Кластер как основа управления промышленными предприятиями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (21) октябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 7616 раз

Библиографическое описание:

Рассказова, А. Н. Кластер как основа управления промышленными предприятиями / А. Н. Рассказова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 97-103. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2142/ (дата обращения: 17.12.2024).

В настоящее время научно-технический прогресс движется не разрозненными предприятиями, а их объединениями с горизонтальными, вертикальными и региональными связями. Конкурентные преимущества промышленных предприятий определяются гибкостью стратегии, способами организации высокотехнологичного производства, развитием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, оперативностью принятия управленческих решений, что в свою очередь требует трансформации управленческих технологий. Примером такой формы объединения, посредством которой реализуются вышеперечисленные критерии, является кластер.

Кластер – это объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.

Кластеры вбирают в себя многие черты предшествующих организационных форм управления предприятиями, существуя с ними параллельно и стимулируя их развитие. Кластерный подход развития промышленных комплексов реализуется на основе принципов системности; интеграции; гармонизации; определения инвестиционного лидера; группировки и консолидации капитала; сочетания контрактации и конкуренции.

Кластер как форма интеграции промышленных предприятий обладает следующими специфическими признаками:

·                    преобладание организационных связей между элементами – предприятиями;

·                    общее управление активами (или частью активов по установленной договоренности);

·                    согласованная производственная деятельность;

·                    объединение на договорной основе следующих функций (или созданием общих подразделений для реализации функций): сбыт, логистика, снабжение, маркетинг;         

·                    не обязательное наличие отношений экономической зависимости между юридическими лицами;

·                    не предусмотрена определенная организационно-правовая форма;

·                    - возможность создание общей производственной инфраструктуры.

Основная задача кластеров состоит в обеспечении производственно-коммерческой деятельности на основе эффективного стратегического альянса и делового сотрудничества.

Выделяются две основные категории кластеров, сформированные по пространственной и функциональной осям. Пространственные группировки подобных и связанных фирм относятся к региональным кластерам. Функционально связанные системы, которые менее ограничены строго определенной территорией – к промышленным кластерам.

Региональный (локальный) кластер – это группа географически сконцентрированных компаний из одной или смежных отраслей и поддерживающих их институтов, расположенных в определенном регионе, производящих схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между фирмами-членами кластера и их сотрудниками.

Под промышленным кластером следует понимать группу территориально локализованных предприятий, научно-производственных и финансовых компаний, связанных между собой по технологической цепочке или ориентированных на общий рынок ресурсов или потребителей (сетевая взаимосвязь), имеющих сетевую форму управления, конкурентоспособных на определенном уровне и способных генерировать инновационную составляющую как основу их конкурентоспособности на рынках. При этом главным отличием концепции кластера от других форм объединения предприятий является то, что все процессы происходят в условиях непрерывной, динамичной конкурентной борьбы внутри рассматриваемой структуры и децентрализации процесса принятия управленческих решений внутри образования кластерного типа.

Так же необходимо отметить такие категории кластеров, так промышленно-ресурсный и транспортно-коммуникационный кластеры.

Промышленно-ресурсный кластер – сконцентрированная, обладающая необходимой инфраструктурой и ресурсной базой группа взаимосвязанных компаний: производителей, поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг, и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Транспортно-коммуникационный кластер включает инженерные системы, трубопроводный транспорт, дорожное сообщение, телекоммуникационную инфраструктуру.

Участниками кластера являются:

·                    базовые предприятия – ядро кластера – промышленные предприятия, специализирующиеся на профильных видах деятельности и производящие финальный для кластера продукт.

·                    субконтракторы и аутсорсинговые предприятия – предприятия, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для базовых предприятий;

·                    ресурсная инфраструктура – предприятия, обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

·                    рыночная инфраструктура – аудиторские, консалтинговые, финансовые, страховые и лизинговые услуги, торговля, операции с недвижимостью;

·                    инфраструктура знаний – научно-исследовательские и образовательные организации;

·                    инвестиционная и инновационная инфраструкутра – бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, центры развития дизайна, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда (субконтрактации);

·                    организационная инфраструктура - некоммерческие и общественные организации бизнеса, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты; агентства регионального и муниципального развития, агентства привлечения инвестиций, агентства по поддержке экспорта товаров.

