Целеполагание как основа разработки приоритетов в системе государственного стратегического планирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (26) март 2011 г.

Статья просмотрена: 2233 раза

Библиографическое описание:

Фондукова, Л. А. Целеполагание как основа разработки приоритетов в системе государственного стратегического планирования / Л. А. Фондукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — Т. 1. — С. 206-209. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2780/ (дата обращения: 16.11.2024).

Функционирование социально-экономических систем, таких как субъекты РФ, муниципальные образования и города всегда протекает в условиях нестабильности окружающей среды, а принятие управленческих решений – в условиях неопределенности. Как поставить реальные цели и достичь их этих обстоятельствах?

В настоящее время, когда в стране фактически отсутствуют общие идеологические цели, которые бы могли направить действия всех граждан в общее русло, позволить им ощутить сопричастность к преобразовательным процессам в государстве в целом и в каждом отдельном регионе, муниципальном образовании и родном городе, важным становится наличие четко сформулированных, понятных каждому и поддерживаемых большинством целей и направлений развития. Приоритеты развития лежат в основе формирования государственных стратегий и определяют направленность проводимых преобразований. На современном этапе идет процесс воссоздания системы государственного стратегического планирования как основного инструмента государственного регулирования экономики, поэтому от того какие цели и направления развития будут определены сегодня, зависит будущее благополучие государства. Необходимость формирования целостной системы стратегического планирования, способствующей тесной координации между федеральным центром, субъектами РФ, муниципалитетами и гражданским обществом в целом была отмечена и Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым на заседании Совета безопасности РФ.

Очевидно, что планирование начинается с осознания потребности в реформировании (или первичном создании) социально-экономической системы. В данном случае, конкретным выражением потребности будет выступать цель, сформулированная в рамках накопленного опыта и существующих системных отношений. Именно цель будет определять направление и содержание функционирования системы. Система стратегического планирования опирается на четкую иерархию целей, важнейшим элементом которой выступает миссия и генеральная цель, главный ориентир развития на ближайшие несколько лет. В поддержку генеральной цели на ее основе формулируется ряд подцелей (стратегических направлений), способствующих ее достижению.

Кроме того, не стоит забывать, о ряде характеристик, которыми должны обладать цели, чтобы способствовать успешному развитию. Во-первых, цели должны быть конкретными и поддающимися оценке, чтобы выступать ориентиром для принятия последующих решений и оценке прогресса. Во-вторых, они должны иметь конкретный временной горизонт, соотносимый со сроками реализации стратегии, и, наконец, они должны быть достижимыми, и соответствовать реальным возможностям субъекта, учитывать все его сильные и слабые стороны, а также влияние внешних факторов на их достижение. Поэтому при выборе целей разработчики стратегии ориентируются на результаты SWOT-анализа внешних и внутренних факторов, определяющих развитие. SWOT-анализ позволяет дать ответ на вопросы о перспективных направлениях развития, позволяющих активизировать естественные преимущества, элиминировать недостатки, использовать все открывающиеся возможности и избежать потенциальных опасностей. Например, городская стратегия должна строиться на анализе внешней среды, в которой проходит развитие города, (экономические и социальные тенденции регионального, российского и мирового уровня); анализе экономико-географического положения; межбюджетных отношений и возможностей воздействия на их изменение; исследовании психологической готовности к переменам, а также учете интересов действующих лиц – отраслевых группировок, отдельных групп населения, научных и общественных организаций, представителей властных структур и бизнеса. А также политических партий; необходимо определить, какие группы готовы и способны поддержать стратегический план, и чьи интересы могут быть затронуты при реализации отдельных направлений и мероприятий плана.

В ходе такого анализа особое внимание следует уделить оценке состояния хозяйственного климата субъекта планирования, так как создание благоприятного хозяйственного климата является важной составной частью экономической стратегии. Вне зависимости от того, какой уровень планирования выбран (региональный, муниципальный или городской), необходимо рассмотреть полный набор факторов, определяющих привлекательность субъекта для ведения бизнеса, а значит привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест. Набор этих факторов достаточно велик и в зависимости от уровня детализации может включать в себя особенности налогового законодательства и его применения, правила регистрации и лицензирования, экологические ограничения, доступность финансовых ресурсов (в том числе льгот и дотаций от властей), наличие программ поддержки бизнеса, а так же открытость местного бизнес-сообщества, менталитет населения, его отношение к работе, уровень коррумпированности властей и т.д.

