Термины «стратегическое планирование» и «стратегическое управление» в обыденной речи часто воспринимаются как синонимы. Однако это не так. Строго говоря, стратегическое управление состоит из стратегического планирования, реализации выработанной стратегии и стратегического контроля. Но и в теории, и на практике самое сложное — это составление стратегического плана развития той или иной организации, того или иного проекта. Именно поэтому стратегическое планирование необходимо рассматривать как центральное звено стратегического управления.
Стратегический план - программа укрупненных действий для достижения поставленных целей. Стратегическое планирование — процесс определения конкретных целей организации и направлений действий для их осуществления в соответствии с принятой стратегией. Стратегическое планирование обеспечивает конкретизацию стратегии и достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка миссии и определение конкретных целей, обеспечивающих ее реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов стратегического анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах.
Последовательность действий, составляющих стратегическое планирование, представлена на рис. 1. Все начинается с выработки миссии и целей. Сформулированная миссия позволяет определить измеримые цели, выраженные в соответствующих показателях. На практике после уточнения целей нередко вновь уточняется миссия, и цикл начинается заново.
Рис. 1. Цикл стратегического планирования
Следующий шаг стратегического планирования — это определение параметров внешней среды, влияющих на деятельность организации. Такая работа имеет исследовательский характер и нередко выполняется сторонними организациями. Полученные результаты исследования внешней среды нередко заставляют вновь уточнить миссию и цели, таким образом, процедура стратегического планирования вновь возвращается на первоначальный этап.
Успех любой стратегии, любого плана проверяется результатами их внедрения, реализации. Известно, что на практике по тем или иным причинам реализуется лишь небольшой процент сформулированных и даже обнародованных стратегий. По данным официальной статистики США, из списка наиболее успешных компаний Fortune-500 через 10 лет после опубликования выбывает примерно половина. Можно привести в качестве аналогичного примера судьбу отечественных новоиспеченных и весьма успешных лидеров сферы информационных технологий начала 90-х годов XX века - Sunrise, «Лэнд» и др.,- к началу нового столетия о них уже мало кто мог даже вспомнить. Каковы бы ни были произошедшие за этот период изменения окружающей среды бизнеса, можно с достаточной степенью достоверности утверждать, что и стратегии этих организаций не выдержали испытания временем.
Насколько важно определить изначальные цели развития, показывает пример нашей страны. Многие показатели социально-экономического развития, запланированные в начале 60-х годов как рубежи построения коммунизма, были действительно достигнуты, как и намечалось, к 80-м годам, но не принесли удовлетворения обществу прежде всего потому, что находились в плену базовых, уже сложившихся установлений и ограничений и ни в коей мере не посягали на реорганизацию структуры внутреннего и внешнего пространства экономической и социальной деятельности. Все дело было в том, что в программах начала 60-х годов главный упор делался на объемных показателях материального производства. Именно они были декларированы как приоритетные цели, в то время как требовался учет новых тенденций развития изменившегося мира, учет социальной и политической составляющей, учет эффективности распределения, учет все возрастающего третичного сектора общественного производства в противовес производству вещественных материальных благ.
На следующем этапе стратегического планирования проводится так называемый СВОТ-анализ, который выявляет положительные и отрицательные внешние и внутренние факторы деятельности организации или проекта [1]. Стратегический анализ включает в себя не только анализ плюсов и минусов существующей ситуации, но и внешних тенденций. Результаты СВОТ-анализа часто заставляют вновь вернуться к формулировке миссии и целей и дополнить исследование внешней среды. Именно этот шаг на схеме (см. рис. 1) представлен пунктирными линиями.
Формулировка миссии, целей, СВОТ-анализ — все эти элементы стратегического планирования с успехом использовались и используются в практике не только коммерческих, но и государственных организаций, причем они использовались несколько столетий назад.
Агропромышленный комплекс, как и другие сферы и секторы экономики, пытается ставить и решать стратегические задачи, дополнить существующую систему планирования элементами и механизмами индикативного и стратегического планирования.
