Проблемы агропромышленного комплекса и перспективы его развития в современной России
Авторы: Ганюхина Оксана Юрьевна, Макарова Юлия Сергеевна
Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2016)
Дата публикации: 05.12.2016
Статья просмотрена: 19829 раз
Библиографическое описание:
Ганюхина, О. Ю. Проблемы агропромышленного комплекса и перспективы его развития в современной России / О. Ю. Ганюхина, Ю. С. Макарова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11469/ (дата обращения: 16.12.2024).
Агропромышленный комплекс (АПК) представляет собой совокупность экономически взаимосвязанных отраслей, специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее промышленной переработке, хранении и реализации, а также отраслей, обеспечивающих сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства [4].
Термин «агропромышленный комплекс» вошел в оборот в середине семидесятых годов, к этому времени он сформировался как единое целое. Формирование агропромышленного комплекса исторически вызвано научно-технической революцией, проникновением ее достижений в сельское хозяйство, усилением связей сельского хозяйства с промышленностью.
Основой продовольственной безопасности страны является эффективное функционирование агропромышленного комплекса, а именно отраслей народного хозяйства, которые несут ответственность за производство, переработку и доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя. Наиболее важным условием решения проблемы обеспечения населения продовольствием — сбалансированное развитие всех звеньев АПК России.
В настоящее время слабое развитие перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса приводит к большим потерям продукции сельского хозяйства.Например, потери собранного зерна составляют около 30 %, картофеля и овощей более 40 %.
Изучение развития агропромышленного комплекса России необходимо для выявления его основных проблем, таких как: значительное сокращение объемов производства, посевных площадей, поголовья скота, усиления инфляционных процессов, удорожания кредитных ресурсов, сокращения государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель.
Особенно актуальна проблема финансового положения сельского хозяйства, которая выражается в незначительных денежных поступлениях от реализации продукции; нехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства, высокой кредиторской задолженностью.
Немаловажной проблемой агропромышленного комплекса России является неразвитость аграрных рынков, отсутствие необходимых систем регулирования. Это препятствует нормальному развитию связей между производителями и потребителями, а именно сбыт сельскохозяйственной продукции по приемлемым ценам.
Говоря о развитии агропромышленного комплекса России, нельзя не уделить внимание сельской местности, которая является местом функционирования всего агропромышленного комплекса. Проблемы данной местности не являются сугубо социальными, они оказывают отрицательное воздействие на экономику аграрного производства. Это выражается, прежде всего, в малом количестве учреждений культуры, народного образования, здравоохранения, нехватка рабочих кадров в данных отраслях, низкая заработная плата. Такая обстановка в сельской местности приводит к миграции, особенно молодых людей, в города, что приводит к процессу старения населения и вымирания российского села. Причина такого переселения заключается в том, что в сельской местности нет других источников дохода, кроме сельскохозяйственной деятельности.
В России за годы реформ существенно сократились инвестиции в агропромышленный комплекс, что отразилось на материально — технической базе. Это привело к сокращению комбайнов и тракторов в сельскохозяйственных организациях страны. Произошла так называемая «техническая деградация» производства.
Научно–технический прогресс является единственной реальной основой эффективных социально-экономических преобразований как на макроуровне, так и на микро, подтверждающаяся на Мировом опыте. Однако в России недооценивают научную и внедренческую сферу агропромышленного комплекса, что, к сожалению, приводит к полному застою развитии науки и техники; теряется авторитет аграрной науки, невостребованность производимой научно-технической продукции; существенно замедляется темп научно-технического прогресса в отраслях агропромышленного комплекса [5].
Без развитого сельского хозяйства и прогрессивного агропромышленного комплекса — позитивное развитие экономики и повышение благосостояния общества невозможно. Для решения проблем агропромышленного комплекса необходима комплексная поддержка со стороны государства, так как функционирование данного сектора экономики нацелено на решение важных социально-экономических задач по обеспечению продовольственной безопасности страны. Для проведения сильной социальной политики государство использовало аграрные реформы, которые выражаются в трех основных этапах в соответствии с изменениями аграрных отношений и агропродовольственной политики [1].
Первый этап аграрной реформы (1990–1999 г.) характеризуется коренными преобразованиями аграрных отношений, в основе которых была ликвидация колхозов и совхозов, приватизация, передача земель в частную собственность, развитие рынка сельскохозяйственных земель, фермерская стратегия.
На втором этапе аграрная реформа была скорректирована и направлена на формирование и реализацию комплексной агропродовольственной политики, создание необходимых условий для преодоления сложившихся негативных тенденций в развитии агропродовольственного комплекса. В этот период был разработан ряд важных документов: «Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001–2010 годы», Земельный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002г. № 858 «О федеральной целевой программе» «Социальное развитие села до 2013 года» и др.
