Анализ состояния хозяйственной деятельности предприятия, как базы формирования стратегии развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (26) март 2011 г.

Статья просмотрена: 7883 раза

Библиографическое описание:

Егорова, А. О. Анализ состояния хозяйственной деятельности предприятия, как базы формирования стратегии развития / А. О. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — Т. 1. — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2831/ (дата обращения: 19.11.2024).

В современных условиях стабильный успех предприятия зависит от четкого и эффективного планирования им своей деятельности, регулярного сбора и обработки информации о состоянии рынков, собственных перспективах и возможностях, что позволяет ему вырабатывать стратегию и тактику финансово-хозяйственной деятельности.

В настоящее время анализ хозяйственной деятельности необходим предприятию для оценки его финансового состояния, а также определения влияния различных внешних и внутренних факторов на основные показатели его деятельности. В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей предприятия задачам обеспечения и поддержания его конкурентных преимуществ.

Основной целью анализа хозяйственной деятельности является предоставление информации менеджерам предприятия и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных решений, а также выбора стратегии деятельности предприятия.

Анализ состояния хозяйственной деятельности проводится по следующим направлениям:

  1. Анализ производства и реализации продукции

Основные этапы анализа производства и реализации продукции:

  • анализ объема продукции: анализ объема производства включает в себя изучение динамики валовой и товарной продукции, а также расчета индексов их роста и прироста;

  • анализ ассортимента продукции: основным элементом аналитической работы на данном этапе является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту;

  • анализ качества продукции: в процессе анализа изучают динамику прямых (полезность, надежность, технологичность) и косвенных (штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака) показателей качества;

  • анализ ритмичности производства: на данном этапе анализа рассчитывают прямые (коэффициент ритмичности и коэффициент вариации) и косвенные (наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции) показатели ритмичности. В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы;

  • анализ реализации продукции: в процессе проведения анализа сравнивают фактические данные реализации продукции с плановыми, при этом рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

Информационной базой для анализа производства и реализации продукции служат: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

  1. Анализ использования основных производственных фондов

Основные этапы анализа основных производственных фондов:

  • анализ структуры и динамики основных средств: в процессе проведения анализа производится оценка размера и структуры вложения капитала в основные средства, определяется характер и размер влияния стоимости основных средств на финансовое положение предприятия и структуру баланса;

  • анализ эффективности использования основных средств: на данном этапе производится анализ движения основных средств (рассчитывают коэффициенты ввода, обновления, выбытия, прироста, годности, износа), показателей эффективности использования основных средств (рассчитывают фондоотдачу и фондоемкость), а также времени работы оборудования.

  • анализ эффективности инвестиций в основные средства: основным элементом аналитической работы на данном этапе является оценка эффективности капитальных вложений, а также эффективность привлечения займов для инвестирования;

  • анализ эффективности затрат по содержанию и эксплуатации оборудования: на данном этапе анализируются затраты на капитальный ремонт и затраты по текущему ремонту.

Основными источниками информации для проведения анализа использования основных производственных фондов являются: ф. №11 «Отчет о наличии и движении основных средств», фБМ «Баланс производственной мощности», ф.№7-ф «Отчет о запасах неустановленного оборудования», инвентарные карточки учета основных средств и др.

  1. Анализ материальных ресурсов предприятия

При анализе материальных ресурсов предприятия выделяют следующие этапы:

  • оценка качества планов материально-технического снабжения: в процессе анализа проверяется качество полученных от поставщиков сырья и материалов, соответствие их стандартам ТУ и условиям договора;

  • оценка эффективности использования материальных ресурсов: на данном этапе анализа рассчитывают основные показатели эффективности использования материальных ресурсов (материалоемкость, материалоотдача, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования сырья и материалов);

  • оценка потребности предприятия в материальных ресурсах: основным элементом аналитической работы на данном этапе является расчет коэффициента обеспеченности предприятия запасами (в днях) и среднего дневного расхода каждого вида сырья и материалов.

Информационной базой для анализа материальных ресурсов предприятия служат: план материально-технического снабжения, заявки, спецификации, договоры на поставку сырья и материалов, формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и его затратах на производство и реализацию продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости выпускаемых изделий, данные о нормативах и нормах расходов материальных ресурсов.

  1. Анализ трудовых ресурсов предприятия

Основные этапы анализа трудовых ресурсов предприятия:

  • анализ использования рабочей силы: на данном этапе анализируется обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, уровень квалификации персонала, а также формы, динамики и причины движения персонала;

  • анализ производительности труда: основным элементом аналитической работы на данном этапе является проверка выполнение плана по росту производительности труда и определение прироста продукции за счёт этого фактора;

  • анализ оплаты труда: на данном этапе анализируется состав, динамика и эффективность использования фонда заработной платы.

Основными источниками информации для анализа трудовых ресурсов предприятия служат: План по труду, ф №1-Т «Отчёт по труду», ф №5-3 «Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации), статистическая отчётность отдела кадров по движению рабочих и др.»