Ключевым вопросом развития отрасли является вопрос - в какой мере стоит планировать гармоничной развитие всех отраслей, в связи с существующей общемировой тенденцией межстрановой и межконтинентальной специализации на производстве тех или иных видов продукции сельского хозяйства. Другими словами, необходимо предусмотреть, в какой мере необходимо запланировать импорт и экспорт продукции, а в какой - производство для собственных нужд населения и промышленности. Эти вопросы тесно связаны с экспортно-импортной политикой государства в целом и в масштабах отдельной конкретной сельскохозяйственной отрасли.
Разработки отечественных ученых по проблемам стратегического планирования, в основном, строятся на зарубежной методологии; отсутствуют научно обоснованные методики и рекомендации отраслевого характера, в частности, по стратегическому планированию и управлению в аграрном секторе экономики.
Постоянно изменяющаяся внешняя среда, усиливающаяся конкуренция на агропродовольственных рынках, непрерывно совершенствующиеся и обновляющиеся технологии, появление более гибких управленческих структур и организаций, сложность принятия управленческих решений (последствия ошибок становятся все более серьезными), рост ожиданий потребителей, диверсификация персонала, сокращение жизненного цикла продукта, возникновение новых стратегических альянсов и ряд других факторов требуют от субъектов АПК нового уровня планирования своих долгосрочных целей и эффективных стратегий, что, естественно, актуализирует избранную тему исследования.
Развитие агропромышленного комплекса является стратегическим приоритетом государственной социально-экономической политики. Наряду с задачей увеличения производства и повышения качества отечественных продуктов питания в агроэкономике, важное значение имеют социальные проблемы, как всего российского общества, так и его регионов, в особенности тех, которые имеют существенные диспропорции в социально- экономическом развитии и значительное отставание по жизнеспособности сельских регионов, здоровью населения, качеству пищевых продуктов.
В системе прогнозирования и стратегического планирования регионального агропромышленного комплекса, с учетом его специфики и исходя из основ прогнозирования российской экономики, важное место занимает комплексный анализ тенденций развития агропромышленного комплекса за предшествующий период и выявление особенностей его ресурсного потенциала.
В Ульяновской области принята «Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года», где определены перспективы развития агропромышленного комплекса в районах Ульяновской области. На долю сельского хозяйства (на 01.01.2008) приходится 10,4% валового регионального продукта.
В сельской местности проживает 351,9 тыс. человек или 26,8 % от общей численности населения Ульяновской области. В сельском хозяйстве Ульяновской области занято 80,4 тыс. человек, или 14,0% от работающего населения Ульяновской области.
В Ульяновской области во всех категориях хозяйств имеется 2083,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий (56 % территории), из них 1604,1 тыс. га – пашня (1,1% от сельхозугодий и 1,4% от пашни России; 4,0% от сельхозугодий и 4,7% от пашни по ПФО).
Сельскохозяйственным производством в Ульяновской области занимаются 278 сельскохозяйственных организаций, 1710 крестьянских (фермерских) хозяйств, около 253 тыс. семей имеют личные подсобные хозяйства. В структуре основных фондов доля отрасли в Ульяновской области составляет 6,8%.
Основными отраслями сельскохозяйственного производства являются: молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, выращивание зерновых и производство технических культур.
На протяжении пятнадцатилетнего периода (1990-2005 гг.) развитие агропромышленного комплекса Ульяновской области (далее - АПК) характеризовалось снижением темпов экономического роста и сокращением ресурсного потенциала: объём производства сельскохозяйственной продукции в 2006 году составил 67% к уровню 1990 года, что значительно ниже показателей по Приволжскому федеральному округу (87,1%) и по России (75,3%).
Основной причиной снижения производства продукции растениеводства является сокращение посевных площадей, что объясняется комплексом взаимосвязанных причин (износ машинно-тракторного парка, дефицит людских ресурсов, снижение спроса на корма в связи с сокращением поголовья скота, непропорциональный рост цен на материально-технические ресурсы, низкое количество вносимых удобрений и др.).