Основу кластера, как правило, составляет кластерообразующее ядро в виде компаний, производящих финальный продукт. Помимо центральной компании участниками кластеров являются производители и поставщики специализированных ресурсов, услуг, технологий, оборудования, предприятия сопутствующих видов экономической деятельности, инжиниринговые и консалтинговые фирмы, научно-исследовательские организации и образовательные учреждения, кредитные и страховые организации, финансовые институты. Взаимодействие всех участников внутри кластера в конечном итоге направлено на выпуск определенной, целевой для кластера в целом продукции, а взаимодействие с внешней средой происходит через единую логистическую систему, что позволяет минимизировать транзакционные издержки и получить ценовые преимущества.

Рассматривая промышленные кластеры как современную форму объединений промышленных предприятий необходимо обратить внимание на сетевой характер взаимодействия его участников. Одним из признаков сетевой формы управления хозяйственной деятельностью является наличие прямых продолжительных связей между всеми участниками совместной деятельности. Создание такого рода связей как раз и требует компактного географического расположения предприятий с целью снижения транзакционных издержек. Сетизация выражается в отказе от вертикальной иерархии бюрократической организации и в этой связи в переходе к горизонтальным взаимосвязям, в использовании вместо функциональных структур независимых хозяйственных единиц и в этой связи в замене административных отношений контрактными (договорными). При этом кластер «формирует» сеть по двум направлениям: с одной стороны, объединение вокруг крупной компании (кластерообразующего ядра) компаний-поставщиков меньшего размера, а с другой стороны, — концентрацию конкурентных отношений компаний, близких по размерам, юридически самостоятельных и поддерживающих устойчивость друг друга.

Основные преимущества кластера заключаются в распространении инноваций на всю цепочку создания продукта. На основе горизонтальной интеграции формируется строго ориентированная система распространения новых знаний, технологий и инноваций, а не спонтанная локальная концентрация разнообразных технологических новшеств. При этом построение сети устойчивых связей между всеми участниками кластера является важнейшим условием генерирования изобретений, их трансформации в инновации, а в случае коммерческого производства и реализации последних - в конкурентные преимущества всей структуры. В свою очередь, такая форма объединения как раз и требует особых взаимоотношений между организациями: высокого доверия, устойчивых, постоянно развивающихся связей между контрагентами.

В случае сознательного формирования кластера компании, составляющие ядро кластера, начинают реализовывать собственные стратегии, ориентированные на формирование в кластере сетевых взаимоотношений. Кластерориентированные стратегии относятся к стратегическим альянсам как соглашениям о сотрудничестве между предприятиями. Стратегические альянсы являются средством конкурентной борьбы на глобальном рынке при сохранении независимости. Альянсы оказывают влияние на конкуренцию: они могут привести к тому, что объединившиеся компании направят свои усилия в большей степени против общих конкурентов, чем друг против друга. К подобным стратегиям в работе отнесены субконтрактация и аутсорсинг, основанные на выделение ключевых компетенций и фокусировании внимания именно на них.

Процесс субконтрактации подразумевает наличие головного предприятия – «контрактора» и множества малых и средних предприятий – «субконтракторов». Контрактор и субконтрактор заключают между собой соглашение, в соответствии с которым контрактор поручает одному или нескольким предприятиям (субконтракторам) производство деталей, комплектующих или узлов, необходимых для производства конечного продукта. Аутсорсинг предполагает такое взаимодействие, при котором «внешнее» предприятие, продавая заказчику свои товары или услуги, включается в «управленческие контуры» заказчика как функциональное подразделение, оставаясь при этом юридически и организационно независимым. В отличие от обычной кооперации, при которой предприятие приобретает у контрагентов готовые изделия (детали, узлы, агрегаты), аутсорсинг предполагает отказ от собственного бизнес-процесса (например, изготовления отливки или целого узла конечного изделия) и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой организации.

Поскольку кластер является сложным образованием, его построение должно осуществляться в несколько этапов (Рис. 1). Говоря об организационной структуре управления кластером, следует иметь в виду систему целей и их распределение между различными управленческими звеньями системы, а также состав подразделений, внутрисистемные связи, распределение задач и функций, ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающих соотношение централизации и децентрализации. При этом система управления кластером строится под влиянием внутренних факторов, реализации внешних условий формирования и функционирования кластерной структуры.