Переход к третьему этапу — начало реализации Приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в 2006г. На этом этапе приняты ФЗ от 29.12.2006 г № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг., принятый Правительством РФ от 16 июня 2007г. В них изложены сущность, цели государственной аграрной политики и ее основные направления, а также ресурсное обеспечение.
Государственное регулирование аграрного комплекса является одной из главных составляющих системы государственного регулирования экономики [3]. От продуманности основных форм, методов, инструментов аграрной политики зависит состояние всего агропромышленного комплекса. Эффективно работающей программой за последнее время, которая осуществляет реализацию государственной политики в сфере агропромышленного комплекса, является национальный проект «Развитие Агропромышленного комплекса».
В настоящее время, начался четвертый этап реформирования агропромышленного комплекса, который связан с вступлением России во Всемирную торговую организацию. В рамках этого процесса была сформирована стратегия развития агропромышленного комплекса России и установлены направления его развития.
Для того чтобы понять, какова эффективность агропромышленного комплекса сейчас, необходимо обратиться к статистическим данным. В последние годы в результате мер, осуществленных федеральным центром и администрациями субъектов Российской Федерации, по стабилизации и повышению эффективности агропромышленного производства сохранялись положительные тенденции в развитии АПК, которые были продолжены и в 2010–2011 году. По исследованиям Росстата, в 2010 году общий объем производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах вырос по сравнению с предыдущим годом. Увеличился объем продукции растениеводства на 17,6 % и продукции животноводства на 3,4 %. Росту производства продукции растениеводства способствовали меры, принятые как на федеральном, так и региональном уровнях [2]. В сельском хозяйстве проведена земельная реформа и реорганизация сельхозпредприятий.
Государственное регулирование в агропромышленном комплексе предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства. Государственное регулирование в современной действительности выражается в программе Правительства Российской Федерации по импортозамещению до 2020 года, которая была подвержена корректированию в результате введения санкций против Российской Федерации. Вопросы и проблемы агропромышленного комплекса являются центральными в данной программе, так как эффективные результаты работы именно сельского хозяйства могут обеспечить продовольственную безопасность страны, дать толчок в развитии как крупного, так среднего и мелкого фермерства. Задачи минимизации импорта сельскохозяйственных товаров были поставлены государством еще в 2010 году и заключались в медленном замещении импортного товара на рынке, но в условиях введения санкций, данные перспективы были изменены, так как образовавшаяся брешь в рынке позволила занять данное место отечественным производителям. Результатом данной политики должно стать самообеспечение ключевыми продуктами на 80–95 % к 2020 году.
Одной из тенденций развития агропромышленного комплекса является развитие собственной научной базы и технологической отрасли. Важнейшим фактором развития сельского хозяйства является создание собственной базы квалифицированных кадров. На сегодняшний день в стране функционируют более 50 аграрных высших учебных заведений, выпускающих ежегодно более 25 000 специалистов, которые способны покрыть свободные места на рынке труда сельского хозяйства. Благодаря развитию научной базы агропромышленного комплекса, в современном этапе развития играют большую роль исследования в области ведения сельского хозяйства, селекции новых видов растений и животных, более устойчивых к паразитам, болезням, обладающих высокими продуктивными качествами.
Проведя исследование в области государственного регулирования агропромышленного комплекса России, можно сделать вывод, что в результате работы предложенных программ наметились положительные тенденции в функционировании агропромышленного комплекса. Россия вступила в последний этап реформирования агропромышленного комплекса — вступила в ВТО, но в то же время, в условиях современного внешнеполитического положения страны, а именно в условиях введения санкций, Россия вынуждена выйти на новый этап. Конечным итогом данного этапа должно являться замещение импортных товаров отечественными производителями, и в первую очередь это относится к сельскому хозяйству, так как, имея необходимую продовольственную базу, Россия сможет достичь наиболее полного самообеспечения, что будет являться показателем торговой и социальной безопасности нашей страны. По мнению специалистов в области агропромышленного комплекса нужно быть готовым к тому, что потребуются корректировки в программах. Государству нужно разрабатывать стратегии развития и вовремя принимать необходимые меры для дальнейшего эффективного функционирования агропромышленного комплекса России.
Литература:
- Аграрное право: Учебное пособие / Отв. ред. д. ю. н., проф. С. А. Боголюбов и к. ю. н. Е. Л. Минина. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2000. — 480 с.
- Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство. С 29 в России. 2015: Стат. сб. / Росстат — M., 2015. — 201 c.
- Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК / Экономист, 2007, № 7.
- Хорохорин А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения. Экономист, № 9, 2005.
- Экономика отраслей АПК / Под ред. Минакова И. А. — М.: Колос С, 2004.