Целью современного высшего профессионального образования является подготовка компетентного специалиста, способного применять полученные во время обучения навыки в профессиональной деятельности. Потребителями результатов образовательных процессов в конечном итоге являются работодатели, оценивающие качество образования и подготовленность специалистов по уровню их компетентности. Стоит отметить, что сущность компетентностного подхода определяется не только совокупностью принципов, структуры и содержания профессионального образования, но и особенностями организации учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения. Сам же процесс формирования и развития профессиональных навыков рассматривается как средство достижения максимально возможного уровня качества профессионального образования.
Широкое внедрение в промышленность наукоемких технологий, находящихся на стыке нескольких технических дисциплин, требует объединения усилий специалистов различного профиля, что привело к трансформации многих инженерных специальностей. Из этого следует, что для выпускника современного вуза актуальным является не только приобретение конкретной квалификации, но и владение навыками дальнейшего профессионального самосовершенствования, позволяющего дипломированному специалисту постоянно оставаться конкурентноспособным на рынке труда и активно внедряться в выбранную им профессиональную сферу, при необходимости расширяя спектр трудовой деятельности.
Одним из наиболее актуальных способов формирования профессиональной компетентности выпускников в системе высшего профессионального образования является применение в процессе обучения современных информационных технологий, направленное на дальнейшее развитие навыков самообразования, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения ее в разнообразные виды деятельности [1].
В настоящее время высшие учебные заведения активно внедряют в учебный процесс перспективные средства информационных технологий, которые в недалеком будущем неизбежно заменят традиционные средства обучения, сделав образовательный процесс более наглядным и комплексным, что ощутимо облегчит восприятие информации студентами.
Кроме того, информационные системы позволяют строить образовательный процесс, отталкиваясь от субъективных особенностей восприятия отдельного обучающегося, что крайне положительно сказывается на эффективности усвоения учебного материала. Иными словами, студент сможет выстраивать образовательный процесс наиболее удобным для себя образом, постоянно взаимодействуя с системой, создавая собственные сценарии обучения, избегая необходимости подстраиваться под узкие рамки общепринятых стандартов [2].
Современные информационные телекоммуникационные средства обеспечивают:
- изложение изучаемого материала в форме презентаций, с использованием графических, анимационных, аудио и видео объектов;
- доступ к учебным и справочно-информационным материалам, размещенным на собственном сервере образовательного учреждения;
- интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов в процессе обучения, при котором студент становится полноправным участником процесса восприятия и познания;
- возможность самостоятельной работы с различными внешними информационными ресурсами;
- постоянный мониторинг и оценка знаний и умений, приобретенных студентами в процессе обучения, посредством тестирующих систем.
Не стоит забывать о том, что неотъемлемой частью профессиональной компетентности является квалифицированный подход к поиску новой информации, знание разнообразных ее источников, культура чтения и восприятия, умение эффективно представлять результаты собственной деятельности, знание норм использования и защиты интеллектуальной собственности.
Особое значение выполняет оснащенность учебного заведения современными компьютерными средствами и программным обеспечением, определяющими, в свою очередь, обширную группу информационных технологий и коммуникаций. Данная категория является основой глобальных, региональных и локальных компьютерных сетей, включая всемирную информационную сеть Интернет, создающую единое информационное пространство, обеспечивающую совместный доступ к общим ресурсам. Подобный подход к обучению развивает интерес студента к изучаемому предмету, повышает мотивацию, позволяет детально воспринимать наиболее значимую информацию, способствует ее переходу в прочные знания, в дальнейшем облегчая применение усвоенного материала на практике, в профессиональной деятельности [3], [4].
Специалисты нового поколения, владеющие современными информационными технологиями, имеют ряд преимуществ, а именно:
1. Несравненно более эффективное использование информационных ресурсов общества, являющихся наиболее важным стратегическим фактором его развития. Многолетний опыт показывает, что эффективное использование научных открытий, изобретений, технологий и передовых наработок позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, человеческих ресурсов, социального времени.
