Планирование инноваций как организующее начало процесса реализации инновационного проекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (47) декабрь 2012 г.

Статья просмотрена: 3554 раза

Библиографическое описание:

Димитров, И. Л. Планирование инноваций как организующее начало процесса реализации инновационного проекта / И. Л. Димитров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 197-198. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5946/ (дата обращения: 23.11.2024).

Что подразумевается под видами планирования инноваций, и чем мы руководствуемся при их воплощении? В чём их отличия, и каковы их слабые и сильные стороны? Поставим цель выяснить это, проанализировав их характеристики.

Планирование является неотъемлемой частью любой деятельности, включая инновационную, и в широком смысле подразумевает под собой систему регулирования данного процесса.

Следует признать, что рассмотрение вопроса, связанного с определением особенностей и границ видов планирования инноваций является вопросом актуальным на сегодняшний момент. Он позволит более эффективно использовать в дальнейшем ресурсы предприятий для осуществления их планов и задач, что, несомненно, может сказаться как на финансовом положении, так и на изменении ситуации на рынке в зависимости от успешности применения того или иного вида планирования инновационной деятельности в организации.

Как нам уже известно, из многочисленных источников, можно выделить такие классификации видов планирования инноваций, как целевые, то есть в зависимости от целей, промежуточные или периодические виды планирования, также следует отметить классификации планирования инновационной деятельности на предприятии по уровням иерархии организации и по содержанию.

Что касается целевой классификации, то здесь можно акцентировать внимание на двух видах планирования - стратегическом и оперативном. Стратегическое планирование инноваций затрагивает всю деятельность организации. Данный вид планирования заключается в структуризации принятия мер на долгосрочный период, порядка пяти лет. В рамках данного планирования инноваций компания должна сформулировать свою цель на указанный промежуток времени, а также установить основные задачи и требования к организации при внедрении инноваций. Стратегическое планирование распространяется на все уровни иерархии организации.

При данном планировании происходит глобальное перераспределение ресурсов. Можно отметить, что само по себе стратегическое планирование инноваций весьма тяжеловесно по сравнению с остальными, капиталоёмкое. Несомненно, оно должно быть хорошо продуманно, может привести к тотальному изменению доли данной организации на интересующем её сегменте. Однако и риски также велики. При резком, непредвиденном изменении интересов потребителей, инновации, внедряемые в производство для создания конечной продукции, к примеру, могут не оправдать себя, а изменение курса деятельности компании заберёт слишком много времени и ресурсов. Таким образом, для осуществления стратегического планирования инноваций нужно провести широкомасштабные работы по изучению рынка, проведению всех необходимых расчётов, принять во внимание риски, как в данной отрасли, так и в мировом масштабе.

Далее рассмотрим оперативное планирование. Оно неразделимо связано со стратегией компании по вопросу внедрения инноваций в свою деятельность. Следует отметить, что оно также связано с содержательной классификацией видов планирования инноваций через некоторые элементы, но об этом чуть позже. Суть данного вида планирования заключается в оформлении задач, ресурсов и порядка достижении цели стратегического планирования инновационной деятельности компании, и в отличие от него, оперативное планирование нацелено на более сжатые сроки реализации своих задач. То есть ими легче руководствоваться и преобразовывать в зависимости от изменений на рынке, а также в связи с эволюцией в технологии.

Планирование по предметному спектру представляет собой совокупность планирования в зависимости от предмета. К примеру, это может быть планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, начинающееся от постановки целей, плана достижения этой цели, поиска финансовых средств, персонала.

Следует отметить, что для оптимального планирования инноваций в НИОКР на предприятии должна быть подходящая структура организации. Чаще всего для разработок НИОКР подходят организационные структуры матричного типа. Это значительный минус, ведь далеко не каждое предприятие соответствует данному критерию, и даже если данная структура и свойственна организации, не стоит забывать о её негативных сторонах, вроде двойного подчинения, что может существенно усложнить планирование инноваций в данной деятельности.

Также в виде планирования инноваций по предмету можно выделить планирование в производстве, где необходимо определить, насколько будет усовершенствован процесс производства и как в дальнейшем он отразится на предприятии. Это весьма трудоёмкий процесс, так как он включает изменение всего процесса создания продукции. Идет процесс внедрения новейшего оборудования, использования композитных материалов, также необходимо позаботиться об обучении персонала и т.п. Разумеется, этот вид планирования весьма капиталоёмкий и требует тщательного контроля.

Существует также планирование инноваций исходя из уровней организации, задействованных в инновационном процессе. Можно выделить сводное планирование, в котором так или иначе задействованы практически все уровни организации, так как внедрение инноваций затрагивает большинство сфер. Чаще всего данное планирование краткосрочное, оно основывается на состоянии предприятия на данный момент, в соответствии, с чем можно сказать, что оно позволяет быстро реагировать на те или иные изменения как внутри системы, так и вне её. Сводное планирование даёт возможность спрогнозировать те или иные изменения, и оно открыто для корректировок, что является несомненным преимуществом. Также данный вид планирования инноваций позволяет провести комплексное планирование, то есть учитывает изменения на всех участках предприятия, и внедрять инновации уже исходя из понимания специфики того или иного отдела. Конечно, это требует кропотливой и тщательной работы, налаженной системы передачи информации между отделами и тщательной координации их деятельности, но позволяет контролировать внедрение инноваций на всех этапах.