Рис. 1. Алгоритм формирования промышленного кластера

В качестве внутренних факторов, определяющих характер организационно-управленческого построения кластера, можно выделить:

·                    управленческую стратегию, избранную участниками кластера;

·                    масштаб кластера, его территориальное расположение, виды экономической деятельности объектов управления, их производственно-технологический потенциал;

·                    структуру распределения основных управленческих задач.

Важнейшее отличие кластера от других форм экономических объединений заключается в том, что компании кластера не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими хозяйствующими субъектами, образующими кластер, и за его пределами. Таким образом, в основе кластера лежит сложная комбинация конкуренции и кооперации.

Управление процессом искусственного построения промышленного кластера может осуществляться со стороны так называемого сетевого агента. При этом состав аппарата, структура и функции сетевого агента зависят от возлагаемой на него управленческой нагрузки. В качестве основных его функций можно выделить: координацию участников; прогнозирование, выработку стратегии; финансовое и производственное планирование; контроль выполнения; анализ результатов. В зависимости от конкретной ситуации какая-либо функция может быть либо ограничена, либо расширена и дополнена другими задачами (например, по осуществлению централизованных инновационных программ, оптимизации финансов и т.д.).

Управление кластером с помощью сетевого агента позволяет уменьшить коммерческий риск кластера при сохранении оптимального уровня мобильности, так как роль сетевого агента заключается в осуществлении индивидуальной работы с участниками группы. В этом случае успех кластера во многом определяется квалификацией работников сетевого агента, добросовестности и лояльности руководства предприятий. При сокращении управленческой автономии предприятий снижается коммерческий риск и повышается устойчивость системы ввиду активизации действия управленческого механизма, позволяющего минимизировать возможные ошибки.

При целенаправленном проектировании кластерной структуры необходимо определить требуемое соотношение степени делегирования полномочий и мобильности управления, исходя из задач и характера деятельности участников. Общим критерием эффективного функционирования кластерной структуры является максимизация мобильности группы без ущерба для ее управляемости.

Эффекты от существования кластера можно разделить на две категории: внутренние и внешние.

К внешним эффектам можно отнести: увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней; рост социально-экономических показателей региона (занятости населения, уровня доходов и т.д.); повышение инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования (кластера и региона в целом); увеличение объема привлекаемых инвестиций, в том числе зарубежных; улучшение экологической ситуации; увеличение количества участвующих в формировании кластера предприятий и организаций, в том числе доли малых и средних предприятий.

Среди внутренних эффектов выделены: увеличение масштабов производства и расширение области деятельности; разделение издержек и рисков; рост эффективности производства; повышение стабильности и устойчивости позиций на рынке; снижение издержек на приобретение и распространение знаний и технологий; высокий уровень адаптации к изменению внешней среды; увеличение доли интеллектуального продукта в продукции сформированного кластера; улучшение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности (доход, объем реализации, прибыль, рентабельность, фондоотдача, выработка, материалоотдача и т.д.).

Поскольку кластеры являются сложной системой, элементы которой объединены материальными и финансовыми потоками, их структуру возможно представить в виде ориентированных графов. Данный метод позволяет оценить уровень сложности и тип взаимоотношений между компонентами кластера, эффект синергии. На рис. 2 представлены различные структуры кластеров, расположенные в порядке увеличения синергии.

Рис. 2. Структуры кластеров

Данные структуры показывают развитие кластера от единичного звена (точки развития) до ассоциации, в которой все элементы связаны между собой прямыми и обратными связями. Поэтому понятие кластера, в зависимости от перечисленных параметров, может менять свое содержание и форму: одно предприятие, группа взаимосвязанных предприятий, отрасль, объединение отраслей.

В связи с возрастающей ролью промышленных кластеров задача формирования единой инновационной инфраструктуры, обеспечения эффективного использования национального научно-технического потенциала, создания условий для модернизации промышленности и ускоренного развития ее наиболее преуспевающих, конкурентоспособных сегментов приобретает первостепенное значение.

Учитывая мировой опыт, активизация инновационных процессов в экономике и, следовательно, формирование конкурентных преимуществ экономических систем различных уровней обеспечивается непосредственно через формирование и функционирование промышленных кластеров.

В настоящее время рассматриваемая форма объединения промышленных предприятий выступает в качестве важнейшего объекта экономической, в частности, промышленной и инновационной политики современных государств, проводимой как на национальном, так и на региональном уровне. В этой связи построение и управление промышленными кластерами, объединяющими успешно конкурирующие на внутреннем региональном рынке организации, что обеспечивает конкурентные позиции всей структуры на национальном и мировом рынке, как новой институциональной единицы российской экономики является первостепенной задачей.