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,3 млн. га, в том числе 2,1 млн. га сельскохозяйственных угодий. В гораздо большей степени, чем в растениеводстве, сократилось производство продукции животноводства.
В 2007 году по сравнению с 1990 годом в хозяйствах всех категорий в несколько раз снизилось производство мяса, молока, яиц и других видов сельскохозяйственной продукции.
Основной причиной этого является сокращение численности поголовья скота, которое в хозяйствах всех категорий по данным на 1 января 2008 года в сравнении с 1990 годом уменьшилось в разы.
В настоящее время результаты деятельности АПК Ульяновской области, несмотря на снижение сегодняшних показателей к уровню 1990 года, характеризуются позитивными тенденциями, начавшимися в 2005 году. По итогам работы за 2005-2007 годы в отрасли отмечается экономический рост. По итогам 2007 года объём выпуска сельскохозяйственной продукции составил 16,8 млрд. рублей или 100,6% к 2006 году. В 2006 году по отношению к 2005 году рост объёма выпуска сельскохозяйственной продукции составил 104,4%; в 2005 году по отношению к 2004 году – 101,7%. В 2007 году в сельском хозяйстве Ульяновской области второй год подряд обеспечен положительный финансовый результат. Если в 2005 году по отрасли был получен убыток в размере 93,6 млн. рублей, то в 2006 году – прибыль в размере 125,6 млн. рублей, в 2007 году – 745 млн. рублей прибыли. Уровень рентабельности по Ульяновской области составил в 2007 году +19%, в 2006 году - + 4%. В 2007 году снизился удельный вес убыточных хозяйств с 50% в 2006 году до 28%. Таким образом, можно отметить улучшение эффективности сельскохозяйственного производства.
Фактическому улучшению эффективности сельскохозяйственного производства за последние два года в значительной степени способствовали меры государственной поддержки.
Кроме увеличения бюджетной поддержки на экономический рост повлияло и улучшение инвестиционной привлекательности региона.
В стратегическом плане дальнейшее развитие АПК Ульяновской области при сохранении многоукладной аграрной экономики должно быть направлено на развитие крупно-товарного производства сельскохозяйственной продукции.
Ведущую роль в АПК Ульяновской области будет играть агроиндустриальный кластер, представляющий собой особую социально-экономическую систему, результаты функционирования которой в значительной мере определяются совокупностью внешних условий, таких как состояние социальной сферы села, помощь государственных органов власти и влияние инорегиональных субъектов.
Развитие бизнес-составляющей агроиндустриального кластера Ульяновской области будет осуществляться на основе его дальнейшего структурирования по продуктовому принципу с учётом перспективных отраслей специализации муниципальных образований Ульяновской области по основным видам производимой ими продукции. В результате будет образовано 6 основных подкластеров: мясо-продуктовый; молочно-продуктовый; зерно-продуктовый; плодоовощной; масличный; свекло-сахарный.
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», направленного на привлечение крупного бизнеса в аграрный сектор экономики, позволило создать такие структуры. Примером может служить создание в Ульяновской области вертикально интегрированного агропромышленного холдинга по производству и переработке зерна группы компаний «Сибирский аграрный холдинг» (САХО); строительство свино-комплексов мясокомбинатом «Диком».
Учитывая сложившиеся рыночные тенденции, к 2020 году необходимо увеличить объёмы производства высококачественной пшеницы твёрдых и сильных сортов. В перспективе планируется довести производство зерна пшеницы до 745,0 тыс. тонн в 2011 году с дальнейшим увеличением к 2020 году до 900-1000 тыс. тонн. Урожайность зерновых культур в среднем по Ульяновской области должна составить 28-30 центнеров с гектара.
Для эффективного управления реализацией Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года (далее – Стратегия) необходимо формирование системы стратегического управления развитием Ульяновской области, что подразумевает выделение ряда новых функциональных блоков стратегического управления и совершенствование работы уже имеющихся путём придания им дополнительных функций и включения в системные связи с вновь создаваемыми элементами.