2. Умение оптимизировать и автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человека. Общеизвестно, что современное общество является информационным (с некоторых источниках утверждается, что наступает время постинформационного общества), в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран огромная часть занятого населения, в той или иной мере, связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации. Подобные тенденции ведут к возрастанию потребности в специалистах высокого уровня, способных к грамотной систематизации, сбору и группировке данных, умеющих создавать и поддерживать простые и логичные системы, позволяющие в любой момент получить к ним доступ.
3. Способность создавать современные программные и аппаратно-технические средства проектирования, исследования, технического диагностирования и промышленных испытаний, разрабатывать современные системы управления и автоматизации производственных или социальных технологий, умение работать в данной сфере и постоянно оптимизировать процессы, связанные с дальнейшим развитием и совершенствованием алгоритмов. Наиболее характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т. п.
4. Постоянный поиск, получение и внедрение новейших знаний и технических процессов. При этом на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической документации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, предоставляющие актуальные информационные технологии.
Современные методы получения и накопления знаний базируются на теории искусственного интеллекта, методах информационного моделирования, когнитивной компьютерной графики, позволяющих найти решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими, или же недостаточными исходными данными, не позволяющих произвести расчет, используя лишь предложенные создателем технического задания параметры.
5. Владение методами информационного моделирования глобальных процессов, дающих возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций, представляющих повышенную опасность для общества.
Подготовка студентов, происходящая в области информационных технологий, должна быть наиболее актуальной и востребованной, т. е. происходить в соответствии с распространением ИКТ в реальном информационном мире и без значительного временного отставания. В идеальных условиях программа обучения должна иметь определенный “запас прочности”, позволяющий прогнозировать дальнейшее развитие технологий и делать упор на ту или иную перспективную сферу деятельности [5]. Кроме того, процесс модификации учебного плана должен иметь циклический характер, учитывающий динамику изменения всей мировой информационной системы, должны быть выработаны рекомендации по изменению содержания программы изучения этих технологий, основанные на объективных аналитических методах анализа ситуации и на субъективных оценках опытных экспертов.
Подводя итог проведённому нами анализу проблем и путей формирования и развития компетентности будущих специалистов в области, связанной с разработкой, использованием и поддержкой информационных технологий, выступающей в роли необходимого компонента их общей профессиональной подготовки, следует отметить, что данные процессы могут рассматриваться как особо ценностные ориентиры современного высшего профессионального образования. Кроме того, применение информационных систем в обучении позволяет выстраивать более гибкий и информативный учебный процесс, не имеющий проблем с обновлением актуальной теоретической и практической базы знаний, что позволяет предлагать студентам наиболее востребованные материалы, постоянно совершенствуя образовательную систему с оглядкой на реалии непрерывно развивающегося мира информационных систем и технологий.
Литература:
1. Использование современных информационных технологий для решения задач векторной алгебры / Лемешкина И. Г., Гостевская О. В., Курапин А. В. //
2. Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2014. № 1. С. 25–27.
3. Гостевская, О. В. Обоснование выбора ЯВУ для преподавания основ алгоритмизации первокурсникам технического университета / О. В. Гостевская, О. А. Авдеюк, И. Г. Лемешкина, В. С. Поляков, А. В. Курапин // Молодой ученый. -2013. -№ 10. -С. 70–72.
4. Информационные технологии профессионального становления студентов технического вуза / Лемешкина И. Г., Павлова Е. С., Приходькова И. В., Авдеюк О. А.//
5. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 50. С. 075–076.
6. Использование технологии программированного обучения при изучении общепрофессиональных дисциплин / Наумов В. Ю., Акулов Л. Г., Авдеюк О. А., Лемешкина И. Г. //
7. Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2013. Т. 1. С. 91–93.
8. Работа с файлами в ТР / Гостевская О. В.
9. учебное пособие / О. В. Гостевская, И. Г. Лемешкина, Е. С. Павлова; Федеральное агентство по образованию, Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2010.
10. Организация самостоятельной работы для студентов факультета автомобильного транспорта / Павлова Е. С., Приходькова И. В., Лемешкина И. Г. //
11. Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2013. Т. 1. С. 97–99.