Актуальные проблемы государственного контроля в сфере агропромышленного комплекса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 07.04.2019

Статья просмотрена: 858 раз

Библиографическое описание:

Каримов, С. А. Актуальные проблемы государственного контроля в сфере агропромышленного комплекса / С. А. Каримов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57897/ (дата обращения: 16.12.2024).



Агропромышленный комплекс (АПК) — включает в себя определенный ряд отраслей экономики, производство и переработку сельскохозяйственной продукции, а также производство средств производства для удовлетворения всех потребностей сельскохозяйственного производства.

Агропромышленный комплекс страны представляет собой открытую, целостную социально-экономическую систему, в свою очередь, состоящую из взаимосвязанных структурных элементов, каждый из которых обеспечивает развитие как других элементов, так и всей системы сельского хозяйства в целом. Следовательно, стоит отметить, что эффективное и полностью скоординированное функционирование сельскохозяйственных организаций напрямую зависит от грамотной согласованности механизма управления и регулирования всей АПК.

Развитие всех управляющих организаций агропромышленного комплекса, прежде всего государственного управления, является основополагающим резервом значительном повышения эффективности их деятельности, потому как экономическая эффективность является конечным результатом деятельности отдельных сельскохозяйственных организаций.

С ростом и постепенным развитием рыночных отношений, в свою очередь, возрастает существенная важность управления экономическими организациями в грамотном сочетании с экономическими и административными методами государственного управления и регулирования.

Острая необходимость развития государственного управления и контроля также, как правило, обусловлена различными изменениями как внутренней, так и внешней среды функционирования различных сельскохозяйственных организаций.

Создание неуклонно развивающегося российского агропромышленного комплекса в современных условиях непосредственно ставит множество различных проблем, среди которых особенную важность приобретает растущее значение роли и существенного влияния государственного регулирования. Рациональное обеспечение промышленности сырьем, население продовольствием и продовольственная безопасность страны во многом непосредственно зависят от ее успешного решения.

Это, разумеется, связано с устойчивым и грамотным развитием смешанной экономики, в которой рыночное и государственное регулирование социально-экономических процессов объективным образом взаимодействуют. Сельское хозяйство непосредственно оказывает значительное и существенное влияние на уровень национального благосостояния, поскольку его продукция составляет свыше 60 % розничных товаров. [1]

Сложность и комплексное разностороннее влияние агропромышленного комплекса на рациональное развитие общественного производства и современного общества, усиление социальной направленности экономики, выход на путь инновационных преобразований, а также осознание практической значимости культуры и многое другое непосредственно ставит вопрос о государственном участии в развитии данной сферы народного хозяйства.

Между тем, стоит отметить, что на сегодняшний день закономерности и тенденции нового этапа развития российской экономики еще не полностью охватили сознание подавляющего числа участников АПК, что значительным образом снижает управляемость происходящими в ней процессами. С расширением и значительным углублением рыночных отношений управление на всех уровнях комплекса непосредственно становится более упорядоченным и адекватным к новым условиям бизнеса. Однако, следует отметить, что этого по-прежнему недостаточно для полного удовлетворения требований современного рынка.

Данная ситуация на национальном и региональном уровне, в свою очередь, проявляется в принятии решений, которые непосредственно являются чрезмерно обобщенными или чрезвычайно узкими.

Это значительно снижает эффективность управления на протяжении всего воспроизводственного цикла.

Актуальные проблемы агропромышленного комплекса Российской Федерации и ее многочисленных регионов непосредственно связаны с острой необходимостью быстрой адаптации к новым экономическим реалиям XXI века:

– вступлению России в ВТО,

– падению цен на нефть,

– введению режима санкций западных стран и др.

Недружественные действия многочисленных торговых партнеров нашего государства ставят современное российское общество в его экономическом измерении перед следующими фактами:

– в любое время, которое партнеры сочтут целесообразным, иностранные поставщики (не только в рамках санкций) могут полностью прекратить доступ отдельных российских организаций и целых отраслей к финансовым (инвестиционным) ресурсам;

– аналогичным образом доступ российских потребителей к современному оборудованию и технологиям может быть также полностью закрыт;

– в общем случае доставка любых активов может быть также прекращена, если это будет, в свою очередь, сочтено целесообразным властями стран, фирмы которых непосредственно осуществляют поставку. [2]

Если ограничиться исключительно пассивным принятием этих фактов, не предпринимая каких-либо усилий по грамотному изменению ситуации, то, очевидно, со временем определённая устойчивость экономического развития нашей страны будет все больше напрямую зависеть от различных внешних факторов, которые по определению не могут устраивать государство как субъект национальная экономическая политика.

Полное отсутствие эффективных форм и методов государственного воздействия на экономику агропромышленного комплекса непосредственно является одной из весомых причин отстающих рыночных реформ в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности.

В результате они до сих пор не дают каких-либо ощутимых результатов, налицо проявления кризисных ситуаций, в частности, в аграрном секторе, а также острая нехватка государственных инвестиций в планомерное развитие комплекса, происходит определённый переход конкретной части его производства в нерегулируемый сектор экономики.

Устранение подобной ситуации, по сути, невозможно без действительно активного вмешательства государства на всех уровнях (юридическом, экономическом, а также социальном).

Это непосредственно предполагает обязательное наличие эффективного государственного регулирования развития аграрной экономики и абсолютно всего агропромышленного комплекса, как в общегосударственном масштабе, так и в каждом отдельном регионе.