  1. Анализ себестоимости продукции

При анализе себестоимости продукции выделяют следующие этапы:

  • анализ затрат на 1 рубль товарной продукции: в процессе анализа рассчитывают объём выпуска товарной продукции, уровень переменных затрат на единицу продукции, изменение суммы постоянных затрат и уровня отпускных цен;

  • анализ прямых материальных и трудовых затрат: основным элементом аналитической работы на данном этапе является расчет затрат по каждому виду продукции на основе плановых и отчётных калькуляций с последующим обобщением полученных результатов в целом по предприятию, а также сумм прямой зарплаты на производство продукции по плану и фактически;

  • анализ косвенных затрат: на данном этапе рассчитывают расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы. Анализ этих расходов производится путём сравнения фактической их величины на 1 руб. товарной продукции в динамике за 5-10 лет, а так же с плановым уровнем отчётного периода.

Информационной базой для анализа себестоимости продукции служат: данные статистической отчётности, ф.№5-з «Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции», данные бухгалтерского учёта: синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, плановые и отчётные калькуляции себестоимости продукции и пр.

  1. Анализ прибыли и рентабельности

Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:

    • анализ состава и динамики балансовой прибыли: в процессе анализа рассчитывают прибыль от продаж, сальдо операционных доходов и расходов, сальдо внереализационных доходов и расходов, а также прибыль от обычных видов деятельности в базисном и отчетном периоде;

    • анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности: на данном этапе рассчитывают прибыль от обычных видов деятельности, операционные и чрезвычайные финансовые результаты, внереализационные финансовые результаты;

    • анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности: основным элементом аналитической работы на данном этапе является оценка динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности;

    • анализ рентабельности предприятия: в процессе анализа рассчитывают рентабельность производственной деятельности, рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность активов, рентабельность (доходность) собственного капитала;

    • анализ распределения и использования прибыли: главным элементом аналитической работы на данном этапе является определение резервов увеличения суммы прибыли по каждому виду товарной продукции. При этом основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции.

Основными источниками информации для анализа прибыли и рентабельности являются: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках», данные финансового плана.

  1. Анализ финансового состояния предприятия

Анализ финансового состояния предприятия включает в себя следующие этапы:

  • предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования: на данном этапе рассматривают имущественное положение предприятия на начало и конец отчетного периода, условия работы предприятия в отчетном периоде, а также перспективы финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

  • оценка имущественного положения предприятия: для оценки имущественного положения предприятия необходимо определить сумму хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия, а также рассчитать долю активной части основных средств, коэффициенты износа, обновления и выбытия основных средств.

  • оценка финансового положения предприятия: финансовое положение предприятия оценивается с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. Для оценки финансового положения предприятия в краткосрочной перспективе необходимо рассчитать ликвидность (текущую, быструю, абсолютную) и платежеспособность предприятия. Для оценки финансового положения предприятия в долгосрочной перспективе необходимо рассчитать коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент структуры долгосрочных вложений, коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств и коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств.

  • оценка положения на рынке ценных бумаг: в процессе анализа рассчитывают доход на акцию, ценность акции, дивидендную доходность акции, дивидендный выход, коэффициент котировки акции.

Информационной базой для анализа финансового состояния предприятия служат: ф.№1 «Бухгалтерский баланс», ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках», ф.№3 «Отчет о движении фондов и других средств», ф.№4 «Отчет о движении денежных средств», ф.№5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Таким образом, анализ финансово - хозяйственной деятельности дает объективную и точную картину его финансовых результатов, эффективности использования экономических ресурсов, и величины производственного потенциала, что немаловажно при разработке стратегии развития предприятия.


Литература:

    1. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия – М: Инфра-М, 2007 г.- 280с.

    2. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009 г.- 112с.

Основные термины (генерируются автоматически): реализация продукции, товарная продукция, анализ, информационная база, хозяйственная деятельность, аналитическая работа, материальный ресурс предприятия, основной источник информации, трудовой ресурс предприятия, финансовое состояние предприятия.


Похожие статьи

Оценка экономической безопасности социально-экономической систем посредством методики диагностики инновационного потенциала

Моделирование бизнес-процесса выбора инвестиционного поведения предприятия

Моделирование бизнес-процесса оценки конкурентоспособности предприятия

Научные аспекты понятия «стратегия развития предприятия»

Внешний и внутренний анализ финансовой деятельности предприятий

Методы научно-технического прогнозирования процесса развития организации

Особенности формирования организационно-экономического механизма агропромышленного кластера

Направления совершенствования финансовой стратегии банка

Особенности оценки экономической эффективности предпринимательской деятельности

Теоретические аспекты и методологические подходы к оценке инвестиционного и инновационного потенциала региона

Похожие статьи

Оценка экономической безопасности социально-экономической систем посредством методики диагностики инновационного потенциала

Моделирование бизнес-процесса выбора инвестиционного поведения предприятия

Моделирование бизнес-процесса оценки конкурентоспособности предприятия

Научные аспекты понятия «стратегия развития предприятия»

Внешний и внутренний анализ финансовой деятельности предприятий

Методы научно-технического прогнозирования процесса развития организации

Особенности формирования организационно-экономического механизма агропромышленного кластера

Направления совершенствования финансовой стратегии банка

Особенности оценки экономической эффективности предпринимательской деятельности

Теоретические аспекты и методологические подходы к оценке инвестиционного и инновационного потенциала региона

Задать вопрос