Важность практических аспектов в высшем образовании в формировании человеческого капитала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 18.11.2017

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Мацкевич, А. А. Важность практических аспектов в высшем образовании в формировании человеческого капитала / А. А. Мацкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 144-145. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46554/ (дата обращения: 22.11.2024).



XXI век связан с быстрым развитием информационных технологий. Примерно 20 лет назад, люди, чтобы добыть какую-либо информацию ходили в библиотеки, читали газеты. На данный момент интернет стал незаменимой составляющей в нашей жизни, по своей сути мы носим с собой огромную, регулярно обновляющуюся библиотеку. Это кардинально изменило жизнь современного человека. Сейчас можно получить ответ практически на любой вопрос, найти практически любую литературу, которая требуется. Ранее многие специалисты должны были хранить в голове огромное количество информации, поскольку доступ был ограничен, сейчас тенденция такова, что практически каждый человек имеет представление о работе в любой сфере, будь то юриспруденция, экономика и прочие. В современном мире людям, просто не такой необходимости хранить у себя в голове большое количество информации. Мы можем проверить достоверность слов любого специалиста просто зайдя в интернет, ранее такой возможности просто не было, это свидетельствует о том, что ценность образования снижается. В сети существует вся необходимая литература, чтобы изучить практически любое направление, будь то: юриспруденция, менеджмент, иностранные языки, IT-технологии и многие другие. И сейчас многие задаются вопросом: «А какой смысл идти в университет или колледж, если все учебные пособия давно есть в интернете?». И действительно, в своем большинстве современное Российское образование базируется на устаревших принципах, которые уже более не актуальны. Многие ответят это тем, что без учебных заведений у человека не будет документа об образовании и не сможет устроиться на работу. Но как показывает практика, опытные HR-менеджеры и бизнесмены уже не так сильно обращают внимание даже на наличие диплома о высшем образовании. Сейчас решающим фактором при приеме на работу являются навыки, поэтому многие и сталкиваются с достаточно частым и банальным вопросом: «У вас имеется опыт работы?». Под опытом работы, как правило, понимается как накопленные практических знаний, умений, навыков в профессиональной деятельности. Знания, умения, навыки, дифференцируются на такие составляющие, как:

‒ профессиональные;

‒ предпринимательские;

‒ организационные, имеющие ценность и приобретаются только в отдельной организации;

‒ социальные, связаны с социализациями и межличностными взаимоотношениями. [1]

Таким образом, опираясь даже на такой вопрос, можно понять, что умения и навыки являются более предпочтительными, чем теоретические аспекты. Для поддержание этой позиции я приведу в пример пирамиду обучения Эдгара Дейла на рисунке 1.

Рис. 1. Пирамида обучения Эдгара Дейла

Суть этой пирамиды заключается в том, какой процент информации остается у изучающего спустя две недели. Хоть эта теория достаточно спорная по поводу её нескольких составляющих и процентного соотношения, но то, что практическая деятельность является одним из наиболее эффективных способов запоминания — это неоспоримо. И это свидетельствует, что качественное образование должно сочетать в себе практические элементы, для того чтобы сформировать качественный человеческий капитал.

Следует более подробно разобраться в зависимости человеческого капитала от образования. Под человеческим капиталом принято понимать совокупность различных навыков умений и знаний, которые используются для развития общества, организации. Образование одна из тех ступеней, которая формирует качественные кадры для организации. [3] Практически, каждому профессионалу в какой-либо сфере недостаточно одних теоретических знаний, это как минимум связано с тем, что сейчас бурно развивается наука и это приводит к их устареванию. Но существует проблема, связанная с тем, что большинство российских вузов ориентированно на теоретические знания, при этом практически полностью избегает практические аспекты обучения. Это приводит к тому, что нарушается понимание студента собственной специальности. [4] Это связано с тем, что одни и те же теоретические аспекты воспринимаются у людей по-разному и иной раз складываются неправильные представления о специальности и дальнейшей деятельности. Помимо неправильного восприятия, появляется такая проблема как более усложненная и более длительная адаптация нового сотрудника. Это от части уже связано с тем, что у человека могло быть искаженное понятие о его направлении деятельности. Человек, который никогда не работал и не имел практического опыта будет очень долго входить в должность и осваиваться в ней, из этого так же следует временное снижение эффективности работы организации, пока новый работник полностью не вольется в производственный процесс организации. [2] В решении таких проблем заинтересовано общество, то есть в качественном образовании, это одно из тех условий, которое может обеспечить не только экономической рост организации, но и страны. Одной из заключительных проблем, которая возникает с новыми сотрудниками, которые не имели практических знаний, заключается в том, что в первые годы работы, существует риск появления острой потребности в повышении квалификации, что влечет за собой дополнительные расходы для организации. Риски зависят от специфики организации и деятельности, которую выполняет работник в организации, допустим, если работник выполняет деятельность на производстве, то недостаток умений или же знаний может привести как к понижению качества продукции, если процесс работы будет нарушен по этим причинам, и наиболее нежелательным это производственные травмы, которые могут возникнуть по этим же причинам.

Подводя итог, должно сформироваться понимание того, что человеческий капитал в своем определении содержит то, что образование играет одну из самых ключевых ролей в его формировании. Хотелось бы процитировать Тима Шиллера американского экономического аналитика: «Образование — это инвестиция в знания и умения, которая усиливает способность человека зарабатывать». Качественное образование должно сочетать в себе как теоретические принципы так и практические, для того чтобы сформировать эффективный человеческий капитал.

Литература:

  1. Buranshina N. A., Ivanova N. L. Human capital of a municipal entity: notion and structure // Вестник Уральской академии управления. — URL: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2011/04/24/ (дата обращения: 16.11.2017).
  2. Noe Raymond, John Hollenbeck, Barry Gerhart, Patrick M.Wright. Основы управления человеческими ресурсами. — 6-е изд. — 2016: McGrawHillEducation,. — 569 с.
  3. Комаров Алексей Валерьевич. Роль образования в формировании человеческого капитала в современной России // Вестник финансового университета. — 2017. — № 3. — С. 83–88.
  4. Цапенко Ирина Викторовна, Миронова Дарья Дмитриевна. Человеческий капитал и инновационные факторы его развития // Инженерный вестник Дона. — 2012. — №. — С. 153–163.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, качественное образование, человеческий капитал, Образование, опыт работы, пирамида обучения.


Похожие статьи

Роль инновационного образования при формировании профессиональных знаний

Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест

Положительное влияние гражданского предпринимательства на развитие человеческих ресурсов

Некоторые аспекты потенциала гуманитарного образования в формировании личности школьников

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Значение организационного обучения в процессе развития организации

Роль современных информационных технологий в формировании профессиональной компетентности студентов

Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования

Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы

Роль информационной культуры преподавателя в повышении качества процесса обучения студентов

Похожие статьи

Роль инновационного образования при формировании профессиональных знаний

Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест

Положительное влияние гражданского предпринимательства на развитие человеческих ресурсов

Некоторые аспекты потенциала гуманитарного образования в формировании личности школьников

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Значение организационного обучения в процессе развития организации

Роль современных информационных технологий в формировании профессиональной компетентности студентов

Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования

Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы

Роль информационной культуры преподавателя в повышении качества процесса обучения студентов

Задать вопрос