Реализация ценовой политики и ее влияние на предприятие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.11.2020

Статья просмотрена: 307 раз

Библиографическое описание:

Жилякова, С. М. Реализация ценовой политики и ее влияние на предприятие / С. М. Жилякова, Т. Н. Дубровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75058/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ценовая политика организации во многом зависит от типа рынка, на котором оно осуществляет свою деятельность, при этом она проходит большое количество этапов, каждый из которых важен для ее грамотного применения. На выбор ценовой политики и ценовой стратегии оказывает влияние стадия жизненного цикла предприятия: появление предприятия на рынке, развитие предприятия, стабильность деятельности, устаревание, реорганизация деятельности.

Грамотное ценообразование является основой эффективного функционирования предприятия. Непринятие во внимание одного из факторов ценообразования или упущения одного из этапов подвергают предприятие риску утратить понимание реального положения дел на рынке.

Ключевые слова: калькулирования себестоимость продукции, ценообразование, ценовая политика.

Современная особенность экономического развития, в условиях различных санкций и контрсанкций, привело к тому, что крупные зарубежные производители вынуждены уйти с российского рынка, произошло снижение объема импортной продукции. Обстоятельства требуют от отечественных компаний коренного пересмотра стратегии управленческих решений в целом и политики ценообразования в частности.

Отечественные компании не располагают необходимой мобильностью и гибкостью при рассмотрении возникших возможностей для реализации долгосрочных целей по освоению товарных ниш и последующего их удержания. Наглядно это показывает статистика, согласно данным которой, за 2019 год крайне мало новых брендов отечественных производителей вышли на рынок. Имидж компании, ее признание потребителями на рынке имеет особое значение в реализации стратегических интересов компании, как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе [1].

На практике у большинства российских предприятий, наблюдается довольно существенное количество ошибок в реализации ценовой политики. Стоит отметить, прежде всего, излишнюю ориентированность на издержки, еще одним важнейшим фактором является отсутствие правильного и оптимального целеполагания. Предприятия зачастую абстрагируются от очень важных процессов, например, анализа спроса и предложения, а также других приоритетных показателях рынка. Это приводит к тому, что процесс ценообразование превращается в формальную процедуру, лишь относительно влияющую на эффективность функционирования организации. В то же время политика ценообразования, и что еще более важно ее реализация, неразрывно связаны с потенциальной успешностью. на рис.1 мы вынесли основные факторы, влияющие на формирование ценовой политики компании.

Факторы формирования ценовой политики

Рис. 1. Факторы формирования ценовой политики

Данный рисунок весьма схематично показывает все многообразие факторов, которые должны быть учтены предприятиям для того, чтобы ценовая политика стала эффективным инструментом увеличения прибыли и достижения самых амбициозных целей (например, лидерство на рынке) [2].Таким образом, не принимая во внимание хотя бы одну опцию, производитель рискует составить ложное представление о состоянии рынка, это приводит к некорректным, а порой и пагубным управленческим решениям.

Одним из важнейших этапов является выработка стратегии ценообразования является выбор метода ценообразования. Сравним наиболее популярные методы ценообразования на практике (таблица 1–3)

Таблица 1

Себестоимость продукции растениеводства АО «Агрокомплекс» предприятие «Чебургольское» Красноармейского района по системе «Директ-костинг»

Показатель

Культура

Озимая пшеница

Кукуруза

Подсолнечник

Объем производства, ц.

226 602

18 033

6 111

Сокращенная себестоимость единицы продукции, руб.

356,64

254,64

389,36

Уровень товарности, %

10,77

1,22

0,36

Реализовано продукции, ц

24 405

220

22

Выручка, тыс. руб.

12 182

79

11

Себестоимость реализованной продукции (всего), тыс. руб

8 703,8

56,02

8,57

Маржинальный доход, тыс. руб.

6 562,2

1 943,8

547,43

Постоянные затраты на производство продукции, тыс. руб.

5 504

Финансовый результат, тыс. руб.

3 539

Таблица 2

Себестоимость продукции растениеводства АО фирма «Агрокомплекс» предприятие «Чебургольское» по системе «Стандарт-костинг»

Показатель

Культура

Озимая пшеница

Кукуруза

Подсолнечник

Объем производства, ц.

226 602

18 033

6 111

Нормативная себестоимость единицы продукции, руб.

385,74

319,66

425,92

Уровень товарности, %

10,77

1,22

0,36

Реализовано продукции, ц

24 405

220

22

Выручка, тыс. руб.

12 182

79

11

Себестоимость реализованной продукции (всего), тыс. руб

9 413,98

70,33

9,37

Отклонения от нормативного расхода ресурсов, тыс. руб.