Также к данной классификации по уровням мы можем отнести планирование инноваций структурных единиц, то есть отделов, служб или подразделений. В данном случае подотчётными становятся отдельные участки, чья деятельность как раз будет спланирована при внедрении инноваций. В зависимости от того или иного уровня должны быть сформулированы методы разработки инноваций, да и контролировать такую деятельность значительно легче. То есть при данном виде планирования производится выбор инновационной деятельности для какого-то отдельного участка организации.

Планирование инновационной деятельности для конкретного исполнителя является самым узким из всех перечисленных, для этого служащего определяется ряд мероприятий, которые он должен произвести, а также сроки разработки и внедрения инноваций, или же содействия при разработке. Таким образом, каждый уровень, сфера, которую охватывает планирование инновационной деятельности, обладает своими специфическими параметрами, ведь деятельность организации многоплановая, сложная по своей структуре, а значит только при скоординированной постановке планов перед теми или иными структурами или единицами можно добиться оптимального комплексного планирования инновационного процесса. Как мы уже видим, существование одного вида плана по внедрению новшеств или их разработке не отменяет существование другого, более узкого или широкого, входящего в данный план, или включающего его в свой состав.

Наконец, можно выделить классификацию видов планирования инноваций по их содержанию. Так, продуктово-тематический вид планирования инноваций подразумевает под собой поиск наиболее перспективного направления исследовательских работ, а также организации расширения номенклатуры производимой продукции, обновления всей линейки. Помимо этого продуктово-тематический вид планирования также включает в себя подготовку и проведение процедур по обновлению технологии производства. Разумеется, подобные мероприятия осуществляются людьми творческими, способными предугадывать интересы потребителей. Это планирование является базой при создании остальных планов, от него зависят хозяйственные результаты всего предприятия в будущем. Производится анализ потенциала предприятия, изучается рынок и конъюнктура. Этот вид планирования очень близок к стратегическому по степени подготовки.

Второй вид планирования в данной классификации – это технико-экономическое планирование. Он является как бы продолжением продуктово-тематического, и содержит в себе расчёты ресурсов, которые необходимы для создания той номенклатуры продукции, выбранной в ходе продуктово-тематического планирования как наиболее перспективной. Производятся оценка эффективности внедрения данной инновации, рентабельность производства и сопутствующие экономические показатели, помогающие проанализировать финансовую выгоду и затраты, сопутствующие инновационному процессу. Исполнителями являются экономисты и менеджеры, выбирающие более оптимальный вариант внедрения новшеств.

И, наконец, планирование объёмно-календарное, чья суть заключается в определении норм загруженности отделов и служб, а также календарных графиков выполнения поставленных перед ними задач, связанными с воплощением в жизнь того, что было сформулировано при продуктово-тематическом виде планирования, и чья целесообразность подтверждена при технико-экономическом планировании. В данном случае устанавливаются временные рамки: начало и окончание той или иной работы, связанной с воплощением в жизнь новшеств. Это наименее затратное планирование, являющая собой завершение всех этапов планирования и устанавливающая круг ответственных лиц и их функциональные обязанности.

Таким образом, подводя итоги по всему вышеперечисленному, мы можем обнаружить следующий факт: все эти виды планирования связаны друг с другом, и нельзя организации выбрать какой-то определённый вид планирования, при этом игнорируя остальные. Однако можно определить круг видов планирования для той или иной организации, в зависимости от её размера, от специфики её деятельности и особенностей производимой продукции. Так в крупных компаниях, обладающими значительными финансовыми средствами, помимо стратегического и оперативного планирования большое внимание уделяется планированию в НИОКР (т.е. планированию по предметному спектру), в то время как не все предприятия обладают такой возможностью.

Основные термины (генерируются автоматически): вид планирования, внедрение инноваций, инновационная деятельность, планирование, планирование инноваций, вид планирования инноваций, инновационный процесс, оперативное планирование, стратегическое планирование инноваций, предметный спектр.


Похожие статьи

Методологический подход к процессу разработки и внедрения инновации

Этапы брендинга как процесса создания и развития товарного бренда

Маркетинг как инструмент управления предприятием сферы услуг

Анализ состояния хозяйственной деятельности предприятия, как базы формирования стратегии развития

Исследовательское обучение как средство формирования информационной компетентности студентов

Целеполагание как основа разработки приоритетов в системе государственного стратегического планирования

Проектные предпосылки внедрения интегрированного контроллинга в промышленности

Развитие рецептивных умений как цель и средство формирования нескольких компетенций

Экологическое страхование как механизм привлечения инвестиционных ресурсов для реализации природоохранных мероприятий

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций

Похожие статьи

Методологический подход к процессу разработки и внедрения инновации

Этапы брендинга как процесса создания и развития товарного бренда

Маркетинг как инструмент управления предприятием сферы услуг

Анализ состояния хозяйственной деятельности предприятия, как базы формирования стратегии развития

Исследовательское обучение как средство формирования информационной компетентности студентов

Целеполагание как основа разработки приоритетов в системе государственного стратегического планирования

Проектные предпосылки внедрения интегрированного контроллинга в промышленности

Развитие рецептивных умений как цель и средство формирования нескольких компетенций

Экологическое страхование как механизм привлечения инвестиционных ресурсов для реализации природоохранных мероприятий

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций

Задать вопрос