Система стратегического управления развитием Ульяновской области предполагает выработку механизмов эффективного взаимодействия и согласования стратегических решений с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, а также руководством крупнейших предприятий Ульяновской области.
Функции стратегического управления в Ульяновской области реализуются на трёх уровнях – региональном, муниципальном и уровне хозяйствующих субъектов.
Стратегический план не является чисто административным документом. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым все заинтересованные лица — руководство, собственники, работники, клиенты, общественность, - принимают на себя определенные обязательства. Стратегический план — это не столько директива, сколько свод согласованных правил и требований к персоналу предприятия, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для развития организации, которые необходимо предпринять. Процесс стратегического планирования направлен не только на поиск приоритетных направлений развития организации, но и на поиск определенного консенсуса, на вовлечение в принятие решений — а значит, и в их реализацию - широкого круга работников организации. Таким образом, речь идет о механизме стратегического партнерства как внутри, так и за пределами организации, т. е. о механизме поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие организации, с учетом их интересов и при их участии. План адресован не только руководству предприятия, но и работникам, клиентам, инвесторам и собственникам. Он задает ориентиры для всех, показывает перспективу развития организации.
Перспективы необходимого и возможного возрождения сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса связаны с инновационными факторами развития, со структурной перестройкой и комплексным решением социальных проблем села. Успехи сельского хозяйства развитых и ряда развивающихся стран позволяют оптимистично смотреть на перспективы развития агропромышленного комплекса при преодолении имевших место негативных тенденций. Преодолеть сложившиеся негативные тенденции в развитии агропромышленного комплекса в целом по стране и в регионах возможно на основе выработки и последовательной реализации долгосрочной стратегии инновационного обновления и повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса как центрального звена перспективной социально- экономической и аграрной политики государства.
В стратегии необходимо предусмотреть дифференцированную инновационную политику для разных экономических укладов агропромышленного комплекса. Приоритетное внимание необходимо уделить инновационному обновлению и повышению продуктивности хозяйств. Необходимо создать региональные центры и сеть агрозоотехнических пунктов, которые могли бы осуществить бонатировку почв, снабжение и прокат сельхозтехники, снабжение качественными семенами и продуктивными породами скота, агрономическое и зоотехническое обслуживание хозяйств, создать действенную и эффективную систему по переработке и продаже сельскохозяйственной продукции, оказывать помощь государственным племенным и семеноводческим хозяйствам как очагам инновационного обновления аграрного сектора, развивать научные исследования с учетом национальных традиций в экономике .
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, в стратегии долгосрочного развития АПК важное значение имеет развитие транспортной системы , учет товарности всей сельскохозяйственной продукции, высокой порайонной и внутрихозяйственной специализации производства.
Россия еще только подходит к необходимости стратегического планирования. Разумеется, и в нашей стране у него есть определенные предшественники, как в теории, так и особенно в практике управления. План ГОЭЛРО, в частности, был ориентирован на создание новых возможностей по проведению индустриализации всей страны и в этом отношении представлял собой вектор «из будущего», как и в целом стратегия индустриализации, да и любая стратегия прорыва.
-
- Литература:
Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник — М.: Гардарики, 1998.-С. 69-86.
Гапоненко A.Л. Стратегия социально-экономического развития; страна, регион, город. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - С. 17-31.
Гапоненко A.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. - С. 294—298.
Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. — СПб.: Питер, 2001. - С. 290-298.
Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. — М.: ЮНИТИ, 1998.-С. 47-69.
Кадиев А.А. Прогнозирование и стратегическое планирование регионального агропромышленного комплекса.- uploads/2010/02/kadiev-aa.
Чемезов А.С. Развитие стратегического планирования в сельском хозяйстве: на материалах АПК Свердловской области: диссертация ... канд.экон.наук: 08.00.05 / Чемезов Алексей Сергеевич; [Место защиты: Ур. гос. с.-х. акад.].- Екатеринбург, 2008.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-8/1024
www.mcx.ru
http://ulgov.ru/gov