1 727,77

712,47

321,67

Финансовый результат, тыс. руб

1 049,61

Таблица 3

Себестоимость продукции растениеводства АО фирма «Агрокомплекс» предприятие «Чебургольское» Красноармейского района с применением системы «АВС- калькулирования»

Показатель

Культура

Озимая пшеница

Кукуруза

Подсолнечник

Объем производства, ц.

226 602

18 033

6 111

Производственная себестоимость единицы

продукции (с использование системы АВС-

калькулирования), руб.

322,44

261,14

385,13

Уровень товарности, %

10,77

1,22

0,36

Реализовано продукции, ц

24405

220

22

Выручка, тыс. руб.

12182

79

11

Себестоимость реализованной продукции (всего), тыс. руб

9745,4

57,45

8,47

Накладные расходы, тыс. руб

612,53

Финансовый результат, тыс. руб

3723,79

Финансовый результат при методах direct-costing и ABC незначительно отличался, а метод standart-costing занизил данный показатель в три раза. Существенно различается себестоимость производимых товаров, что связано с различной классификацией затрат и отнесением их на себестоимость, либо на финансовый результат. В рассматриваемом примере себестоимость одной и той же продукции, рассчитанная различными методами, существенно изменялась.

Кроме выбора рационального метода калькуляции себестоимости товаров или услуг, необходимо производить разработку самостоятельной ценовой стратегии — это постоянно воспроизводимый процесс, имеющий определенную этапность.

Первый этап включается в себя формирование первоначальной цены на товар — стоимости, при этом демонстрируется связь между затратами на товар и ценообразованием. Данный этап формируется, основываясь на основных методах калькулирования себестоимости.

На втором этапе происходит выявление факторов, которые влияют на уровень цены. Это самый важный этап из всех аналитических. Условно данный этап можно разделить на две части: выявление факторов, влияющих на цену; расчет степени влияния этих факторов.

На третьем этапе производится постановка целей ценообразования, такая цель должна напрямую соответствовать финансовой стратегии предприятия. К таким целям можно отнести: стратегия выживания на рынке; выполнение условия максимизации прибыли; лидерство по показателям доли рынка или увеличение доли рынка; лидерство в установлении цен на рынке; лидерство по внедрению нововведений.

На четвертом этапе производится выбор метода ценообразования. Они могут иметь под собой следующую основу: наценка на себестоимость продукции; принцип безубыточности; ориентация на платежеспособный спрос потребителей; ориентация на динамику рыночных цен; ориентация на ожидания ценовых предложений конкурентов.

На пятом этапе разрабатывается ценовая стратегия и производится утверждение окончательной цены. Стратегия вытекает из целеполагания, целесообразна четкая структурная связь двух этих этапов.

Шестой и седьмой этапы ограничены лишь ограничениями маркетингового отдела. Тактики введения цены на рынок и рекламные кампании не поддаются классификации. Особенно многообразны возможные рекламные кампании, их воздействие на рынок и восприятие потребителя очень сложно переоценить. Именно от позиционирования товара зависит, насколько он будет востребован среди покупателей.

После всех вышеописанных этапов происходит рыночная корректировка цены и страхование рисков. Это финальные этапы всего процесса ценообразования.

Таким образом можно сделать вывод, что ценовая политика организации во многом зависит от типа рынка, на котором оно осуществляет свою деятельность, при этом она проходит большое количество этапов, каждый из которых важен для ее грамотного применения. На выбор ценовой политики и ценовой стратегии оказывает влияние стадия жизненного цикла предприятия: появление предприятия на рынке, развитие предприятия, стабильность деятельности, устаревание, реорганизация деятельности.

Кроме того, грамотное ценообразование является основой эффективного функционирования предприятия. Непринятие во внимание одного из факторов ценообразования или упущения одного из этапов, подвергают компанию риску утратить понимание реального положения дел на рынке.

Литература:

  1. Егорова, С. П. Сравнительный анализ новых методов и систем учета затрат и калькулирования себестоимости продукции / С. Егорова, Л. Юданова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. — 2015. — № 2. — С. 94–106.
  2. Жданова, Н. Л. Применение новейших методов калькулирования себестоимости продукции // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем. — 2017. — № 6. — С. 102–107.
  3. Тарасевич, В. М. Ценовая политика предприятия / В. М. Тарасевич. — М.: Питер, 2017. — 272 c.
  4. Соснаускене, О. И. Ценообразование / О. И. Соснаускене, Д. В. Шармин, Г. С. Шерстнева. — М.: Дашков и Ко, 2017. — 272 c.
  5. Ценообразование: учебник для студентов экономических вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» / М. Д. Магомедов, Е. Ю.Куломзина, И. И. Чайкина. — Москва: Дашков и К°, 2017. — 248 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ценовая политика, этап, финансовый результат, рынок, озимая пшеница, реализованная продукция, себестоимость продукции растениеводства АО, уровень товарности, ценовая стратегия, Красноармейский район.


Задать вопрос