твердых» цен на отдельные категории продуктов в соответствие с доходами населения).

Государственное регулирование будет эффективным только, если оно будет основано на признании следующих задач основой деятельности государства в АПК:

‒ придание цели развития агропромышленного комплекса первостепенного значения;

‒ признание экономической слабости сельскохозяйственных товаропроизводителей и оказание им поддержки на монополизированных рынках аграрной техники;

‒ установление единообразия федерального и регионального подходов к координированию деятельности органов, которые оказывают ресурсную поддержку АПК (данный принцип реализуется через проведение государством единой ценовой политики с целью стабилизации доходов производителей и обеспечения их необходимыми ресурсами и средствами производства);

‒ выбор методов и конкретных мер воздействия с учетом особенностей территории субъекта, ее аграрного потенциала и перспектив производства (следует увеличивать объем финансирования регионов с более широкими возможностями обеспечения эффективности сельскохозяйственного производства, так как именно эти субъекты в большей мере обеспечивают высокий уровень продовольственной безопасности страны и позволяют осуществлять внедрение российского производителя на мировой рынок);

‒ разработка стратегий, позволяющих эффективно расходовать ресурсы согласно теории «зеленой» экономики: уменьшать затраты при производстве, которые на данный момент превышают показатели развитых стран.

Таким образом, государству принадлежит важная роль в регулировании агропромышленного комплекса России, от развития которого зависит функционирование множества других отраслей. Для того, чтобы агропромышленный комплекс продолжал планомерно и стабильно наращивать объемы производства, государство должно осуществлять грамотное финансирование отрасли, тщательно формировать целевые программы, разработать эффективную систему льготного кредитования сельскохозяйственных предприятий, осуществлять поддержку лизинга в АПК; проводить политику протекционизма, защищая отечественных производителей; а также поощрять расширение экспорта. Эффективная аграрная политика государства, ориентированная на удовлетворение интересов всех субъектов рынка, поможет отечественному производству выйти на новый уровень и справиться со сложной экономической ситуацией, сложившейся в нашей стране на данный момент.

Литература:

  1. Бугай Ю. А. Анализ стратегий воздействия государства на развитие экономики/Ю. А. Бугай, С. А. Кореннов // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2016. № 8
  2. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. М., 2005. С. 71.
  3. Лужков Ю. М. Сельский капитализм в России: столкновение с будущим / Ю. М. Лужков. М., 2005.
  4. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс. М., 2001. С. 244.
  5. Тотьев К. Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя. М., 2003. С. 25.
  6. Федеральный закон от 14.07.1997 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»// Российская газета. № 143. 26.07.1997. (Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.)
  7. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»// Российская газета. № 2. 11.01.2007.
  8. «Хартия экономических прав и обязанностей государств» (Принята 12.12.1974 Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 135–145.
  9. Hertog, 1999. Цит. по: Тамбовцев В. Л. Теории государственного регулирования экономики: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 19.
Основные термины (генерируются автоматически): государственное регулирование, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное производство, сельское хозяйство, государство, сельскохозяйственная продукция, мера, отношение, экономическая сфера, аграрная политика.


Похожие статьи

Государственное регулирование аграрного сектора экономики

Рассмотрены методы, принципы и задачи государственного регулирования развития аграрного сектора экономики России. Обоснованы направления и направления регулирования агропромышленного комплекса Краснодарского края в условиях санкционного режима.

Актуальные направления и меры государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации

В статье рассматриваются основные направления государственной поддержки агропромышленного комплекса России, анализируются объемы финансирования и распределения средств по каждому из направлений.

Экологические проблемы в области правового регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации

В статье обосновывается необходимость создания системы отраслевого государственного управления агропромышленным комплексом, разработки и принятия ряда нормативных правовых актов, которые позволят завершить в основном формирование целостной системы аг...

Методы и формы государственного регулирования экономики

Статья посвящена изучению характерных черт государственного регулирования экономики. Представлены основные формы и методы этого вида регулирования, определена важность данных институтов и процесса их практической реализации.

Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ

Статья посвящена рассмотрению институционального регулирования малого бизнеса в РФ, также охарактеризованы ключевые формы государственной поддержки соответствующих субъектов предпринимательства. Определены основные проблемы в данной сфере и предложен...

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации и перспективы их преодоления

В статье рассматриваются ключевые спорные моменты правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации, а также перспективные направления их преодоления.

Особенности правового регулирования финансового контроля

В работе рассмотрены основные теоретические аспекты правового регулирования финансового контроля. Автором определен финансовый контроль как часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Выделены основы правового регулирования...

Совершенствование нормативно-правового регулирования сферы туристской деятельности в Российской Федерации с 2000 по 2022 годы

В статье рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие сферу туризма в Российской Федерации. Анализируются эволюционные процессы законодательной базы в данной сфере, а также предлагаются некоторые пути ее совершенствования.

Роль государственного регулирования для внешнеэкономической деятельности и деятельности рынка

В статье поднят вопрос о значении государственного регулирования во внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены основные цели регулирования внешнеэкономической деятельности, классификация внешней торговли.

Похожие статьи

Государственное регулирование аграрного сектора экономики

Рассмотрены методы, принципы и задачи государственного регулирования развития аграрного сектора экономики России. Обоснованы направления и направления регулирования агропромышленного комплекса Краснодарского края в условиях санкционного режима.

Актуальные направления и меры государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации

В статье рассматриваются основные направления государственной поддержки агропромышленного комплекса России, анализируются объемы финансирования и распределения средств по каждому из направлений.

Экологические проблемы в области правового регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации

В статье обосновывается необходимость создания системы отраслевого государственного управления агропромышленным комплексом, разработки и принятия ряда нормативных правовых актов, которые позволят завершить в основном формирование целостной системы аг...

Методы и формы государственного регулирования экономики

Статья посвящена изучению характерных черт государственного регулирования экономики. Представлены основные формы и методы этого вида регулирования, определена важность данных институтов и процесса их практической реализации.

Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ

Статья посвящена рассмотрению институционального регулирования малого бизнеса в РФ, также охарактеризованы ключевые формы государственной поддержки соответствующих субъектов предпринимательства. Определены основные проблемы в данной сфере и предложен...

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации и перспективы их преодоления

В статье рассматриваются ключевые спорные моменты правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации, а также перспективные направления их преодоления.

Особенности правового регулирования финансового контроля

В работе рассмотрены основные теоретические аспекты правового регулирования финансового контроля. Автором определен финансовый контроль как часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Выделены основы правового регулирования...

Совершенствование нормативно-правового регулирования сферы туристской деятельности в Российской Федерации с 2000 по 2022 годы

В статье рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие сферу туризма в Российской Федерации. Анализируются эволюционные процессы законодательной базы в данной сфере, а также предлагаются некоторые пути ее совершенствования.

Роль государственного регулирования для внешнеэкономической деятельности и деятельности рынка

В статье поднят вопрос о значении государственного регулирования во внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены основные цели регулирования внешнеэкономической деятельности, классификация внешней торговли.

Задать вопрос