Человеческий ресурс предприятия как исходный продукт системы образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (21) октябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Корнеева, Э. Н. Человеческий ресурс предприятия как исходный продукт системы образования / Э. Н. Корнеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 291-292. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2166/ (дата обращения: 19.10.2024).

Система рыночных отношений и конкурентная борьба на рынке товаров и услуг требует от предпринимателей поиска новых способов получения прибыли. В связи с этим все более важную роль в этой борьбе играют человеческие ресурсы, т.е. совокупность работников одной организационной структуры имеющих общие средства производства, цель деятельности и интерес. Классически в качестве факторов производства учитывается – труд, земля и капитал. Повышение результативности использования земли и капитала требует больших финансовых затрат, поэтому более перспективным направлением в повышении результативности производственного процесса является человеческий фактор. По высказыванию японского специалиста в области управления К. Татеиси «Лишь человек может воспользоваться новыми открытиями. Удалите одно звено – человека -  и самая совершенная система перестанет функционировать»[1, c.74].

Экономика общества представляет собой сложную систему одной из чувствительных точек которой является кадровый потенциал. Проблема качества человеческого капитала как одного из факторов конкурентоспособности современных предприятий приобретает особую актуальность. Детальное изучение вопросов конкурентоспособности российских компетенций проводится в основном в двух направлениях.[2, с.16]:

1)      анализ технологии и методов организации производства;

2)      анализ качества человеческого капитала.

Сегодня персонал представляет собой конкурентное богатство предприятия и обеспеченность квалифицированной рабочей силой, степень ее мотивации, формы работы определяют уровень конкурентоспособности персонала конкретного предприятия.

Совокупность трех элементов - конкурентоспособного персонала, конкурентоспособных технологий и конкурентоспособных методов организации производства и труда позволит предприятию достичь конкурентоспособности на рынке.

Американский экономист Т.Шульц предложил такое определение человеческого капитала: «приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями. Одной из главных форм богатства являются материализованные в человеке знания общие и специальные, его способность к производительному труду» [3, с. 126]. Основной базой приобретения  знаний человеком является система образования и проблема качества подготовки специалистов все чаще выдвигается в ряд наиболее актуальных при рассмотрении вопросов функционирования и развития современной системы высшего профессионального образования.

Существуют разные определения качества. По международному стандарту ISO 9000/2008 «Качество - это степень соответствия присущих характеристик требованиям». По ISO 8402 «Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». Согласно модели делового совершенства EFQM (Европейский фонд по управлению качеством) в системе образования необходимо использовать методы управления качеством образовательной деятельности, т.е. осуществлять ее с учетом:

·         анализа рынка образовательных услуг и труда;

·         обязательных нормативных требований;

·         данных об удовлетворенности потребителей;

·         требований работодателя.

Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов.

Реакцией профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой стало развитие компетентностностного подхода.

Первоначально речь шла не о подходе, а о компетентности, профессиональной компетентности, профессиональных компетенциях личности как цели и результате образования. При этом компетентность в самом широком смысле понималась как «углубленное знание предмета или освоенное умение». По мере освоения понятия происходило расширение его объема и содержания.

В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Компетенции в современной педагогике профессионального образования необходимо рассматривать как новый, обусловленный рыночными отношениями, тип целеполагания в образовательных системах. В чем его новизна, чем отличается этот тип целеполагания от традиционного, академического подхода к формированию целей? Главное отличие состоит в том, что «компетентностная модель освобождается от диктата объекта (предмета) труда, но не игнорирует его, тем самым ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса» [4]. Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Поэтому компетенции «охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности. Только в этом случае молодой специалист станет составной частью того человеческого капитала, который является основным конкурентным преимуществом организации и одним из важнейших факторов определяющих ее успешное функционирование на рынке

 

Литература:

  1. Татеиси К. Теория управления. Менеджмент. М., 2007г.
  2. Горелкина Н.Ю. Формирование стратегии развития рынка конкурентных преимуществ предпринимательской структуры. Автореферат. к.э.н. Мурманск, 2006г.
  3. Самойлова И. Качество человека, как участника производства //Маркетинг. – 1992.- №4.
  4. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. С. 22 – 46.

 

Основные термины (генерируются автоматически): ISO, человеческий капитал, профессиональное образование, EFQM, качество, система образования.


Задать вопрос