Вместе с тем категория промышленного кластера до сих пор продолжает оставаться дискуссионной. Несмотря на значительное число отечественных исследований, не сформирована научно обоснованная модель развития и управления кластером с позиции повышения конкурентоспособности экономики, не определены механизмы управления процессом формирования кластерных структур в рамках промышленной политики.

Несмотря на многочисленные аналитические исследования и при наличии согласованного и принятого большинством ученых определения кластера до сих пор нет единства взглядов на его теоретическую модель. Вследствие этого в большинстве исследований представлено лишь описание кластера с позиций теории, со схематичным изображением его структуры. При этом многообразие схематичных изображений кластеров настолько велико, что не поддается приемлемой группировке для обобщения и выработки методических основ по структуризации кластеров, проведению практических расчетов.

В данной статье предлагается рассматривать кластер как систему взаимосвязанных элементов, а при построении типовой модели кластера следует исходить из модели «Черный ящик» (Рис. 3).

При применении данной модели кластер может быть описан в терминах системного подхода: «поставщики» — ядро кластера — «покупатели» (Рис. 4).

В соответствии с вышесказанным автором предлагается типовая модель промышленного кластера, которая представлена на рисунке 5.

Рис. 3. Модель «Черный ящик»

Рис. 4. Экономическая адаптация модели «Черный ящик»

 


Рис. 5. Типовая модель промышленного кластера


Предлагаемая типовая модель кластера состоит из четырех сегментов:

1) ядро кластера;

2) поставщики предприятий кластера;

3) потребители предприятий кластера;

4) поддерживающая инфраструктура.

Сегмент 1. Ядром промышленного кластера является производственно-технологический комплекс, в который входят предприятие, производящее финальный продукт кластера, субконтракторы, аутсорсинговые предприятия, предприятия технологической специализации и предприятия, предлагающие сопутствующие услуги. Ядром кластера часто является такое предприятие, которое сосредотачивает в себе сборочное производство финального продукта, а так же стратегические бизнес-процессы.

Сегмент 2. Поставщики промышленных предприятий. При этом необходимо проводить оценку влияния поставщиков из других регионов и анализ возможности развития собственных поставщиков, т. е. наращивания кластера.

Сегмент 3. Потребители финального продукта кластера. При этом необходимо понимать, что выходом из кластера является не только конечный продукт, а так же новые отработанные технологии и технологические процессы, которые могут быть использованы при создании других промышленных кластеров; отработанная инфраструктуру кластера; и наконец, экономические преимущества для территории, где расположен кластер.

Сегмент 4. Поддерживающая инфраструктура: научно-образовательные учреждения, инновационная инфраструктура, инновационная и финансовая поддержка и т.д.

Все участники промышленного кластера объединены единой информационной системой, которая позволяет распространять между всеми предприятиями принятые решения без задержек во времени. Это необходимо для гибкости принятия и выполнения решений во всей системе.

 

Литература:

1.    Наролина Т.С., Акулинин С.А. Определение эффективности функционирования промышленных кластеров в экономике региона// Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах: труды всерос. конф. – Воронеж, – 2006. – С. 130 – 133.

2.    Англичанинов В.В., Развитие промышленных комплексов на основе кластерных образований: Монография. / Англичанинов В.В, – Издательство «Вектор ТиС», 2009. – 340 с.\

3.    . Жданова О.И. Кластер как инструмент промышленной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - №9(66).

4.    Самойлов М.А. Субконтрактинг как организационно-экономическая основа формирования и функционирования региональных промышленных кластеров////Экономические науки. - №5 (54), 2009.

5.    Бирюков А.В. Инновационные кластеры: сущность и основное содержание. // Интеграл. – 2008. – №4(42).

6.    Сольский, С.Б. Риски крупных проектов внедрения корпоративных информационных систем / С.Б. Сольский // Экономические аспекты реформирования естественных монополий: межвузовский сборник научных трудов. - Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2005. - С. 89-94.

7.    Крохмаль Л. А. Современные инструменты повышения устойчивости предпринимательства в условиях кластерной организации аграрного производства: Автореф. дис. канд. экон. наук. Владивосток, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): кластер, предприятие, промышленный кластер, ядро кластера, сетевой агент, кластерная структура, связь, структура, участник кластера, конечный продукт.


Задать вопрос