Помимо результатов анализа в определении целей развития отдельных субъектов необходимо учитывать цели и приоритетные направления развития, заданные на федеральном уровне и обозначенные в концепциях высших административных уровней. С принятием «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», целеполагающий вектор которого направлен на «…сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей»[1], в формулировках целей большинства стратегий появились показатели эффективности перехода к устойчивому развитию, характеризующие качество жизни, уровень экономического развития, экономическое благосостояние территорий.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. В качестве основного приоритета государственной политики названы: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Основная стратегическая цель Концепции – это "достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан"[2]. Что предполагает вхождение страны к 2020 году в пятерку стран-лидеров по объему ВВП, а уровень дохода и качество жизни россиян к этому времени должны приблизиться к нынешнему уровню развитых стран.

На основе результатов детального анализа экономико-социального положения и после соотнесения полученных результатов с целями стратегий более высоких уровней и общегосударственными целями развития, можно приступать к формированию собственных целевых установок и главной цели, которая описывает отличительные характеристики объекта планирования, создавая картину желаемого будущего, и определяет направление для формулировки целей низших уровней иерархии. Например, стратегическая цель долгосрочного развития Ханты-мансийского автономного округа - Югры сформулирована так: «обеспечить сохранение его ведущей роли в общероссийской экономике как необходимой основы для повышения качества жизни, благосостояния, уменьшения бедности, формирования установки на постоянное проживание в округе современных и будущих жителей Югры. Округ должен стать лучшей территорией России по возможностям карьерного роста, значительного повышения социального и материального статуса в течение жизни, в поощрении таланта и успеха» [3].

Главная цель развития округа включает в себя как направления, обозначенные на федеральном уровне (повышение качества жизни, сохранение экономической роли и т.д.), так и особенности социально-экономической ситуации в округе. В ходе анализа которой была выявлена проблема нехватки квалифицированных кадров, в том числе и кадров рабочих специальностей и необходимость создания местной системы переподготовки кадров среднего звена, которая нашла отражение в формулировке стратегической цели округа.

Главная стратегическая цель развития города Екатеринбурга до 2020 - обеспечить достаточно высокое и устойчиво повышающееся качество жизни для нынешних и будущих поколений горожан. [4]

В поддержку главной цели приводится ряд подцелей второго порядка:

  • формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения;

  • развитие эффективного инновационного производства и сферы услуг, обеспечивающих интеграцию в региональную, национальную и мировую экономику;

  • создание благоприятного социально-экономического и правового климата для предпринимателей и жителей города;

  • улучшение городской среды (развитие инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города);

  • формирование гражданского общества и развитие городского местного самоуправления (партнерство в экономической, социальной и культурной сферах).

Главная цель и подцели стратегии развития города соответствуют основным положениям «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», а также «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Подцели, подкрепляющие генеральную цель, направлены на формирование образа процветающего города с эффективной динамично развивающейся экономикой, развитой системой общественных институтов, комфортной и безопасной средой обитания, обеспечивающей всестороннее развитие личности. Все эти ориентиры являются основными показателями, характеризующими качество жизни - показатель, выбранный в качестве основной цели развития.

Однако на практике работе консультантов по анализу социально-экономической ситуации в регионе не уделяется должного внимания, что сказывается на качестве стратегического планирования, которое не всегда соответствуют существующим требованиям. Зачастую анализ конкурентных преимуществ проводится формально, не учитывается изменившаяся ситуация в регионе, появление новых вызовов и возможностей. Примером неудачной стратегической инициативы может служить проект стратегического плана развития г. Воронежа, оценка которому дана в статье профессоров Ю. Корчагина и В. Логунова. Авторы раскрывают непроработанность аналитической части стратегии, поверхностное рассмотрение существующей социально-экономической ситуации в регионе. Многие проблемы так и остались не замеченными разработчиками плана, а в качестве конкурентных преимуществ названы те области, которые сами являются проблемными и нуждаются в преобразовании. К числу приоритетных целей в проекте относится развитие наукоемких производств, однако статистической базы, которая могла бы стать основанием для прогнозов развития в работе не представлено. А согласно статистике регионов России на протяжении с 2000-2007 годов удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, сократился с 20,1% до 11,8%. Напротив, все остальные сопредельные регионы улучшали данный показатель. Остается непонятным, на основе каких процессов негативная тенденция вдруг сменится на противоположную. И наоборот, система образования Воронежа названа среди его основных конкурентных преимуществ, однако, как и во многих других регионах, качество высшего образования падает, система коррумпирована, выпускает избыточное количество специалистов, причем, низкого качества, кроме того, она проиграла конкуренцию за создание федеральных и национальных университетов другим городам-соседям. [5]