Стоит сделать вывод, что логическим продолжением процесса значительного увеличения производства после конечного достижения достаточной степени концентрации национального капитала и развития внутреннего рынка непосредственно является полный доступ к зарубежным рынкам.

Это решение, в дополнение к очевидному увеличению выручки, непосредственно продиктовано действительно объективными выгодами, такими как диверсификация рисков в различных сферах поставок, а также получение эффекта масштаба при существенном увеличении объема производства, в том числе возможность получения положительной курсовой разницы от продажи валютной выручки. [3]

В то же время следует обязательно иметь в виду, что при выходе на зарубежные рынки национальное производство непосредственно складывается со значительно более серьезным уровнем конкуренции и более высокой конкурентоспособностью продукции, обращающейся на мировом рынке, поскольку, по сути, страны предлагают на мировой рынок лишь те товары, в которых они преуспели больше всего.

Таким образом, необходимо выделить, что мотив существенного повышения эффективности национального и регионального производства, который неизменно присутствует, непосредственно обусловленный конкуренцией различных хозяйствующих субъектов, в современных условиях предстоящего выхода на зарубежные рынки значительным образом возрастает, а также повышение эффективности национального производства, как правило, становится вершиной приоритета, которым должны заниматься производители, и, соответственно, государство как субъект экономической политики. [4]

Концепция социально-экономического развития России до 2025 года непосредственно предусматривает полное возвращение нашей страны к мировым технологическим лидерам по производству сельскохозяйственной продукции, а также четырехкратное увеличение производительности труда в основополагающих отраслях экономики, значительное увеличение доли среднего класса до 70 % от общей численности населения и существенное увеличение продолжительности жизни — до 75 лет.

Концепция, в свою очередь, также определяет основополагающие приоритеты государственной агропромышленной политики:

– многочисленные инвестиции в сельское хозяйство,

– рост образования, науки, а также сферы здравоохранения,

– построение национальной инновационной системы агропромышленного комплекса,

– развитие всех многочисленных преимуществ модернизации экономики,

– развитие новых конкурентоспособных отраслей экономики,

– реконструкция и значительное расширение производственной, финансовой, а также социальной инфраструктуры.

Поскольку целью государственной системы управления сельским хозяйством является максимально эффективное использование ресурсов для максимизации прибыли, необходимо следить за оценкой эффективности использования ресурсов агропромышленными предприятиями и сельскохозяйственными организациями.

Стоит сделать вывод, что многочисленные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса в современной практике деятельности органов государственной власти являются действительно важной частью реализации государственной аграрной политики, в том числе защиты интересов их производителей сельскохозяйственной продукции.

Совершенствование механизмов государственного регулирования аграрного сектора экономики должно быть непосредственно направлено на значительное улучшение использования их как природных, человеческих, так и материальных ресурсов, а также создание эффективной институциональной среды, рациональное обеспечение роста, инноваций и различных инвестиций производителей многочисленных групп товаров.

Литература:

  1. Теоретико-методологические аспекты формирования организационно-экономического механизма стимулирования инвестиционной активности в аграрном секторе экономики / Андреев С. Ю. // Конкурентоспособность в глобальном мире: Экономика, наука, технологии. — 2016. — № 8–1 (20). — С. 14–18.
  2. Агропромышленный комплекс России, его развитие и особенности. Программы агропромышленного комплекса [Электронный ресурс]. / URL: SYL.ru: http://www.syl.ru/article/175716/new_agropromyishlennyiy-kompleks-rossii-egorazvitie-i-osobennosti-programmyi-agropromyishlennogo-kompleksa (дата обращения: 20.03.2019)
  3. Институциональные аспекты регулирования рынка труда в аграрном секторе экономики / Андреев С. Ю., Латыш И. С. // Экономика и социум. — 2015. — № 5–1 (18). — С. 89–92.
  4. Сладкова, Т. В. Государственная поддержка агропромышленного комплекса России и участие во всемирной торговой организации / Т. В. Сладкова. — М.: Научные технологии / Экономика и право — ep 15–09 / URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep15–09/1715-a (дата обращения: 20.03.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, государственное регулирование, государственное управление, сельскохозяйственная продукция, значительный образ, мировой рынок, национальное производство, повышение эффективности, существенное влияние.


Похожие статьи

Актуальные проблемы государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и пути их решения

Актуальные проблемы анализа финансового состояния предприятий малого бизнеса

Актуальные проблемы контрольно-надзорной функции в системе государственного управления

Проблемы повышения эффективности правового регулирования деятельности унитарных предприятий

Актуальные аспекты прокурорского надзора в сфере соблюдения экологического законодательства и противодействия экологическим преступлениям

Отдельные вопросы совершенствования работы управляющих организаций в сфере ЖКХ на муниципальном уровне

Актуальные вопросы создания системы экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе

Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства в строительной сфере

Актуальные вопросы профилактики алкоголизма и наркомании

Похожие статьи

Актуальные проблемы государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и пути их решения

Актуальные проблемы анализа финансового состояния предприятий малого бизнеса

Актуальные проблемы контрольно-надзорной функции в системе государственного управления

Проблемы повышения эффективности правового регулирования деятельности унитарных предприятий

Актуальные аспекты прокурорского надзора в сфере соблюдения экологического законодательства и противодействия экологическим преступлениям

Отдельные вопросы совершенствования работы управляющих организаций в сфере ЖКХ на муниципальном уровне

Актуальные вопросы создания системы экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе

Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства в строительной сфере

Актуальные вопросы профилактики алкоголизма и наркомании

Задать вопрос