Таким образом, поверхностно выполненный SWOT-анализ и отсутствие глубокого анализа состояния экономики, промышленности и социальной сферы мешают определению целей направлений развития, приоритетных именно для данного региона. Поэтому важно, чтобы исследование строилось на экспертных оценках реальной ситуации в регионе, подкрепленных статистическими данными за последние годы, которые позволят выявить динамику и создать прогнозы будущего социально-экономического развития.

Кроме того, часто оказывается недооценен аспект стратегического планирования, связанный с общественным участием и активизацией местного сообщества на этапе целеполагания и идентификации проблем, в результате чего положения стратегического плана воспринимаются жителями как очередная директива сверху и не вызывают чувства сопричастности. Во избежание этого проводят социологические исследования, опрос граждан по ключевым вопросам социально-экономической политики. Данные исследования позволяют сформировать стратегическую цель того идеального видения города, к которому необходимо прийти в результате реализации разрабатываемого плана. Генеральная цель будет выполнять свои функции только при условии, что она правильно понимается, поддерживается и реализуется большинством заинтересованных лиц.

Стратегическое планирование – это, прежде всего, выбор целей и ориентиров, прорисовка желаемого будущего, определение стратегии и направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность региона в целом как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания. Четко поставленные цели, сформированные в ходе детального анализа социально-экономического положения и конкурентоспособности объекта государственного планирования, позволяют сделать будущее более определенным и становятся основной предпосылкой, задающей направление развития. Наличие воспроизводимых процедур общественного диалога в процессе определения ориентиров и стратегических целей развития способствует укреплению доверия к стратегическому плану и мерам государственной власти по его реализации.


Литература

  1. «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»/ утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440
  2. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»/ утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
  3. «Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года» / Утверждена распоряжением Правительства автономного округа от 14 ноября 2008 г. № 491-рп

  4. Стратегический план развития муниципального образования «Город Екатеринбург» до 2020 года/ утвержден решением Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 № 40/6 «О стратегическом плане развития Екатеринбурга»
  5. Ю.Корчагин и В.Логунов «Анализ проекта «Стратегический план социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года»/ электронный информационно-аналитический журнал, 2010г. http://parere.ru/strategy/show/402?page=3
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, направление развития, стратегическое планирование, Стратегический план, устойчивое развитие, долгосрочное социально-экономическое развитие, Концепция перехода, детальный анализ, муниципальное образование, Ханты-Мансийский автономный округ.


Похожие статьи

Роль стратегического планирования на рынке услуг здравоохранения

Стратегическое планирование - центральное место стратегического управления агропромышленным комплексом

Анализ состояния хозяйственной деятельности предприятия, как базы формирования стратегии развития

Разработка подходов к оценке качества региональной стратегии, как один из факторов устойчивого экономического развития

Роль компетентностного подхода в системе школьного образования

Место и роль муниципальных органов управления в новой социально-экономической стратегии развития регионов России

Формирование системы оценки результативности организационных изменений

Планирование инноваций как организующее начало процесса реализации инновационного проекта

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций

Сущность бюджетирования в системе планирования

Похожие статьи

Роль стратегического планирования на рынке услуг здравоохранения

Стратегическое планирование - центральное место стратегического управления агропромышленным комплексом

Анализ состояния хозяйственной деятельности предприятия, как базы формирования стратегии развития

Разработка подходов к оценке качества региональной стратегии, как один из факторов устойчивого экономического развития

Роль компетентностного подхода в системе школьного образования

Место и роль муниципальных органов управления в новой социально-экономической стратегии развития регионов России

Формирование системы оценки результативности организационных изменений

Планирование инноваций как организующее начало процесса реализации инновационного проекта

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций

Сущность бюджетирования в системе планирования

Задать вопрос